Это уже пятая версия... Надеюсь, что итоговая...
Как я к этому пришел?
Наверняка у некоторых читателей, кто бегло ознакомился с моей биографией, возникнет вопрос: как так получилось, что выпускник Физического Факультета МГУ занялся чем-то таким… Непонятным… Даже не формальной логикой, а какой-то смесью лингвистики, психологии, философии, с элементами буддийской логики и психотерапии. Что это вообще и как здоровому человеку придет в голову заниматься этим всем и сразу?
На самом деле, если посмотреть на путь по шагам, а не просто на начальную и текущую точки, то практически каждый шаг окажется логичным.
Я учился в аспирантуре физического факультета и работал на двух работах. Звучит круто, но на самом деле результативность этого была крайне низкой, так как я был прокрастинатором и большую часть своих сил тратил на переживания и угрызения совести из-за того, как много дел я не сделал. Я начал разбираться с этой проблемой и через некоторое время это даже начало получаться.
Позже оказалось, что прокрастинация – это не только моя проблема. Аналогичные сложности наблюдались у многих моих коллег, в том числе и у тех, кто работал под моим началом, когда я уже занимал руководящие позиции в ИТ-компаниях. А раз так, то в какой-то момент ко мне пришло понимание, что одна из важнейших (если не самая важная) моя задача как руководителя – это обучение ребят в своей команде тем методам, которые в свое время помогли мне.
Далее ко мне стали обращаться руководители смежных команд и просили помочь с прокрастинацией и в их командах. Потом были выступления на конференциях и после этого ко мне за помощью пошли люди из других компаний. Прошло ещё несколько лет и в 2013 году я понял, что пришло время выбирать свой дальнейший путь: либо продолжать работать руководителям в ИТ, либо начать свое дело по обучению людей техникам продуктивности. Я выбрал второй путь и стал тренером-консультантом.
Через некоторое время я столкнулся с тем, что… Я не умею учить людей. Точнее, я могу весело раскрыть свою тему, простым языком объяснить сложные концепции, сделать так, чтобы люди запомнили основные моменты моего рассказа, могли пересказать что и как надо делать, но… Сами не меняли своего поведения и не начинали действовать по-новому. На тот момент я уже твердо придерживался точки зрения последователей П.Я. Гальперина на цели обучения:
Целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела.
Я начал исследовать, как так получается, что люди согласны с идеями и даже передают их в виде советов и рекомендаций другим людям, но сами им не следуют. Очень странно. В итоге оказалось, что менять собственное поведение взрослым людям мешали имеющиеся у них убеждения, многие из которых были нерациональными. Но подход показать человеку нелогичность его собственных убеждений не просто не сработал, а, скорее, даже укреплял людей в своей вере. Да-да, умные люди могут верить в иррациональное, почему так получается – отдельная тема, на которую есть очень хорошая книга Д. Ариели [2]. В итоге я пришел к тому, что не надо людям рассказывать про ошибочность их убеждений, а надо учить их самих анализировать свои убеждения и находить в них ошибки. Учить. Опять же, не рассказывать, как это делать, не приводить список логических законов или когнитивных искажений, заставляя заучивать, а …
…формировать умение действовать со знанием дела.
Так как же научить взрослого человека думать? В самом начале эта задача показалась мне еще более сложной, чем загнать дождевого червя под землю, когда он того не хочет …
Приоритет интуиции
Продолжение этого раздела...
_________________
Текущая структура третьей книги

Я тут немного подумал на эту тему.
Не является ли популярная у некоторых людей тяга к использованию англицизмов (на мой взгляд - чуть не нарочитому) как раз быть попыткой (возможно, неосознаваемой) уйти от этих самых русских грамматических конструкций, которые не дают вольно выражовываться
, демонстрируя слабую связность мысли?Одно дело сказать "я считаю, что", и другое - "пойнт в том, что".