Эта статья существует в форме аргументационной карты в Miro. Мне кажется, что такая форма может передавать те смыслы, которые практически невозможно передать через текст.
Посмотрите сами.
______________________________
Последние 10 лет своей жизни я всецело занимаюсь обучением взрослых людей. Преимущественно в компаниях и часто в крупных. Один из частых запросов звучит так: «Придите пожалуйста и прочитайте нашим сотрудникам лекцию как правильно вести свои дела / больше успевать / не выгорать / управлять проектами / …».
Каждый раз, когда я получаю запрос «рассказать им как правильно …» я вспоминаю анекдот:
Лекции на факультете зоотехники:
Профессор: ... Бык-производитель в день может покрывать до 10 коров.
Женский голос: Простите, профессор, сколько?
Профессор: 10.
Женский голос: Профессор, повторите это, пожалуйста, студенту с последнего ряда.
Профессор: Бык-производитель в день может покрывать до 10 коров.
Мужской голос с заднего ряда: Простите, профессор, а он покрывает одну корову или разных?
Профессор: Я полагаю, что разных.
Мужской голос с заднего ряда: Повторите это, пожалуйста, студентке с первого ряда.
Такое чувство, что в компании и так знают, что надо рассказать своим сотрудникам, но зачем им нужен я? Расскажите им это все сами. На это часто отвечают: «ну они нам не доверяют, нужно, чтобы какой-то эксперт пришел со стороны и тогда ему поверят».
Прикольно. Эти люди друг с другом работают не один год и их не напрягает, что по принципиальным рабочим вопросом внутри команды нет доверия и нужен кто-то со стороны, чтобы «рассказывать, как надо». Это типа у вас нормально? А по каким еще вопросам вы внутри компании друг другу не доверяете?..
На самом деле дело тут не в недоверии. Просто кто-то знает «как надо», рассказывает об этом своим коллегам, а коллеги «как надо» не делают, из чего этот кто-то решает, что ему не верят. Но все куда проще: рассказами «как надо» практически невозможно поменять поведение человека.
В моей картине мира лекция – это мероприятие, не имеющее ничего общего с обучением.
По крайней мере с обучением в понимании Петра Яковлевича Гальперина:
Целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела
Прекрасная цитата! Убедительная. Когда я цитирую Петра Яковлевича в качестве ответа на запрос прочитать лекцию, ребята улыбаются и говорят: «Ну вот у нас форматы такие, мы так вот работаем». Ну да, пофиг, что подход бестолковый, это же не повод его пересматривать и, Боже упаси, менять… Мы же всегда так делали… И потом еще иногда добавляют: «Ну пусть умения действовать мы не создадим, но хоть знания ребята получат, поймут что-то новое…».
Едва ли…
Здесь будет уместна цитата еще одного мудрого нашего соотечественника Г. П. Щедровицкого:
Только тогда, когда человек начинает действовать, он начинает выяснять, адекватно или неадекватно он понял.
Расскажу вам одну историю, с которой меня в свое время торкнуло, и я осознал всю бесполезность лекций. По крайней мере в области обучения взрослых людей навыковым вещам типа «Джедайских техник», логического мышления, планирования и всего такого, чему я обучаю сам. Может быть в области обучения фундаментальным наукам или, например, программированию дела обстоят как-то иначе, но… Но я в это не верю.
Давным-давно в самом начале одного из занятий по «Джедайским техникам» я рассказал вводную часть и настала пора перейти к упражнениям. Это были «Джедайские техники» в онлайн формате (онлайн, кстати, в разы круче оффлайн) и упражнения мы делали на Google Docs в режиме совместного редактирования. Я рассказал про то, как надо делать упражнение и, наивно полагая, что все всё поняли сказал: «А теперь приходите в этот документ по ссылке, занимайте свободную страницу и напишите в углу свое имя»... Треть людей не поняла что мы делаем. Еще треть поняла, что мы что-то делаем и начала делать что-то свое. Я был слегка в шоке, но потом сделал скидку на онлайн, сидение перед экранами (которые как мы знаем излучают лучи отупления), да и вообще вводная часть была длинной.
С каждой последующей группой я постепенно сокращал вводную часть и упрощал инструкции к упражнению. В какой-то момент вводная часть сократилась до 10 минут и инструкции к упражнениям я давал по шагам: «Займите свободную страницу, напишите в углу свое имя и я скажу, что делать дальше». О чудо! Число студентов, кто смогли верно выполнить эту простую инструкцию после 10 минут упрощенной вводной части стало достигать 80%! Замечательный результат! Как объяснить взрослым людям, что надо написать, как их зовут и больше ничего не делать? Не думал, что это так сложно.
И вот после этого я очень серьезно начал думать о том, как обстоят дела с пониманием более сложных идей и концепций. Точнее, чего уж думать, то, все ясно – лекцию в 40 минут полностью не поймет никто, небольшая доля людей какие-то мысли зацепит, но на уровне «я это где-то слышал и при случае смогу вспомнить и не сильно извратив пересказать». А некоторые люди смогут это пересказать лишь сильно извратив, так как их понимание идей лекции будет далеко от адекватного. На сколько много таких людей лично я не оценивал, но наткнулся на прелюбопытнейшее исследование (https://www.isras.ru/publ.html?id=5112, стр. 243). Изучая способность взрослого человек адекватно интерпретировать содержание газетной статьи исследователи пришли к выводу, что В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ адекватно воспринять газетную статью оказались способны 30% испытуемых… А с лекциями, я уверен, все еще хуже!
В итоге это даже хорошо, что после лекций люди ничего не меняют в своем поведении… А то послушают в пол уха, додумают в пол мозга, попробуют на пол шишки… Получится все через жопу и ты еще и крайний. А так хорошо – греют себе ушки на контенте, развлекаются… При случае блеснуть цитатой смогут, чтобы «пацаны зауважали».
Как тут не вспомнить еще одну цитату Г.П. Щедровицкого:
Это, как мы сейчас обычно говорим, «вербальное обучение» — мы учим болтать, а не действовать, не превращать понимание в действие.
В общем, это понимание принесло мне очередные вызовы: я перепиливаю программу курсов так, чтобы можно было по результатам действий оценить адекватность понимания. Прямо сразу, а не потом, типа «Послушайте лекцию, поймите все не так, сделайте домашку, через неделю получите разгромную обратную связь и забьете на нее хрен». Такой подход лучше, чем просто лекции, но можно сделать еще лучше! Минимизировать паузу между тем, как была высказана мысль и тем, как ты ее пробуешь на практике в той или иной форме. Пусть в упрощённой, пусть в искусственном контексте. Но быстро: сейчас услышал, через 3-5 минут попробовал. В идеале, конечно, еще получил обратную связь от эксперта, но что-то мне подсказывает, что когда образовательный процесс построен таким образом, то ошибка в понимании не будет накапливаться и не спрячется глубоко, поэтому сам ученик или его напарник легко могут поправлять друг друга. Другое дело, когда у нас идет лекция два часа, ученики расходятся, приступают к домашке спустя пару дней (когда за счет ретроактивного торможения и прочих эффектов нашей памяти все, что не забылось исказилось до неузнаваемости), то тут да… Выполняя домашку такого нарукожопить можно, что там для обратной связи реально профессионал нужен.
В общем к чему это все.
Я занимаюсь обучением. Я не читаю лекции.
Я не против лекций и видосов, поймите меня правильно (хм… я же сам выше приводил ссылку на исследование, которое говорит ожидать правильного понимания наивно…).
Лекции – это не обучение!
Не надо думать, что если вы смотрите видео или слушаете лекцию, то вы чему-то учитесь. Или если вы набухтели 40 минут лекции, не думайте, что это можно назвать тренингом. Погреть ушки на контенте – это форма досуга. Развлечения. Да, бывают исключения, например, для некоторых это может играть роль пищи для размышлений, но это – исключения! Большинство все же использует «образовательный» контент как способ заглушить внутреннюю тревогу, как способ «убить время» ну или как сублимацию саморазвития…
Однако есть исключения. Редкие, но есть. Существует (крайне малое) количество людей, кто способен учиться по книгам. Заметьте, я не говорю «по видео» - эти две формы контента сильно отличаются друг от друга прежде всего по требуемому состоянию ума для их потребления. Чтобы слушать лекцию нужно прилагать к себе куда меньше усилий, чем к чтению текста, и тем более его написанию. Работа с текстом требует способности произвольно удерживать внимание, что в эпоху гиперактивных истеричек со смартфонами становится редкостью. А вот для потребления аудио контента удержания внимания не нужно. Точнее не для потребления, а для воспроизведения, но мы часто отождествляем эти понятия. А раз так, то «я же могу «учиться» даже когда голова не варит! Да и еще что-то в параллель делать! Как удобно! А у вас есть эта книга в аудиоверсии?..»
Людей, кто смотрит видео так же внимательно, как будто читает книгу, по моим ощущениям, еще меньше, чем тех, кто просто способен читать книгу…
Но такие люди есть. И я даже некоторых таких знаю. Как же они бесят, когда находят ошибки и нестыковки у меня в статьях, книгах и видео. Особенно когда эти ошибки по существу... Очень их люблю за то, что они меня так бесят. Большое вам спасибо за то, что вы есть!
Это высокомотивированные люди. Но одной мотивации тут недостаточно, обучение на лекциях и текстах потребляет огромное количество мыслетоплива (это же те форматы, которые не предназначены для обучения). Поэтому так мало людей, кто способен учиться по лекциям. Очень мало. Единицы процентов, по моим ощущениям. А в корпоративном мире, где я работаю, и того меньше. Потому что там огромное количество людей, уставших и выгоревших. И вот здесь у меня даже есть данные по диагностике студентов (из года в год примерно похожие):
Какой вывод? Учить уставших людей – это не читать лекции, а выдавать знание мельчайшими кусочками и на упражнениях тут же проверять адекватность его понимания. В идеале, наверное, это давать упражнение, в ходе которого знание само будет реконструироваться у обучающегося в голове (Не прошло и много лет, как я пришел к деятельностному подходу в обучении – советская школа педагогики). Создавать такое обучающее мероприятие очень сложно, но теперь я понимаю к чему стремиться. И да, записи не будет!
Тут есть один момэнт, про который я не могу не высказаться.
При восприятии текста (любым образом) человеческое сознание использует такую технику, которая называется слуховая петля. Она не имеет определённой структуры в мозгу, это просто конструкт сознания. Писал об этом вроде бы Лурия, но не поручусь, что он это открыл.
Типа вот представь, что ты из смски перепечатываешь в сайт код подтверждения. Ты проговариваешь про себя цифры и потом печатаешь их как бы под диктовку где-то внутри головы. И пока ты этим занят, цифры вертятся у тебя в слуховой петле, постоянно повторяясь. Если в этот момент загрузить тебя каким-то другим текстом, он займёт собой петлю, и цифры оттуда выпадут.
Так вот, прикол в том, что тексты услышанные попадают в слуховую петлю сразу, а тексты написанные сначала распознаются, превращаются в голове в аудио, и только потом попадают в слуховую петлю (ну, не считая ситуации скорочтения, и ещё бывают такие истории, что текст у определённого человека проходит в анализ, минуя петлю, например, когда читаешь формулы или что-то подобное). В большинстве случаев у нормально одарённых людей понимание наступает только после попадания текста в слуховую петлю.
Соответственно, усилия, которые человек тратит на то, чтобы засунуть визуальный текст в слуховую петлю, к пониманию отношения не имеют, это предварительный этап. Да, обычно этот навык развит до автоматизма... обычно ли? Жопочтецы на каждом шагу. А помещать в петлю со слуха оч просто, ничего делать не надо, оно само туда падает, даже иногда против воли.
Поэтому, на мой взгляд, тут вопрос стоит вообще в другом. Дело не в том, сколько усилий надо приложить к понимаю текста так и этак, а в том, что когда читаешь книгу, ты задаёшь скорость, а когда тебе читают лекцию, скорость задаёт лектор. И успешно учится по лекциям тот (и тогда), у кого скорость обработки текста из слуховой петли превышает скорость попадания в петлю нового текста. Но это и для чтения глазами актуально. Бывают такие тексты -- весь через петлю пропустил и нифига не понял. И далеко не все способны в этот момент себя замедлить и дать себе больше времени покумекать над каждым кусочком.
А ещё у разных людей петли разной длины (это связано с объёмом рабочей памяти и навыком группировать элементы в образы).
Естественно, это всё не про то, что ненене давайте все слушать лекции. Понятно, что сделать самому намного эффективнее для обучения, чем послушать рассказ. Другой вопрос, что не все области знания позволяют что-то сделать самому. Гуманитарные науки вот не особо, разве что реферат написать или какую-то интерактивную карту сварганить, но это очень абстрагированная деятельность от задачи. Я вот сейчас слушаю обзорный курс лекций по религиям индоевропейцев в верхнем палеолите. Вот что тут можно сделать самому и кто и как проверит, что ты усвоил?
И в виде курса я его слушаю, а в виде книги читать бы не стала, потому что так мне лектор даёт интонацию и эмоции, которые я бы из книги не получила, а за счёт них некоторые контрасты намного ярче, и как следствие запоминаю я лучше. Каждая тема ассоциируется с определённым набором эмоций, которые я помню из голоса лектора. Но мне хватает длины петли и знаний по теме, чтобы успевать понимать лектора, а кому-то может не хватать.
Максим в книге Путь Джедая в конце указывал что возможно когда-нибудь будет книга о детском воспитании, и какие в этом сложности. Если бы книга вышла, у меня жена наверняка бы увлеклась тоже. Она частично заразилась от меня джедайскими техниками. Использует tick-tick. Но до книги пока она не созрела.
Очень бы хотелось чтобы мой сын с класса так 5-6 приучался Джедайским техникам. Было бы здорово, если бы книга когда-то появилась.
Надеюсь смогу быть для него примером и это пожалуй самое главное.
Любопытная диаграмма в Миро, немного похожа на волновой анализ, который я тебе когда-то показывал :) Но поудобнее.
Ну, в основном -- да, соглашусь, с лекциями можно разбирать лишь те вещи, которых еще толком не написали в книгах. Либо же "вспомнить все", либо же -- понять, чего ты понимаешь, а чего -- нет. Я сейчас просто периодически математические лекции прослушиваю для того, чтобы понять "а понимаю ли эту тему, или нет". Но нужно уделять намного больше времени на деятельность!!!
Плохой текст не зайдет даже в аудио формате или видео.
Когда в видео насыщенный видеоряд на стороннюю тему, то это только мешает.
Когда повествование в аудио слишком нудное, зафиксировать на нем внимание крайне тяжело, и мозг уходит думать что-то свое, более интересное.
"Учить уставших людей – это не читать лекции, а выдавать знание мельчайшими кусочками и на упражнениях тут же проверять адекватность его понимания."
Причем только так что-то в голове обучаемого и оседает. Но получаем другую проблему - истощение и выгорание обучающего.
Есть мысль что очень помогает обучаться работа с бумагой и ручкой. Тут много сразу всего.
Знать и не использовать — всё равно, что не знать.
Лекции - это, кажется, про масштабирование.
Вот есть 100 студентов.
Можно взять 10 обучающих и каждый обучающий будет 2 часа в группе из 10 человек чередовать маленькие кусочки теории и практики с возможностью уделить внимание почти всем ученикам. Получим 20 человеко-часов затрат персонала.
А можно сделать одну лекцию на час с теорией на все 100 человек и 10 семинаров по часу в группах на 10 человек. Да, судя по всему, качество обучения несколько уменьшится. Но будет 11 человеко-часов затрат плюс специализация персонала.
Да, в случае обучения взрослого персонала компании с выгоревшими сотрудниками(да ещё и материал не по профилю сотрудников), я с полностью согласен с доводами. Но в тексте, кажется, подразумевается, что лекции бесполезны всегда и везде...