Сначала правильно, а потом уже быстро (Заметка об обучении)

 Публичный пост
2 февраля 2024  846
Голова!

Продолжаю серию заметок о педагогическом дизайне. Предыдущая заметка называлась так: почему я не считаю лекции формой обучения
__________________________________

Сегодня поделюсь своими соображениями на тему того, почему мы учимся долго и тяжело. Тут все просто - мы торопимся и хотим все сделать быстрее.

Если совсем уж кратко сформулировать мысль, то она будет звучать так:

Медленное правильное действие можно превратить в быстрое правильное. Быстрое неправильное в быстрое правильное - практически никогда.

При этом без разницы, какое действие имеется ввиду физическое или умственное. Я тут опять возобновил тренировки по тайскому боксу, хожу занимаюсь. Одна из частей тренировки - разучивание очередной связки ударов. Подавляющее число тренирующихся (особенно молодые) постоянно куда-то торопятся и в результате:

  • Сбиваются (получается совсем не та связка)
  • Не соблюдают технику (движения кривые, теряют равновесие, руки/ноги летят в разные стороны)

Казалось бы, попробуй несколько раз повторить всю связку медленно и без ошибок и увидишь, как уже на третьем-пятом повторе можно будет легко поднимать темп, сохраняя правильность движения. А потом еще десяток повторений и все получается правильно и уже весьма бодро в плане скорости. Нет же, нам надо быстрее! В итоге все время отработки идет какая-то колхозная размахайка. Мне хорошо, у меня седая борода и меня партнеры слушают, скажешь им заклинание: "медленное правильное можно сделать быстрым правильным, а быстрое неправильное - так и останется быстрым неправильным" и на некоторое время их хватает...

Такая же фигня наблюдается, когда мы учим умственным действиям. На наших занятиях по хулилогике или 'нечтению' книг люди так же куда-то торопятся. Такое впечатление, что им кто-то обещает готовый навык просто за число наклеенных стикеров и не важно что и как на них будет написано. И понеслась: написали какую-то фигню в огромном количестве, черти как соединили все это стрелками... Ничего не поняли и ничему не научились...

Приходится специально вводить элементы, которые затормозят учеников. Очень хорошо работает вербализация или проговаривание. Конечно, большинство людей умеют говорить быстрее, чем думать (а делать, быстрее, чем говорить) и поэтому проговаривание мы строим по определенным правилам и шаблонам, чтобы притормозить студентов еще сильнее. В конечном счете сделать скорость действия ниже, чем скорость мысли. Хотя бы немного. Таким образом мы превращаем процесс обучения из процесса постоянного поспешного исправления своих косяков в процесс ускорения исходно правильного действия.

Это все по мотивам Петра Яковлевича Гальперина...

Связанные посты
1 комментарий 👇

Можно на занятии говорить "Слушай Гендальфа, а не Дрейка!"

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб