О глобальном потуплении

 Публичный пост
2 октября 2024  7296
Вот это поворот!

Идея этой заметки вызревала у меня в голове давно (вот здесь пару лет назад я уже рыдал от системы образования. Осторожно, там много букв и мата), но триггером послужил комментарий в группе курса по «Хулиганской логике»...

Чтобы ребята не скучали, ожидая старта обучения, мы отправляем туда подготовительные материалы. Сегодня мы отправили туда мою заметку «Как ты понял, что ты понял или эффект диванного аналитика» о том, что существует такое явление, как иллюзия понимания – это когда тебе кажется, что ты что-то понимаешь, но ты это не понимаешь.

Попросили студентов поделиться мыслями и получили ответ:

Заметка привела меня к мысли о том, что уверенности диванному критику придаёт метакогнитивное искажение (Эффект Даннинга-Крюгера)

Некоторое время назад я публиковал у себя в канале заметку о том, что использование терминов из нейробиологии создает у непрофессионалов ощущение корректности обоснования, даже если обоснование (сюрприз!) не корректно. И вот прекрасный пример того, что и с терминами из психологии это тоже работает.

В чем здесь беда? Если разобрать исходный комментарий на запчасти, то мы видим, что в нем есть субъект: "метакогнитивное искажение (Эффект Даннинга-Крюгера)" и утверждается, что именно он порождает иллюзию понимания. Звучит убедительно. Кажется, мы разгадали суть этого явления и обнаружили его причину, но… Стоп! А что такое этот ваш Эффект Даннинга-Крюгера? Начинаешь читать его описание и оказывается, что это и есть эффект иллюзии понимания.

То есть, то, что нам казалось объяснением явления, оказалось лишь тавтологией, которая спряталась за сложными словами.
Нечто вроде:

Я смог похудеть, потому что у меня получилось сбросить лишний вес.

Почему меня триггернул этот комментарий? На мой взгляд – это иллюстрация ужасной беды в современной системе образования, где мерилом образованности является не способность понимать суть явлений и вещей, а количество заученных умных слов (понятий, терминов) без какого-либо понимания. Изначально мне казалось, что я параною. Ну типа не так все плохо и вообще – это старая добрая традиция, когда каждое поколение сокрушается о том, на сколько отупели последующие поколения. Но тут я наткнулся на статьи Людмилы Аполлоновны Ясюковой (кто-нибудь, скажите пожалуйста, что она лжеученый, несет дичь и вообще не права. А то, если окажется, что она права, то мы реально в жопе и мне от этого страшно…)

В одной из статей она пишет:

Сравнительное исследование показало, что на рубеже 2000-х годов произошло качественное изменение типа интеллекта подростков: логическая систематизация информации, основанная на понятийном мышлении, сменилась на формально-образные обобщения, при которых суть явлений не выделяется и не понимается, хотя большие объемы информации могут удерживаться в памяти.

Перевожу с академического языка на простой:

Подростки знают много умных слов, но не понимают, что они означают.

В другой статье Людмила Аполлоновна говорит:

Ко мне в 2015 году обратилось Всероссийское общество предпринимателей, оно было озабочено тем, что никто из молодых не может работать – ни инженеры, ни технологи, ни управленцы. Пожилые вымирают, а молодые работать не могут. В чем проблема?
Я им дала статистику по Санкт-Петербургскому политехническому университету Петра Великого, как изменилось понятийное мышление с 2008 по 2014 год. Я занималась тестированием много лет. Я использовала третий субтест Амтхауэра, по нему, чтобы быть готовым получить высшее образование, нужно набрать выше 11–12 баллов в среднем. Ведь обучение строится на том, что объясняют правила, закономерности, формулы, и, если логический компонент мышления развит, человек всё понимает и использует там, где надо. И среди студентов политехнического университета средний балл в 2008 году составил 12,8; в 2009 – 12,7; в 2010 – 11,1; в 2011 – 9,5; в 2012 – 9,3; в 2013 – 8,9; в 2014 – 8,3. Фактически это уровень техникума. Почему они сдают ЕГЭ? Не секрет, что раз в два-три года снижается уровень требований…
Инфантилизм у детей и молодежи не потому, что мы слишком сильно о них заботимся, а потому, что у них не сформировано понятийное мышление, они просто не могут понять суть проблемы, не понимают, почему что-то произошло и что надо делать. В быстро меняющемся мире нужно обладать мышлением, которое способно проанализировать ситуацию, в которой человек оказался…

А вот здесь Людмила Аполлоновна утверждает:

С логическим и понятийным мышлением плохо. Сейчас мы наблюдаем резкую поляризацию населения. С одной стороны, больше стало не очень умных людей, с другой — умные стали очень умными. Разрыв между этими двумя полюсами увеличился.

Что чуть ли не повторяет подтверждает ту мысль, которую я осторожно предположил (опасаясь допустить ее истинность) в этой заметке:

Постоянное отупление во времени еще не означает равномерного отупления по выборке... Смотрите какая идея: повышение «среднего по ансамблю» интеллекта всего человечества не отрицает увеличения доли «тупых». Всё больший и больший процент людей становится тупыми, но одновременно с этим редкие и аномально высокоинтеллектуальные индивидуумы вытягивают общую статистику.

В общем, тренд угрожающий – люди тупеют, скрывая свою тупизну под маской красивых и научных терминов, которых нахватались где попало.

Теперь-то я понимаю, что еще 20 лет назад я чувствовал это интуитивно. Когда-то давным-давно я твердо убедился в профессионализме одного из моих коллег (дорогой Роман Сергеич, ты в телевизоре!), после того как он оказался способен при помощи небольшого числа существительных (цензурных среди которых, по-моему, не было), объяснить устройство и принцип работы высоконагруженной ИТ-системы. Способность объяснить сложное явление или концепцию при помощи простых слов – один из индикаторов того, что человек действительно понимает суть.


Обзор других научных работ

После предварительного обсуждения этой заметки в закрытом чате выпускников "Хулилогики" и "Как 'нечитать' книги", хорошие люди накидали ссылок со словами: "Нельзя так голословно утверждать о потуплении на основе одной работы. Есть же другие работы, которые этой противоречат".
Я попросил примеры, мне вот эти примеры прислали. На первый взгляд, вроде противоречат, но потом я начал читать их внимательнее...

Обзор зарубежных работ на тему эффекта Флина

Ссылка на работу.
Эффект Флина заключается в том, что со временем средний IQ растет. Но есть нюанс или не все так однозначно:

Вместе с тем для ряда способностей наблюдаются эффекты, противоположные ЭФ, — замедление простого времени реакции (Woodley et al., 2013), уменьшение объема числовой рабочей памяти при воспроизведении в обратном порядке (digit span bakward) (Woodley of Menie, Fernandes, 2015), снижение продуктивности в формальных пиажеанских операциях (Shayer, Ginsburg, 2009), сокращение темпов инноваций на душу населения и числа «гениев» (Woodley of Menie, Fernandes, 2015).

Более свежее исследование, кстати, с использованием данных Ясюковой

Ссылка на работу
В этой работе меня напрягло вот что (такое ощущение, что она сама является индикатором тенденции к утрате понятийного мышления - надеюсь, я что-то не так понял):

Несмотря на полученные явные различия в познавательных особенностях детей в процентном соотношении по разным признакам, статистического подтверждения они не получили.

Вроде бы автор хочет сказать, что отличия есть, но они не являются статистически-значимыми. Ну то есть - это шум и флуктуации.

Допустим... Но как вы определяли статистическую значимость? Смотрим... Ага, t-критерий Стьюдента для разницы средних значений:

Что за числа находятся в таблицах - не понятно, но если речь идет о t-критерии Стьюдента, то, наверное, это разница средних значений результатов по тестам. Средних значений, Карл! Среднее - это одна из (и далеко не единственная) числовая характеристика выборки случайных чисел. Опираться только на среднее значение, рассуждая о наличии или отсутствии "статистического подтверждения" - наивно.

В данном случае t-критерий показал отсутствие статистического подтверждения для отличия в средних значениях!

Но давайте посмотрим таблицу, где хоть есть намек на форму распределения результатов:

А здесь явно, что форма распределения поменялась. Взгляните на результат первого субтеста: раньше все были средние и хорошие, а теперь появились слабые и сильные.
Давайте будем использовать не t-критерий Стьюдента, а Хи-квадрат Пирсона. Три клика в екселе и чудеса!...

С таким уровнем статистической значимости и работу публиковать не стыдно, это не общепринятые среди гуманитариев 0,05...

Лирическое отступление... P-value - это оценка вероятности ошибиться, сказав, что на данной выборке отличий нет.

Еще как есть! Даже для распределения по второму субтесту отличия есть:

Просто не в среднем значении.

Давайте поутрируем, чтобы подчеркнуть идею... Представим, что я генеральный директор компании по рытью канав. У меня есть 10 сотрудников и я нанял HR-директора-гуманитария за ними приглядывать. При вступлении в должность он измерил, кто с какой скоростью роет канавы, оказалось, что все одинаковые - 1 кубометр грунта в час.
Прошло 3 года. Я его спросил: "ну как, изменилось что-то в моих сотрудниках?" А у меня один нарастил себе экзоскелет с мощной гидравликой и роет теперь 9.5 кубометров грунта в час. А остальные 9 сотрудников стали нейрокоучами, числятся у меня лишь номинально и вообще нихера не работают со скоростью 0 кубометров в час.
Мой HR-директор-гумантарий посчитал среднее значение и говорит: "Было в среднем 1, сейчас в среднем 0.95, но я посчитал t-критерий Стюдента и там p-value = 0.95, то есть статистического подтверждения эти отличия не получили из чего я делаю вывод, что люди за эти годы никак не изменились".

Особенности мышления подростков, имеющих разную степени погруженности в интернет-среду

Ссылка на работу
Тут тоже результаты интересны.

Есть авторская методика оценки степени погруженности в интернет-среду и, вроде как, она положительно связана с результатами прохождения тестов. То есть, интернет (вроде как) не отупляет:

Но как обычно, не без нюансов:


Доверительных интервалов на графике не указано, но что-то мне подсказывает, не зря инсту отроскомнадзорили...

Правда, авторы статьи пишут:

Возраст в группе со «слабым погружением» статистически значимо меньше.

Интересно, а сильно отличается возраст?

В группу «глубоко погруженных в Интернет» вошли 117 подростков (52 мальчика и 65 девочек, средний возраст 14,56), которые показали индекс погруженности в цифровую среду больше 40 баллов; в группу со «слабым погружением в Интернет» — 96 подростков (51 мальчик и 45 девочек, средний возраст 14,11), которые показали индекс погруженности в цифровую среду меньше 28 баллов.

Средний возраст 14.56 и 14.11... Полгода разницы в возрасте в 14 лет критично ли это?...
И ещё... Раз авторы говорят, что эти различия статистически значимы (да на выборке в 100 человек), то это говорит и низкой дисперсии возрастов. Есть подозрение, что раз разница в возрасте не 1 год, а полгода, то это не ученики разных классов, а одноклассники, но просто одних тестировали осенью, а других весной... Одних после каникул, вторых перед ОГЭ... Ну это так... предположение...

Сам тест для оценки погруженности в интернет выглядит, скажем так, не без вопросов. Но это почти с любой шкалой так.

Связанные посты
21 комментарий 👇
Антон Жулитов Разработка ПО, руководитель. 3 октября 2024

"Подростки знают много умных слов, но не понимают, что они означают."

По собеседованиям разработчиков ПО последние 5 лет вижу ту же картину.
И подозреваю расцветший в индустрии карго культ микросервисов коренится тут же.

  Развернуть 1 комментарий

@Hedin, я думаю, что было бы хорошей практикой просить на собеседовании объяснить все тоже самое, но более простыми словами. Лексиконом гопника :-)

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, не, это я окончательно воронку зарублю.
Если человек что то связно объяснил на любом языке, и это к него как то соотносится с практикой уже отлично.

  Развернуть 1 комментарий

Способность объяснить сложное явление или концепцию при помощи простых слов – один из индикаторов того, что человек действительно понимает суть.

100%. За академическим языком наверное прячется большее число непонимания со стороны педагогов. Если к этому добавить отсутствие навыка объяснять, то чему может научиться студент?

  Развернуть 1 комментарий

Пошла "положительная обратная связь" по отупению:

"Отупевшие" из предыдущих поколений проникли и в среду исследователей текущего поколения...

  Развернуть 1 комментарий

Инфантилизм у детей и молодежи не потому, что мы слишком сильно о них заботимся, а потому, что у них не сформировано понятийное мышление, они просто не могут понять суть проблемы, не понимают, почему что-то произошло и что надо делать.

После прочитанной статьи, хотелось узнать как "сформировать" понятийное мышление, но после изучения определения что это за мышление такое, то это же по сути обучение ХУЛИлогики, разве нет?

И еще, после прочтения возникло ощущение того, что не хочется "тупеть" и возникло обезьянье ощущение что обозначена проблема и нужно найти решение. Если бы эта статья была с целью наживы, то мне было бы легко подсунуть "решение" за N рублей

О чем это желание "не тупеть" говорит - какой то триггер на который было надавлено? Как не попасться на такое?

Мысль как не попасться на такие уловки: Исходить из вопроса "Что для меня важно?", то есть я знаю какую проблему я хочу решить, что будет считаться успехом и искать решение по моим субъективным понятиям, которые важны для МОЕЙ жизни, а не попытка найти универсальный ответ для всех

  Развернуть 1 комментарий

@iamjustapoorboy, Я поделился заметкой в дневнике стодневки от Армена Петросяна. Выжимка из ответа Армена

Перед покупкой задать вопросы (и пофрирайтить)

  1. Что уже попробовал для преодоления «боли», в которую тебя тыкают
  2. Что уже купил для этого
  3. Какие возможности для избавления от боли у меня уже есть?

В 9 случаях из 10 отказываюсь от приобретения книг, курсов, оплаты подписок и покупки приложений или гаджетов.

  Развернуть 1 комментарий

"Подростки знают много умных слов, но не понимают, что они означают.", а разве это показатель низкого интеллекта? Может им не надо знать их значение, если достаточно их с умным видом сказать, и тебя примут на работу, или зауважают в чатике. На собеседованиях , например, очень часто спрашивают кучу ерунды, которая потом в реальной работе вообще не встречается. Достаточно как пример вспомнить эти заумные гугловские задачки ни о чем... Поэтому да, умные подростки просто запоминают эти "термины на один раз", чтобы не запаривать себе мозги тем, что никогда больше не пригодится. Да, им сложно без опыта разобраться, что можно просто заучить , а что надо реально понять. Мне кажется адаптацию людей под текущие реалии среды почему то принимают за деградацию. Ну вот мы от клыков ведь избавились , потому что мясо стали готовить до мягкости на костре, пока мало кто об этом жалеет. Мозги в современном обществе может быть тоже уже скоро станут не нужны большему кол-ву людей , а вы все цепляетесь за этот атавизм.

  Развернуть 1 комментарий

а разве это показатель низкого интеллекта?

Неспособность понять суть явлений и связи между ними? Да.

Может им не надо знать их значение, если достаточно их с умным видом сказать, и тебя примут на работу, или зауважают в чатике.

А это уже о другом. Интеллект низкий, но в сложившихся обстоятельствах это не мешает занять не самое плохое место в обществе.

Мозги в современном обществе может быть тоже уже скоро станут не нужны большему кол-ву людей , а вы все цепляетесь за этот атавизм.

Ну вот да, как-то так оно и происходит :-) Хорошая фраза! :-)

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, блин, хочется все-таки поцепляться за атавизм, кто бы что не говорил :)

  Развернуть 1 комментарий

@Alexey_, та же фигня 😁

  Развернуть 1 комментарий

Мне как-то попалась такая замечательная иллюстрация ущербности использования одного только среднего значения для описания статистических закономерностей: "у взрослого человека в среднем приблизительно одно яйцо и одна сиська".

  Развернуть 1 комментарий

Не спорю с общим посылом, но первый пример режет глаз. "уверенности диванному критику придаёт метакогнитивное искажение (Эффект Даннинга-Крюгера)" - мне кажется, что это предложение имеет смысл: эффект это иллюзия понимания, иллюзия понимания придает уверенность.

Если сформулировать так, без умных слов "иллюзия понимания придает уверенность критику", то предложение имеет смысл, не является тавтологией, хоть и не претендует на глубокую смысловую нагрузку.

  Развернуть 1 комментарий

@atamur, мне кажется, что и в этом утверждении нет смысла.

Иллюзия понимания — неодушевленное явление, абстрактное понятие. Оно ничего с человеком делать не может. Это человек что-то делает или не делает, почему-то.

Я иллюзию понимания понимаю как состояние человека. Ну ошибается он в рассуждениях своих и не видит своих ошибок. А может и не рассуждал вовсе.

А что означает уверенность? Я понимаю это тоже как состояние, в котором человек не видит ошибок в рассуждениях или в обосновании.

Для меня пока всё тавтологично.

  Развернуть 1 комментарий

@cowabunga, да! А если переформулировать утверждения так, чтобы субъектом стал человек, то там между "иллюзией понимания" и "уверенностью" грань шаткая.

Мало того, мы заметим, что у нас от "уверенности" отвалился референтный индекс :-)

Потому как "что-то придает мне уверенность" - это одно. Но как только "Я уверен ...", то тут же встанет вопрос: "уверен в чем?".

Такая же фигня будет и с отвалившимся референтным индексом от "иллюзии понимания".

Но если все переформулировать, например, так: "Мне кажется, что я понимаю почему происходит Х, когда я не понимаю почему происходит Х" (иллюзия понимания) и "Я уверен, что X действительно происходит" (уверенность).

То тут уже вроде как и не совсем тавтология...

"Я уверен, что Х действительно происходит, потому что мне кажется, что я понимаю, почему Х происходит".

Я уверен в следствии, потому что понимаю из каких причин и условий оно вытекает...

Вроде же не тавтология?.....

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, всё равно не уверен :)

Кажется, что разницу тут пробую провести через применение улиток. Применил — понимаешь псс — уверен. Не применил — не понимаешь псс — иллюзия понимания.

Применил или не применил — глаголы пояснее чем "понимаю" "не понимаю". Вспомним пост https://club.mnogosdelal.ru/post/1810/

Как-то далеко всё зашло...

Кажется, что уверенность настолько широкое понятие, что за ним может стоять разное:

  • понимание причинности, о которой тут говорили
  • готовность действовать даже при понимании своего непонимания причинности
  • принятое решение не проверять причинность, но отстаивать истинность утверждение (что-то про веру, доверие)
  • место для вашей рекламы

А про иллюзию понимания хочется вообще пофилософствовать: только ситхи считают её преодолённой. Кажется, что с какой-то долей вероятности она есть даже при понимании псс. Тут уже можно вести речь про:

  • несовершенство улиток (и куда можно их развивать, нужно ли)
  • сложности коммуникации (что мы можем вообще сказать, а что не можем)
  • непознаваемость и познаваемость мира
  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, а какая кстати грань для самого субъекта фразы?

  • Я уверен в следствии, потому что понимаю из каких причин и условий оно вытекает
  • Я уверен, потому что мне кажется, что я понимаю из каких причин и условий оно вытекает

С точки зрения субъекта ведь никакой разницы? Он поймёт, что прибывал в иллюзии понимания только когда преодолеет её.

А с точки зрения наблюдателя. Допустим он видит ошибку. Понимает, что субъект ошибается, но не видит ошибку, что не понимает псс.

Для наблюдателя иллюзией понимания субъекта будет конкретная ошибка в рассуждении. Эта ошибка имеет значение. А фраза "иллюзия понимания придает уверенность критику" лишь описывает состояние. И если наблюдатель не выявит ошибки, то смысла во фразе нет.

Уже два условия осмысленности:

  • фраза наблюдателя
  • который установил конкретную ошибку в рассуждении субъекта

По-моему тут весь смысл можно свести к фразе: "Ты ошибаешься..."

"иллюзия понимания придает уверенность критику" —> "критик не видит ошибки в рассуждении"

Не нравится утверждение через отрицание. Тогда "критик по ложной причинно-следственной связи что-то утверждает".

Как-то так :)

  Развернуть 1 комментарий

Как-то далеко всё зашло...

Я по этой причине книгу про улиток в очередной раз сел переделывать. Я каждый раз ухожу в детали и понимаю, что подавляющее число читателей потеряю ещё на предыдущей главе.

В общем, там какая-то кроличья нора, если начать разбираться. Я пробовал, но я начинал теряться :-)

Мемасик вспомнил:

  Развернуть 1 комментарий

Для наблюдателя иллюзией понимания субъекта будет конкретная ошибка в рассуждении. Эта ошибка имеет значение. А фраза "иллюзия понимания придает уверенность критику" лишь описывает состояние. И если наблюдатель не выявит ошибки, то смысла во фразе нет.

То есть, мы мало чего можем сказать об осмысленности утверждения, пока не поняли кто с кем что делал и кто и как это все воспринимал (в смысле видел / слышал)

Нора? :-)

  Развернуть 1 комментарий

@atamur, возможно, я тут накосячил, когда свел эффект Даннинга-Крюгера к иллюзии понимания. Ведь этот эффект больше про уверенность (незаслуженную) в своих компетенциях. Или нет?...

Если да, то уверенность придает эффект повышения уверенности...

  Развернуть 1 комментарий

По хорошему нужно ещё пару раз перечитать. Но пришла мысль про атавизм.
Дела делает обезьянка. Много понимания не требут. Пусть работает.
Контролируют пусть руководители. Их много не надо. Или регламенты.

PS: Мне тоже страшно. За детей.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб