Данные рассуждения я строил, держа в уме программу «Джедайских техник» или техник продуктивного умственного труда. В той или иной мере эти же рассуждения применимы и для других наших программ: «Хулиганской логики», «Как ‘нечитать’ книги», «Разбираемся в сложных вопросах».
Тезис первый
Целью обучения является не получение знаний, а изменение поведения.
Увы, но в области обучения часто бытует заблуждение, что цель – это что-то узнать. Иногда конкретизируют: «узнать что-то новое и, желательно уникальное». Как будто мы готовимся к участию в псевдоинтеллектуальных шоу: «Ответь на вопрос, который в реальной жизни никогда не встречается».
Мое мнение – мы учимся, чтобы что-то делать иначе. А не знать, про то, как это делать. Конечно, получение знаний иногда необходимо, но это не цель, а одно из множества средств достижения этой цели.
Тезис второй
Взрослым людям сложно изменить свое привычное поведение. И эта сложность обусловлена не отсутствием знания, а имеющимися у них убеждениями.
На мой взгляд, это ключевое отличие обучения взрослых от обучения детей. Дети действительно мало чего знают. Взрослые же до прихода к нам на обучение как-то жили, выполняли свою работу (и многие – довольно успешно), достигали каких-то результатов (часто весьма значимых). Да, взрослые не всегда задумываются над тем, почему они что-то делают тем или иным образом. Особенно, если они это делают на приемлемом уровне. И не всегда думают о том, можно ли делать работу лучше (или так же, но тратить на это меньше усилий). Но, тем не менее, у взрослых людей есть багаж убеждений, подкрепленных практическим опытом. Отсюда вытекает …
Тезис третий
Основная работа в процессе обучения – это пересмотр и изменение некоторых из уже сложившихся убеждений.
Крайне редко бывает так, что ты приходишь к человеку и говоришь: «Если хочешь успевать больше, а уставать меньше, первым делом отключи оповещения о новых входящих сообщениях на своем смартфоне».
А он тебе в ответ: «Круто! Почему же я раньше об этом не знал! Они же так меня отвлекают и мешают сосредотачиваться на истинно важном, пойду и сделаю это прямо сейчас!».
Нет. Такого не бывает. У подавляющего числа людей возникают аргументы в поддержку уже сложившегося поведения. Многие из этих аргументов разумны, но некоторые - иррациональны. Однако это будет заметно, только при неспешном и вдумчивом их анализе. Часто в несколько подходов и отсюда следует …
Тезис четвертый
Изменение убеждений — процесс инерционный.
Убеждения меняются не быстро. И это, кстати, очень хорошо. В противном случае, первая убедительно говорящая истеричка разрушила бы нам цивилизацию. Мы крайне неохотно заменяем те убеждения, которые были подкреплены практическим опытом на новые, за которым опыта пока никакого нет. Максимум на чем они могут быть основаны – это умозаключения.
Для изменения убеждений ключевым является не столько общее количество часов обучения, сколько число касаний. То есть, с точки зрения конечного результата, два дня подряд (16 часов) дадут более слабый результат, чем 4 занятия по 4 часа. Но 8 занятий по 2 часа будут ещё лучше.
Собственно, к такому базовому формату в корпоративном мире мы и пришли: 8 занятий по 2 часа. По два занятия в неделю. С домашними заданиями и их разбором.
И отсюда следует …
Первый плюс онлайн формата
Обучение в формате коротких уроков в онлайне организовать проще и дешевле.
Иногда для компаний в Москве (где живу я) или в Петербурге (где живут мои ребята) можно организовать обучение в формате уроков. Помню даже я лично организовывал для одного инвестбанка обучение в формате уроков в Петербурге – я катался на сапсанах 2 раза в неделю. Ребята захотели моего личного присутствия и были готовы к кратному увеличению стоимости. Но это исключение. Хотя, такое тоже возможно.
Второй плюс онлайн обучения
стал ответом на первый его минус. Увы, но:
далеко не все люди способны обучаться в онлайне.
У себя в книге «Путь джедая» я ввел понятие «лучей отупления». Любой экран излучает эти лучи, и они делают человека глупее и импульсивнее. Под воздействием этих лучей мы начинаем избыточно часто проверять сообщения, параллельно делать какую-то работу или просто «тупить в интернете». Эта особенность поведения была понятна изначально, поэтому онлайн формат изначально строился так, чтобы её избежать. И помог в этом нам …
Тезис пятый
Результаты обучения зависят не столько от того, что люди услышат, сколько от того, что сами скажут или напишут.
В итоге весь процесс обучения строится как последовательность упражнений. Упражнения выполняются в парах или тройках. У каждого участника в паре/тройки есть своя роль и в процессе выполнения упражнения группе надо что-то написать. Либо в таблице тренажере, либо на схеме в электронной доске с электронными стикерами. А это и есть …
Второй плюс онлайн обучения
В режиме реального времени мы можем наблюдать за тем правильно или нет студенты поняли суть.
Как ты понял, что они поняли? Классический прием в школе и ВУЗах - это устроить экзамен. Но классическая проблема такого подхода - отличить угадывание слова, загаданное учителем от настоящего понимания. Мы используем проверку понимания действием: даем задание и анализируем результаты его выполнения. Задание выполняется в заранее спроектированных файлах-тренажерах или на электронной доске (мы используем holst.so).
Использование электронных инструментоа , во-первых, убирает нюансы почерка (взрослые люди куда-то постоянно спешат и на настоящих бумажных стикерах пишут небрежно и неполные фразы так, что сами через 10 минут не могут разобрать написанное), а во-вторых, позволяет будто через плечо подсматривать, что и как люди пишут. Если вдруг будет видно, что студенты делают что-то не то, то мы можем быстро присоединиться к их группе и откорректировать ошибку. В итоге дать обратную связь получается быстрее, чем при очном обучении (мы удерживаем планку - единицы минут от совершения ошибки, до того, как вы о ней узнали, а не часы или дни).
Третий плюс онлайн обучения
Когда люди работают в малых группах в очном формате, то аудитория мгновенно наполняется громким гулом, который многих быстро утомляет.
В онлайне вы ушли втроем в отдельную виртуальную комнату и кроме вас там никого.
Риски информационной безопасности
Конечно, в некоторых компаниях существуют строгие политики информационной безопасности, из-за которой использование онлайн инструментов ограничено. Часто в таких компаниях онлайн обучение сводится к режиму «говорящей головы», а вот «говорящая голова» лучше все же в оффлайне.
Но режим "говорящая голова" - это не обучение, а скорее разновидность досуга.
Здесь было о том, почему я не считаю лекции формой обучения.
И бывают люди, кто не очень хорошо владеет электронными инструментами. В ходе базового курса (8 занятий) мы вводим онлайн инструменты постепенно и многие их параллельно осваивают, но вот в сокращенной программе это может стать ограничением.
Тем не менее при прочих равных, мы выступаем за онлайн формат: всегда дешевле, часто проще и результативнее.
Что весьма разумно, если смотреть со стороны. Чтобы принять что-то незнакомое за новое правило, надо получить ощутимое количество подтверждений, что оно вообще работает.
Мы люди социальные существа и никуда от этого нам не деться.
Считаю, что самый эффективный способ быстро разобраться, это личное присутствие с учителем на уроке ( прозвучало по школьному, но я не это имел ввиду).