План проекта — это не список задач

 Публичный пост
20 декабря 2021  1647
Вот это поворот!

Давайте разберемся с возможной терминологической путаницей. Дело вот в чем, то, что мы в "Джедайских техниках" называем «проектом» не совпадает с привычным определением «проекта» из проектного менеджмента. Например, PMBoK определяет проект как «временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата», а у нас проект – это то, что точно надо сделать, но моей внутренней обезьянке без помощи рационального типа не понятно как.

Если у вас есть опыт работы в управлении проектами (или хоть какие-то представления об этом процессе), то также может возникнуть путаница с определением того, что называется задачей. Так с позиции менеджера проекта задачей является элемент плана проекта. Он планирует проект, пишет в плане, что, когда и кому нужно сделать и рефлекторно называет каждый пункт плана – задачей. У нас же опять другое определение, для нас задача – это то, что ТОЧНО надо сделать и моя внутренняя обезьянка понимает КАК. Если аккуратно задуматься, то элемент плана проекта (то, что менеджер называет задачей) вовсе не обязательно то что:

  1. точно НАДО сделать. Это же план. Он отражает мое текущее представление о том, как в будущем я буду выполнять проект. Не исключено, что какие-то пункты этого плана будут пересмотрены в ходе работы над проектом,
  2. моя внутренняя обезьянка понимает КАК это сделать. И даже скорее всего она не понимает КАК это сделать. Вряд ли менеджер проекта детализирует план до обезьянопонятных действий, и скорее всего то, что менеджер проекта называет «задачей» в терминах джедайских техник будет являться все же «проектом»

Понимание в чем разница между задачей и элементом плана проекта помогает разобраться, например, с такой сложностью, которую я время от времени встречаю у своих студентов:
«Максим, я в непонятках. Вы написали, что нам нужен отдельный список для проектов и отдельный единый список для задач по всем проектам. Получается какая-то огромная куча задач, если я в один список выписываю все задачи по каждому проекту»

Чуете? Когда я начинаю составлять план проекта, то он может состоять из десятков зада… элементов плана. Они могут звучать, как задачи: содержать глагол в неопределенной форме и быть мелкими и понятными, но при этом не факт, что они являются задачами. Задачей по проекту мы называем следующий обезьянопонятный шаг, выполнив который, мы остановимся и подумаем, что делать дальше. Конечно, если план проекта будет перед глазами, то думать над следующим шагом будет проще.
Для примера рассмотрим соотношение между элементами плана проекта и задачами на примере проекта «Переезд в новую квартиру». План может выглядеть примерно так:

1. Найти риэлтора (для продажи старой и покупки новой квартиры)
2. Купить новую квартиру
2.1 Подобрать вариант новой квартиры
2.2 Подготовить пакет документов для ипотеки
2.3 Оформить сделку
2.4 Поменять сопутствующие документы
2.4.1 Изменить прописку
2.4.2 Поменять документы на авто
2.4.3 Записать ребенка в детсад
2.4.4 Прикрепиться к новой поликлинике
3. Отремонтировать новую квартиру
3.1 Найти поиск компании-подрядчика
3.2 Заключить договор
3.3 Следить и молиться до завершения ремонта / терпения / денег (что наступит раньше – зависит от везения)
4. Закупить нужную мебель и технику
5. Отпраздновать новоселье

Еще раз – это план. Пусть даже каждый его элемент звучит как задача. Если вы выгрузите его как есть в свой список задач и так же поступите с остальными проектами, то обязательно возникнет путаница и получившийся список будет не помогать вам справляться со стрессом, а скорее наоборот станет его причиной: вы увидите как много вам надо сделать, но так и не станет понятно с чего все же начать.

План – это полезно. Он поможет не забыть, например, что в определенный момент надо будет поменять документы на автомобиль в связи со сменой места жительства. Также, когда по ходу выполнения проекта вы будете лучше его понимать и будут проявляться новые детали, задачи, идеи, то план – подходящее место для того, чтобы их там сохранять. Физически план может представлять собой документ в любом подходящем для вас и для проекта формате. Какие-то планы проектов удобно хранить в мыслесхемах (mindmaps), где-то будут удобны электронные таблицы или многоуровневые списки, как в нашем примере, а где-то потребуется уже специализированное ПО для управления проектами. Вопрос выбора подходящего инструмента в каждом конкретном случае оставим за рамками этой книги.
Важный момент:
план проекта хранится отдельно от списка задач.

На регулярной основе по каждому проекту мы проглядываем его план и думаем: «Исходя из этого плана, что самым правильным будет поручить моей обезьянке сделать в следующую очередь?».
Например, как мы будем искать риэлтора? Можно: «Написать в социалки вопрос, кто недавно пользовался услугами риэлтора и готов кого-то порекомендовать» или «Позвонить в компанию Х и спросить их условия работы», а можно «Написать на сайт поиска профессионалов свой запрос». Это все уже задачи. При этом, как правило, я не вижу, какой будет следующая задача, она сильно зависит от результата текущей, а он заранее далеко не всегда известен.

То есть, план проекта – это то, что крупными мазками описывает мой путь к результату, а задача по проекту – это заявка на исполнение для внутренней обезьянки. План – это то, может поменяться и над этим надо еще думать, перед тем, как начать выполнять. А задача – там уже не надо думать, надо взять и сделать. А потом уже остановимся и подумаем.

Связанные посты
13 комментариев 👇
Антон Начальник сектора 29 марта 2022

Просто удивительные вещи! ну ведь уже сто раз это слышал и знаю все эти простые истины, и как заново узнаю тонкости. Еще раз убедился, что нужен план некоторых проектов действительно хранить отдельно. Но смотреть этот план должен рацтип, а не обезьянка. Получается у рацтипа должен быть тоже список задач или он должен отслеживать действия обезьянки и соотносить шаги с планом. Получается как-то так

  Развернуть 1 комментарий

Я внезапно осознал (хотя это было очевидно примерно всегда), что у меня вообще нет списка задач, есть только проекты.

И вроде бы норм. Желания заводить задачи для обезьянки после этого осознания не возникло.

Помнится, в одной из джедайских книг (не помнится, в какой именно) было написано, что для того, чтобы что-то сделать, необходимы: время, мыслетопливо и мотивация. И джедайские техники рассматривают время и мыслетопливо, а мотивацию игнорируют.

Видимо поэтому джейдаские техники мне помогли, но не в полной мере. У меня главный вопрос не в том, как объяснить что-то обезьянке, а в том, как заставлять себя делать то, что не хочется делать :) То есть, это все про мотивацию.

  Развернуть 1 комментарий

@yzh44yzh, я прям чую связь между вашим ведением дел и проблемой) Может быть, если ставить себе обезьянопонятные задачи, то заставить себя их выполнить станет проще? ;)

  Развернуть 1 комментарий

@Kikimorra, тоже хотела это написать) "Мне это не помогает, потому что нет мотивации, но я решил, что не буду описывать задачи обезьяне, т.к. считаю это не обязательным" )) А ведь в этом как раз и есть связь. Задача обезьяне должна быть настолько понятной и простой, что её проще сделать, чем записать. В этом и смысл. И когда вы будете смотреть на задачу типа "возьми новую лампочку в кладовке и вкрути ее", то возникнет мысль "а почему бы и нет?". Я так недавно паутину из углов убрала, с задачей "Возьми веник в руки" )))

  Развернуть 1 комментарий
Кирилл Иванов тимлид в группе разработки 29 марта 2022

После составления плана проекта прямо подначивает желание перенести в свой задачник проект и сделать каждый пункт плана задачей - это то, с чем надо обязательно бороться.

Прошлый опыт управления проектами сильно затачивает мозг под "пункт плана === задача проекта".

Но это неверно.

У нас в компании мы используем понятие DoD (додик) - definition of done. Как раз определение додиков сильно упрощает отделение плана от задачи - тут додик точно показывает чего мы хотим добиться, а задачей будет отдельный шаг к исполнению этого додика.

Смена подхода от позадачного плана к додикам в свое время по хорошему "сломала" мне мозг.

  Развернуть 1 комментарий

Из этого поста, помимо основной информации, я узнал что забыл поменять СТС после переезда в новую квартиру 5 лет назад. Если у кого-то есть список всех дел которые надо сделать при переезде в виде чеклиста поделитесь пожалуйста))

  Развернуть 1 комментарий

@alex-xander, прокрастинация.... :)

  Развернуть 1 комментарий
Александр Масный Научный сотрудник/Веб-разработчик 1 апреля 2022

Интересно, что опытным путём пришёл к отдельному списку задач и проектов. Намного удобнее детализировать ии расписывать пункты плана в mindmap, чем фигачить всё в задачник... В него потом смотреть тошно из-за количества "задач". А на план смотреть – самое оно, смотришь и уже хочется записать отдельную понятную задачу, потому что непонятно что следующим делать то...

  Развернуть 1 комментарий

Получается, план проекта — это что мы будем делать, а список задач — как. Это если грубо, в отрыве от всяких ПМбуков.

Недавно начал интуитивно как-то к этому приходить. Правда, у меня элементы плана проекта содержали суб-элементы — задачи. Это перегружало систему. Поэтому за «держать план проекта отдельно от задач» спасибо 🙏

  Развернуть 1 комментарий
Максим Дорофеев Прокрастинатолог автор 22 мая в 20:56

Получается, план проекта — это что мы будем делать, а список задач — как.

Не совсем. План проекта - это мой текущий взгляд на то, какими будут действия по реализации проекта. Но составляя план, я опираюсь на предположения. Не все из них оказываются истинными и некоторые действия приходится выполнять не так, как замышлялось в момент планирования.

А задача - это действие, до которого догла очередь, я его откорректировал в соответствии с текущим пониманием и модно просто взять ее и сделать. Ровно так, как написано.

А план - это план. Нельзя там все делать ровно так, как написано. Перед этим подумать еще надо .

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, Я раньше пытался на начальном этапе все сразу расписать. Получалось чаще всего нечто, чем невозможно пользоваться. В итоге, этот «план» уходил в ящик.

Сейчас лучше понимаю некогда услышанное где-то выражение «planning is guessing».

  Развернуть 1 комментарий

Со временем у моих проектов появились отдельные заметки. Это чтобы отделить планы проектов от списка задач.

В заметках стал вместо записи плана проекта вести дневник проекта. Мол вчера произошло такое событие, я решил, что стоит делать так. А сегодня я сделал такое, произошло это и придётся поменять своё решение действовать так.

На еженедельном обзоре, если не могу понять, какую следующую задачу записать в тудушник, то просто заглядываю в дневник (погружаюсь в контекст) и записываю конкретное понятное действие.

Минусы. Надо всегда заполнять дневник. Со временем привычка появляется, но я ещё в пути. Облегчает писать сразу как только что-то сделал. Сюда прекрасно влезает мини-ретроспектива, которой обучает Рустам в рамках 12нг.

Почему у меня вместо плана дневник? Не знаю.

Сначала писал короткий план, но они же постоянно в чём-то да меняются, а потом ещё и обратно меняются. И если контекста нет, то голову ломал -- почему я какое-то время назад решил так делать? Начинаешь в план вписывать контекст и появляется какая-то иерархия писанины. У меня плохо получалось.

А с дневником проще в контекст войти -- видишь всю историю. Я его пишу в обратном порядке. Сверху настоящее, снизу прошлое.

Плюсы. Какое же это облегчение -- не сидеть и не вспоминать ни секунды, что произошло, а просто прочитать.

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, а как сейчас ведёте список проектов "для себя"?

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб