Заземление утверждений или облачная херня (фрагмент третьей книги)

 Публичный пост
8 сентября 2022  1384

Это очередной фрагмент новой книги. Предыдущий фрагмент здесь
_____________________
В начале своей книги «Рискуя собственной шкурой» Нассим Талеб приводит миф об Антее и Геракле. Антей — полубог в греческой мифологии, черпавший силы от своей матери Геи — богини земли. Благодаря таким родственным связям на земле он был неуязвим. Геракл же, сражаясь с ним, оторвал его от земли, лишив тем самым источника силы, и задушил. Этот миф Талеб использует в качестве иллюстрации того, почему нам так важно сохранять контакт с землей. Метафора проходит через всю его книгу и мне она тоже очень нравится.
Контакт с землей, в оригинале contact with the ground, можно трактовать как «связь с самой сутью (задачи или проблемы)».

У нас же при построении планов и рассуждений очень часто могут появляться размытые и абстрактные понятия, которые оторваны от земли. Их можно так и называть: облачная хрень. Давайте рассмотрим примеры.
Начнем с «выучить английский», который входит в исходную диаграмму. Что это означает на уровне земли, на уровне, максимально приближенном к непосредственно наблюдаемым явлениям?
Здесь может быть масса вариантов:

  • Быть способным сдать ЕГЭ по английскому,
  • Будучи разбуженным среди ночи назвать все 12 временных форм,
  • Получить сертификат B1 на кембриджском экзамене,
  • Воспринимать разговорную речь на слух и быть способным поддержать диалог.

Не удивлюсь, если вы сможете привести еще десятка полтора различных вариантов.
Так как мы говорим о причинах и следствиях, то они могут существовать или не существовать. Соответственно, утверждения в прямоугольниках должны быть сформулированы таким образом, чтобы мы имели хоть какую-то возможность проверить существуют они или нет. Как проверить, выучил ли я английский? Что я смогу делать из того, что я не могу делать сейчас, когда вроде как этот английский я еще не выучил?
В контексте текущего примера «Выучить английский» может оказаться, например, такой конструкцией:

Согласитесь, понять может ли человек вести переписку и доносить до англоговорящих коллег свои мысли на много проще, чем «выучил ли он английский».

Хуже того, «выучить английский» может (а точнее будет) совершенно по-разному восприниматься различными людьми. Для вас «выучить английский» - это быть способным говорить с англоговорящими коллегами, а у вашего учителя английского – это сдать экзамен и получить сертификат. Есть много людей, у которых все, что остается по результатам обучения – это их сертификаты, а не способность применить это все на практике.

Понятно, что в примере с изучением английского вы, скорее всего, еще на самом первом занятии обговорите ваши цели и ожидания. Но ведь есть масса других (весьма не однозначных) примеров облачной херни:

  • Внедрить CRM,
  • Разработать прозрачный механизм мотивации,
  • Повысить мотивацию сотрудников.

Пожалуйста, продолжите этот список в комментариях и плюсуйте те примеры, которые для вас актуальны. Самые популярные примеры мы будем разбирать дальше.
_____________________

Следующий фрагмент книги и первый разобранный пример.

P.S. Ответвление от этой главы было в одном из моих небородатых бухтелов про конференции, испорченный опыт и обобщенную херню:

Связанные посты
26 комментариев 👇

Достичь успеха

  Развернуть 1 комментарий

@cowabunga, дааа!!!!

  Развернуть 1 комментарий
Мария Винокурова, экономист, экс-препод, и пока кто-то без должности 14 сентября в 17:50

Сегодня было собрание в школе, пришла школьный психолог. Много буков говорила про обеспечение условий для адаптации ребенка в школе.

Пришлось остановить поток сознания вопросом: что такое адаптация в ее понимании (что мы полчаса обсуждаем) и как ведет себя адаптированный ребенок (пусть качественно, но он делает то-то, чувствует себя так-то и прочее + что делать, если это не так).

На что начались ответы в режиме "объясни непонятное непонятными словами" (типа саморегуляции, развития эмоционально-волевой сферы и прочее). Дальше дискуссию не было смысла продолжать. Я прям представила, как моя обезьяна в голове бьется об стену, т.к. как поставить себе задачу, я так и не поняла))

  Развернуть 1 комментарий

@Maria_Vin_NSK, мне кажется, что иногда надо таким людям помогать. Например, формулировать примеры, например в форме "это когда ... а, не ..."

Типа: "адаптированный ребенок - это, когда он в первую очередь спрашивает домашку у своих одноклассников, а не стыдливо на уроке говорит "я забыл записать".
Или "адаптированый ребенок - это когда по инерции собирается идти в школу даже в субботу, а не ищет с надеждой в глазах повода сегодня откосить"

Но вообще я заметил, что просьба пояснить используемые понятия часто расценивается как оскорбление :)
Один раз слышал даже: "Мне что, надо каждое слово пояснить, что ли?..."

Ну а я такой:

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, там вообще много можно конкретизировать, обычная блок-схема в помощь.

Например, ребенок стал хуже спать? - да - делаем то-то, нет - ура. Или болеет часто? - делаем то-то или это норма, нет - ура.... Или адаптированный ребенок умеет (список ожиданий конкретной школы и препода), но каждый ребенок идет в своем темпе (кто-то 2 недели, кто-то 2 года, в среднем по больнице 2 месяца, например) и т.д.

Ранее я пыталась конкретизировать 10 голосовых и несколько обрывочных в уточняющее сообщение в чатах (т.е. я правильно поняла, что ....) Обиделись почему-то...

Но как мантру повторяю: работаю и живу с тем, что есть и: мжп - наше все, и дети растут сейчас, запасной жизни у них и меня нет. Вот эти утверждения реально заземляют)

  Развернуть 1 комментарий

Ранее я пыталась конкретизировать 10 голосовых и несколько обрывочных в уточняющее сообщение в чатах (т.е. я правильно поняла, что ....) Обиделись почему-то...

Конечно! Всем же понятно, что значит "адаптация", "правильное воспитание", "правильный настрой на учебу" что там еще?... Всем же понятно! А раз уточняешь - значит словоблудишь, нас не уважаешь и вообще зануда.

работаю и живу с тем, что есть

Да... Запасной жизни нет...

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, не, в целом не так плохо. Психолог триггернула. А препод стала говорить честнее и понятнее (старшая у нее училась и динамика есть).

Родители не хотят обсуждать облачную хрень и тоже задавали вопросы: Делать-то что? И можно поконкретнее?

Медленно, конечно, но люди устали от пи...жа и режима радио. Просто пока неосознанно.

  Развернуть 1 комментарий

@Maria_Vin_NSK, а в итоге сложилось хоть какие-то представление о том, что же такое "адаптация ребенка"?

И за счет чего стала понятнее препод? Какие-то примеры?

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, все просто

  1. препод была понятнее психолога, т.к. у нее была презентация с более понятными фразами+примеры приводила. Там же было указано, какие вопросы нужно ребенку задать + какие ответы ожидаются. Также сроки средние по больнице (но источник, конечно, не указан) Но, сказать, что все было очень последовательно - нет + подача преподская. У психолога - просто поток сознания на полчаса и все. В итоге сама собираешь паззл.

  2. стала понятнее (во времени) - возможно, дело не только в учителе,но и во мне. Стала опытнее и изучать тему детского развития, скорректировала свои ожидания от этого учителя

  3. в итоге - адаптация, как я поняла, - это привыкание. Это когда ребенок спокойно или радостно идет в школу, когда ребенок может следовать правилам, может делать не очень интересные задания и выдерживать уроки (естественно вопроса "А мы хотим такого удобного поведения чтобы что? И что будет, если нет такого поведения? и пр.- не задавалось))

  4. Цель первой четверти - чтобы дети привыкли, а не оценки/наклейки или другие достижения. Что делать, если не привыкли - непонятно.

Белые пятна для меня тоже остались, конечно - буду их закрывать, насколько возможно

  Развернуть 1 комментарий
Грефенштейн Александра, Управляю качеством и развиваю компанию 12 сентября в 10:04

Нам нужен продуктолог\архитектор\специалист по развитию. При этом какой набор навыков нужен - представления либо нет, либо у всех участников обсуждения разные. Но что самое плохое, мы попадаем в ловушку - человек =решение какой-то проблемы, о который мы не хотим думать. В этот момент все напрочь забывают что этому человеку будут нужны ресурсы, процессы и понятные вводные. Т.е. мы получаем и проблему с тем, что мы не договорились кто нужен и с тем, что реально мы подменяем задачу по изменению или вводу конкретного бизнес-процесса с метриками, на поиск и приём специалиста. Счастливые финалы бывают, но редко.

  Развернуть 1 комментарий

@grefaa, прекрасный пример!

Частый шаблон: все наши проблемы созданы теми, кто с нами больше не работает, но их решит тот, кого мы скоро наймем.

  Развернуть 1 комментарий

Придти к коммунизму!

  Развернуть 1 комментарий

Быть/стать счастливым

  Развернуть 1 комментарий
Ксения Квитковская, Методолог, гуру оп.рисков 10 сентября в 11:36

Про успех - огонь! Все мои идеи приуныли)))) но всё же
Чтобы добиться успеха, нужно сначала быть хорошим мальчиком/хорошей девочкой! Ну или можно ничего не добиться и просто стать хорошим человеком! Бррррррр, какой кошмар!

А ещё подумалось, чем отличается конь в вакууме от облачной хрени. Про коня многое понятно, вопрос как и когда я его оседлаю. Облако - туманная будущность, возможно, там за облачной пеной никакого коня и нет! Маск, пожалуй, сильно бы сдал позиции, если бы стремился не на Марс, а просто в космос)

  Развернуть 1 комментарий

А ещё подумалось, чем отличается конь в вакууме от облачной хрени. Про коня многое понятно, вопрос как и когда я его оседлаю.

Уровень метафоричности зашкаливает, надежно защищая всех участников от взаимопонимания :)

Маск, пожалуй, сильно бы сдал позиции, если бы стремился не на Марс, а просто в космос)

Какие есть доводы в поддержку этого тезиса? ;)

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, справедливо, извиняюсь.
Всегда этот термин со мной, и я решила, что это принадлежность поля, а не меня. Устроили с друзьями дискуссию на тему "что такое конь в вакууме" - сформулировали, что это модель, требующая усердной детализации, прежде чем она сможет стать задачей.
Пользуясь уже приведенным примером: привести себя в порядок - в облака; похудеть - конь, скинуть 5 кг к новому году - задача.

С Маском похоже. Луна - уже было; космос - это туризм и коммерция; Марс - ясно, дерзко и оставляет след в вечности. Ну как-то так. На всякий случай оговорка: я не фанат и не библиограф Маска, но считаю эту идею крутой!

  Развернуть 1 комментарий

@ksu-kusu, ну, вроде как изначально он именно что просто в космос стремился. Потом это вылилось в старлинк и мечты о колонизации иных миров.

  Развернуть 1 комментарий

@amyskova, очень похоже на удачное развитие идеи)

  Развернуть 1 комментарий

На мой взгляд любой обобщеный пример вполне подходит. Чтобы избежать облачной хрени, нужна измеряемая конкретика. Например:

  1. Сбросить вес (Вернее было бы Сбросить весь до 76 кг)
  2. Научиться играть на гитаре (Изучить 10 композиций. Разучить на гитаре Shape Of My Heart по вот этому youtube видео, разучить соляк Master of Puppets, ит.д.).

Даже если "облачная хрень" это дефениция скажем проекта, даже у проектов должна быть главная цель и какие-то измеряемые параметры

  Развернуть 1 комментарий

@denisgritsiyenko, здесь фишка не в измеримости. Можно быть заземленным, но не обязательно измеряемым. Мало того, мне кажется, что постоянное стремление к измеримости тоже мало к чему хорошему приводит.

Сбросить вес - хорошо. Привести тело в порядок - хуже. Вести здоровый образ жизни - тоже.

Научиться играть на гитаре - тоже хорошо. А вот 10 или 5 композиций и по какому там видео - это уже вообще не принципиально.
Творчески развиваться - вот это хуже. Это в облака.

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, получается в целеполагании лучше избегать обобщённых понятий, или обобщенности. Понятно.

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, не соглашусь с тезисом «постоянное стремление к измеримости тоже мало к чему хорошему приводит». Всё дело в том, что понимать под измеримостью. Лично мне откликается подход из книги How to Measure Anything: Finding the Value of Intangibles in Business (Douglas W. Hubbard). В книге автор «измерение» определяет как снижение уровня неопределённости, необходимое для принятия решения. Т.е. если нет решения, которое нужно принять, то и измерять ничего не нужно. Используя такое определение, я считаю, что хорошо постоянно стремиться к измеримости: чётко понимать, что знаем уже сейчас (какой уровень неопределённости) и какое решение хотим измерениями поддержать.

  Развернуть 1 комментарий

@hexandr, оооо, Хаббард! :)

Если не называть измерением отражение объекта на ось вещественных чисел, а использовать это определение:

автор «измерение» определяет как снижение уровня неопределённости, необходимое для принятия решения

Тогда я тоже не соглашусь со своим тезисом.

Спасибо, ценное дополнение!

  Развернуть 1 комментарий
Антон Жулитов, Разработка ПО, руководитель. 10 сентября в 13:50

Про конференции кажется @cartmendum слишком критичен.
Я довольно регулярно посещаю teamlead conf не менее трети докладов толковые, на собственный опыт ссылаются и про него рассказывают.

Те что про "обобщенную херню", подозреваю они для своей аудитории играют роль ликбеза. С них человек выносит ценную мысль что есть такая тема, она имеет значение раз по ней сделали доклад и вон сколько людей пришло про нее послушать.

Если такой слушатель не совсем оболдуй он ей поинтересуется, что то попробует сделать, что то еще послушает. На следующей конфе зайдет на еще один доклад по ней уже сравнивая мысли докладчика со своим опытом. Я какой то такой путь прошел с техникой 1:1.

  Развернуть 1 комментарий

Я довольно регулярно посещаю teamlead conf не менее трети докладов толковые, на собственный опыт ссылаются и про него рассказывают.

Плюс в карму Олегу Бунину и Роме Ивлиеву и вообще программному комитету ;)

  Развернуть 1 комментарий
Мария Винокурова, экономист, экс-препод, и пока кто-то без должности 12 сентября в 09:57

😱 Комментарий удален его автором...

  Развернуть 1 комментарий
Михаил Протасов, Индивидуальный предприниматель 16 сентября в 11:59

Любить себя!

Я использую такие формулировки как общие направления, зачем я делаю те или иные задачи. Вношу их в систему учета как цели. Хоть это и не цели, но мне это больше нравится, чем цели. Мне больше нравится думать не о том, чего и когда я хочу достичь, а о том, чем бы я хотел заниматься. Далее когда смотрю на ту или иную задач у меня перед глазами такая псевдоцель и я понимаю, зачем мне эта задача.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб