Как использовать «две системы мышления» и уровни удовлетворённости в разных сферах жизни или как достичь счастья

 Публичный пост
11 января 2025  90
Дай обниму

В продолжение статьи «Дорожная карта для улиток» мне написал Александр Бындю (автор методики «Карту гипотез»), предложив обратить внимание на его материал по личной продуктивности (ссылка на статью) и идею использовать для личной стратегии двухуровневую «Карту гипотез». В "верхней" части этой карты фиксировать субъективные метрики (уровень счастья, удовольствия и т. п.), а в "нижней" — объективные (доход, недвижимость и прочее). Александр также показал пример подходящей топологии.
Это предложение вдохновило меня продолжить развивать собственный фреймворк личной эффективности (который, впрочем, в итоге отошёл от изначальной концепции Александра).

Можно ли сформулировать «рецепт счастья»?

Каждый из нас стремится к счастью, но понимает его по-своему. Для одних главным приоритетом является семья, для других — карьера, третьи ищут себя в саморазвитии, а кто-то ловит кайф от свободы путешествовать. Возникает вопрос: существует ли универсальный рецепт счастья? И если да, можно ли управлять им с помощью удобной модели?

В этой статье попробуем объединить методики Александра со следующими идеями:

  1. Две системы мышления по Даниэлю Канеману (Система 1 и Система 2), каждая из которых влияет на наши решения и поведение.
  2. Четыре уровня удовлетворённости в семи ключевых сферах жизни, которые в совокупности определяют наш общий уровень счастья.

Мы разберём, как эти концепции дополняют друг друга и что из этого можно применить на практике.


Две системы мышления по Канеману

Даниэль Канеман, лауреат Нобелевской премии по экономике, в своей книге «Думай медленно… Решай быстро» описал две основные системы принятия решений:

  • Система 1интуитивно-рефлекторная. Работает быстро и автоматически, основывается на инстинктах, привычках и шаблонных реакциях. Помогает выживать или хотя бы экономить мыслительные ресурсы.
  • Система 2аналитически-сознательная. Включается, когда нужно обдумать задачу, проанализировать ситуацию, спланировать что-то новое или принять сложное решение. Работает медленно, требует затрат энергии и времени.

Чтобы действовать эффективно, важно уметь балансировать между этими системами:

  • Система 1 решает бытовые и рутинные задачи, позволяя нам действовать быстро.
  • Система 2 включается, когда необходим анализ, планирование, переосмысление стратегий или изменение поведения. По терминологии Максима Дорофеева, именно Система 2 тратит «мыслетопливо» и зачастую мы ограничены не временем, а именно этим ресурсом.

Семь ключевых сфер жизни

Чтобы понять, куда направлять дефицитное «мыслетопливо», полезно определить основные области, которые влияют на чувство удовлетворённости и счастья. В качестве ориентира можно выделяю семь сфер жизни (идея взята из этого поста):

  1. Здоровье
  2. Работа и карьера
  3. Финансы и благосостояние
  4. Окружение и друзья
  5. Саморазвитие
  6. Семья
  7. Развлечения и яркость жизни

(сферы можно взять свои)
Успех в одной сфере обычно усиливает другие. Например, улучшая здоровье, мы повышаем общую энергичность и продуктивность. Однако провал в одной области может «тянуть вниз» остальные.


Создадим оценку удовлетворенности каждой сферой жизни

В каждой из семи сфер мы можем находиться на одном из четырёх условных уровней.

1. Базовые потребности не удовлетворены

  • Человеку не хватает самого необходимого: средств, здоровья, социальной поддержки и т. п.
  • Главная цель — «всплыть» на следующий уровень, срочно закрыть острую проблему (купить еду, найти работу, решить вопрос со здоровьем).
  • Здесь преобладает Система 1: импульсивные действия «на выживание».

2. Базовые потребности удовлетворены, но «запас» минимален

  • Человек может более-менее стабильно «держаться на плаву», но ощущает хрупкость положения: денег еле хватает, времени в обрез, социальная поддержка слабая и т. д.
  • Чтобы закрепиться и улучшить положение, требуется Система 2: анализ, планирование, выстраивание новых привычек, которые потом автоматизируются в Системе 1.
  • На этом уровне мы начинаем задумываться: «Я не хочу просто выживать, я хочу жить лучше».

3. Базовые потребности удовлетворены, есть возможности «поверх минимума»

  • Человек может периодически позволить себе приятные «лишние» вещи: поездки, хобби, обновления в быту, полезные инвестиции в своё развитие.
  • Для многих людей это и есть желанная точка равновесия: базовые нужды закрыты, регулярно есть способ порадовать себя и близких.
  • Большинство привычек уже автоматизировано и используется Системой 1. Аналитическая часть задействуется, когда требуется тонкая настройка или реагирование на значительные перемены извне.

4. Изобилие

  • Человек располагает существенными ресурсами, которые дают ему гибкость: не привязываться к одной работе, легко переключаться между сферами, пробовать новое.
  • Дополнительное приращение ресурсов уже не так сильно повышает «счастье», однако очень ценна свобода: если что-то пошло не так в одной сфере, можно быстро компенсировать за счёт другой.
  • Система 2 здесь задействуется минимально для контроля и корректировок: основная часть процессов давно отлажена.

чек-лист оценки сфер деятельности в приложении (внизу статьи)


Как соотносятся уровни удовлетворённости и системы мышления

про мышление, думание, понимание взял идеи отсюда https://club.mnogosdelal.ru/post/1259/

Уровень 1: «SOS», чистая Система 1

Когда не закрыты базовые потребности, человеком управляет Система 1 в режиме «аварийного пилота». Все усилия брошены на срочные меры «выживания».

  • Превалирующий тип работы Системы 2: На этом уровне Система 2 практически не задействована, поскольку все когнитивные ресурсы направлены на непосредственное выживание.

Уровень 2: Базовые потребности удовлетворены, но «запас» минимален

Чтобы перестать скатываться обратно на «дно», нужно включать Систему 2, искать решения, вырабатывать привычки и накапливать базу, которая повысит устойчивость.

  • Превалирующий тип работы Системы 2: Здесь преобладает думание, используемое для решения конкретных задач, таких как планирование бюджета или поиск дополнительных источников дохода, а также понимание некоторых процессов (формирование навыков — перевод большего количества действий в Систему 1).

Уровень 3: Базовые потребности удовлетворены, есть возможности «поверх минимума»

На этом уровне уже есть стабильность, и Система 2 подключается для «тонкой настройки» или при внешних переменах, а также появляется возможность для творчества.

  • Превалирующий тип работы Системы 2: По-прежнему преобладает думание и понимание, но за счет перевода большего количества действий в автоматизмы впервые появляется место для мышления — генерации новых идей и улучшения планирования.

Уровень 4: Изобилие и гибкость

Ресурсов много, основная выгода — гибкость и свобода манёвра. Система 2 работает в творческом режиме, создавая и стимулируя гормоны счастья за счёт точного переключения на выгоды разных сфер жизни.

  • Превалирующий тип работы Системы 2: Мышление — генерация новых идей, стратегическое планирование и творческий подход к использованию ресурсов.

После получения вводных формируем саму методику

Я сторонник подхода, в котором помимо планировщика (списка задач) всегда существует единая Карта «майндмэп» — карта, где мы видим все сферы жизни и наши цели/задачи в них. Тогда из этой карты задачи «выгружаются» в ежедневное планирование. Ниже — пример пошагового процесса:

1. Разместите сферы жизни на карте
2. Оцените текущий уровень удовлетворённости в каждой сфере

  • Расположите сферы по уровням: сверху — самые «уязвимые» (Уровень 1), ниже — более стабильные (Уровень 2, 3, 4).
  • Чем выше сфера в карте, тем более приоритетно её «спасать».
  • Для точной оценки составьте критерии, по которым относите сферу к тому или иному уровню (пример чек-листа оценки сфер жизни в приложении - внизу статьи).

3. Используя методику «Карты целей», привяжите цели к сферам жизни

  • свяжите цели с субъектами, субъекты с гипотезами, гипотезы с задачами. Помните, что «Субъектами» могут быть не только вы сами, но и другие люди (родные, коллеги и т. д.). Например, если ваша цель — улучшить семейную сферу, может потребоваться корректировать не только своё поведение, но и влиять на близких.

4. Учитывайте ограниченность «мыслетоплива» (Система 2)

  • В первую очередь уделяйте внимание сферам, которые находятся на самом верху вашей карты.
  • Помните, что для каждого уровня удовлетворенности работа Системы 2 будет отличаться (осознание, изучение, планирование и т. д.).

5. Проводите периодическую переоценку

  • Раз в месяц (или в другой удобный период) оценивайте, как изменилась удовлетворенность каждой сферы.
  • При необходимости поднимайте (если стало хуже) или опускайте (если лучше) сферы на карте, одновременно перетаскивая связанные с ними цели и задачи.

Мои выводы

  1. Семь сфер жизни и четыре уровня удовлетворённости дают удобную модель, помогающую понять, куда в первую очередь направлять усилия и ресурсы.
  2. Единая карту (майндмэп), в которой мы видим:
    • В каких сферах находимся;
    • На каком уровне удовлетворённости каждая сфера;
    • Какие цели нужно достичь, чтобы «поднять» сферу на следующий уровень;
    • Какие задачи нас к этим целям приведут.
  3. Не забывайте про «мыслетопливо»: приоритетно направляйте энергию Системы 2 на «узкие места» в жизни, не распыляйтесь. Сферы, где вы уже в зоне комфорта (Уровни 3–4), требуют лишь периодического внимания. Также использование методики Улиток (гипотез) позволяет проверить, что действительно то, что мы хотим делать с большей долей вероятности приведет нас к успеху, а значит мы с меньшим расходом мыслетоплева сможем достичь большего (здесь помним оговору Максима, что правильно сфорулированная Улитка (гипотеза) еще на гарантирует, что она верна, но она точно снижает шансы на ошибку).

Счастье (в самом широком смысле) — результат сбалансированности разных сфер жизни. Постепенно выстраивая систему нужных привычек и навыков, на которых «держится» Система 1 за счет грамотного распределяя ресурсы аналитической части (Система 2), можно достигать устойчивых позитивных изменений.

Приложение

Ниже вы найдёте чек-листы для семи сфер жизни (Здоровье, Работа и карьера, Финансы и благосостояние, Окружение и друзья, Саморазвитие, Семья, Развлечения и яркость жизни). Для каждой метрики представлены четыре уровня удовлетворённости, а также контрольные вопросы и характерные признаки, которые помогут быстро понять, где вы сейчас находитесь.

Важно: Это обобщённые описания, в реальности ситуация может варьироваться в зависимости от личных обстоятельств. Используйте эти чек-листы как быструю диагностику, чтобы определить «проблемные зоны» и выработать план действий.


1. Здоровье

Уровень 1: Базовые потребности не удовлетворены

  • Контрольные вопросы:
    1. Есть ли постоянное недомогание, боль или усталость, мешающие обычной жизни?
    2. Приходится ли жертвовать сном, питанием или лечением из-за нехватки ресурсов (времени, денег)?
    3. Есть ли проблемы, которые вы не можете решить (нет доступа к врачу, нет сил/средств на лечение)?
  • Характерные признаки:
    • Постоянный упадок сил, некачественный сон.
    • Недостаток здоровой пищи или регулярных приёмов пищи.
    • Заброшенное или недоступное медицинское обслуживание.
    • Частые болезни, не долеченные до конца.

Главная цель:

  • «Всплыть» на уровень 2: закрыть острые проблемы (обратиться к врачу, наладить хотя бы базовое питание и сон).

Уровень 2: Базовые потребности удовлетворены, «запас» минимален

  • Контрольные вопросы:
    1. Получается ли у вас регулярно спать, хотя бы по 7–8 часов?
    2. Есть ли потребность в лечении или профилактике, на которую пока не хватает времени/средств?
    3. Боитесь ли вы, что в случае болезни не сможете быстро восстановиться?
  • Характерные признаки:
    • Большую часть времени чувствуете себя сносно, но иногда бывают резкие «провалы» (заболели — и выбило из колеи).
    • Средств хватает на разовые спортивные занятия или простые витамины, но с трудом.
    • Осознание, что для лучшего здоровья нужно «подтянуть» привычки, но пока это не системно.

Главная цель:

  • Укрепить фундамент: сформировать регулярные привычки (спорт, здоровое питание, плановые медосмотры), создать небольшой резерв (время, деньги) на случай недомоганий.

Уровень 3: Базовые потребности + периодические «излишки»

  • Контрольные вопросы:
    1. Есть ли у вас стабильный распорядок (сон, питание, физнагрузки), ставший привычкой?
    2. Можете ли вы позволить себе регулярные профилактические меры (массаж, анализы, консультации)?
    3. Хватает ли вам энергии для работы, отдыха и личных проектов?
  • Характерные признаки:
    • Устойчивое самочувствие, редкие сбои (простуды, переутомления) быстро восстанавливаются.
    • Возможность тратить деньги и время на качественный фитнес, бассейн, витамины.
    • Нет постоянного страха «что будет, если заболею».

Главная цель:

  • Сохранить стабильность и при желании улучшать показатели: повышать выносливость, пробовать новые спортивные направления, держать вес/давление в норме и т.д.

Уровень 4: «Изобилие» — высокий запас прочности

  • Контрольные вопросы:
    1. Можете ли вы выбирать практически любые спортивные/оздоровительные форматы без оглядки на ресурсы (время, деньги)?
    2. Есть ли подушка безопасности или страховка, позволяющая сразу обратиться к любым специалистам?
    3. Чувствуете ли вы, что физические и психологические ресурсы позволяют вам «переключаться» между другими сферами жизни легко?
  • Характерные признаки:
    • Полная свобода в вопросах здоровья: можете позволить себе быстро получить любое лечение, консультацию, отдых.
    • Регулярно пробуете новые виды активности, не переживая, что это «не по карману» или «нет времени».
    • Здоровые привычки настолько автоматизированы, что не требуют усилий.

Главная цель:

  • Использовать эту свободу разумно: расширять спектр практик, поддерживать оптимальную форму, помогать другим при желании.

2. Работа и карьера

Уровень 1: Базовые профессиональные потребности не удовлетворены

  • Контрольные вопросы:
    1. Есть ли у вас стабильный источник дохода (хотя бы минимальный)?
    2. Приходится ли соглашаться на любую работу, лишь бы «заработать на жизнь»?
    3. Возникают ли серьёзные проблемы (задержки зарплаты, токсичный коллектив, полная демотивация)?
  • Характерные признаки:
    • Безработица или работа, не покрывающая элементарных потребностей.
    • Отсутствие перспектив роста, постоянная тревога за завтрашний день.
    • Ситуация «работаю на износ, но всё равно не хватает».

Главная цель:

  • Подняться до уровня 2: найти хоть немного более стабильный/оплачиваемый вариант, снизить остроту финансового/профессионального кризиса.

Уровень 2: Минимальная стабильность, «держаться на плаву»

  • Контрольные вопросы:
    1. Хватает ли вам зарплаты на основные расходы без постоянных долгов?
    2. Есть ли у вас хотя бы небольшой карьерный рост или понимание, как его добиться?
    3. Испытываете ли усталость от рутины без ощущения прогресса?
  • Характерные признаки:
    • Работа позволяет оплачивать базовые счета, но без серьёзных возможностей улучшения.
    • Отсутствие больших амбиций или они не реализуются.
    • Вы чувствуете, что «что-то надо менять», но пока не хватает ресурсов, навыков или решимости.

Главная цель:

  • Перейти к более осознанному построению карьеры: повысить квалификацию, искать карьерные или бизнес-возможности, планировать обучение.

Уровень 3: Удовлетворительная карьера с возможностями роста

  • Контрольные вопросы:
    1. Есть ли у вас чёткий план развития (повышение, смена должности, переход в другую компанию)?
    2. Получаете ли вы удовольствие от работы и/или видите в ней смысл?
    3. Можете ли позволить себе короткий отпуск или обучение без катастрофы для бюджета?
  • Характерные признаки:
    • Должность и зарплата позволяют жить без «постоянного стресса», иногда вкладываться в саморазвитие.
    • В работе есть чувство стабильности и/или перспективы, вы видите карьерную лестницу.
    • Отсутствие страха «завтра меня уволят», «я не найду ничего лучше».

Главная цель:

  • Сохранять баланс между ростом и комфортом: выбирать новые проекты, решать интересные задачи, одновременно не жертвуя полностью личной жизнью.

Уровень 4: «Изобилие» в карьере — свобода выбора

  • Контрольные вопросы:
    1. Можете ли вы позволить себе сменить деятельность/взять длинный отпуск, не переживая за финансовую стабильность?
    2. Есть ли у вас репутация, предложения и связи, позволяющие легко найти новую или более высокую позицию?
    3. Получаете ли вы моральное удовлетворение и достаточный доход, чтобы поддерживать другие сферы жизни?
  • Характерные признаки:
    • Вы — востребованный специалист или предприниматель с достаточными ресурсами/резервами.
    • У вас несколько вариантов карьеры/бизнеса; вы можете выбирать то, что интереснее.
    • Дополнительные усилия для карьерного рывка больше зависят от вашего желания, чем от необходимости.

Главная цель:

  • Использовать свободу осознанно: вкладываться в стратегические проекты, делегировать, помогать другим расти, сохранять баланс в жизни.

3. Финансы и благосостояние

Уровень 1: Базовые финансовые потребности не удовлетворены

  • Контрольные вопросы:
    1. Хватает ли вам средств на элементарные нужды (еда, жильё, одежда)?
    2. Приходится ли занимать деньги, влезать в долги/кредиты «до зарплаты»?
    3. Есть ли риск остаться без крыши над головой или без средств на еду?
  • Характерные признаки:
    • Постоянные долги или кредиты с которыми сложно справляться.
    • Отсутствие каких-либо сбережений.
    • Стресс и тревога из-за нехватки денег буквально на «завтра».

Главная цель:

  • найти источники дохода, сократить расходы, закрыть критические долги.

Уровень 2: Минимальная финансовая стабильность

  • Контрольные вопросы:
    1. Хватает ли вам денег покрывать базовые расходы большую часть времени?
    2. Есть ли небольшая «подушка», позволяющая не паниковать при внезапных тратах?
    3. Задумываетесь ли вы о том, как накопить или инвестировать, но пока не начинали?
  • Характерные признаки:
    • Доходы и расходы примерно балансируют, но «заначка» минимальная.
    • Любая непредвиденная ситуация (поломка техники, лечение) вызывает серьёзное напряжение.
    • Есть желание откладывать/инвестировать, но пока нет системного подхода.

Главная цель:

  • Перейти к продуманным финансам: начать вести бюджет, формировать сбережения, изучать базовые инструменты инвестиций.

Уровень 3: Стабильное благосостояние + регулярные «излишки»

  • Контрольные вопросы:
    1. Имеются ли у вас накопления на несколько месяцев жизни без работы?
    2. Можете ли вы позволить себе «более дорогие» покупки (отпуск, гаджеты, обучение) без сильного удара по бюджету?
    3. Участвуете ли вы в долгосрочных финансовых инструментах (депозиты, акции, недвижимость)?
  • Характерные признаки:
    • Финансовая «подушка» покрывает 3–6 (или более) месяцев расходов.
    • Покупка дорогих вещей/услуг (новый ноутбук, отдых за границей) не вызывает паники, при этом вы остаетесь в зоне финансового комфорта.
    • Есть осознанный план инвестиций, цель на долгосрочные накопления.

Главная цель:

  • Укреплять и диверсифицировать: расширять инвестиционный портфель, автоматизировать финансовые потоки, делать крупные покупки осознанно.

Уровень 4: «Финансовое изобилие» и свобода

  • Контрольные вопросы:
    1. Можете ли вы жить на пассивный доход или без особой потери уровня жизни, если перестанете работать на время?
    2. Есть ли у вас несколько источников дохода, которые надёжно диверсифицированы?
    3. Делаете ли вы крупные инвестиции или расходы (недвижимость, бизнес-проекты) без критической угрозы для своего благополучия?
  • Характерные признаки:
    • Финансовая независимость или близкое к тому состояние.
    • Возможность в любой момент «сменить фокус» (например, перестать работать полный рабочий день, заняться хобби, семьёй и т.д.).
    • При этом дополнительный рост капитала зачастую не даёт существенного прироста к качеству жизни — всё и так хорошо.

Главная цель:

  • Бережное управление капиталом и временем: поддерживать комфорт, реализовывать социальные или благотворительные проекты при желании, сохранять баланс.

4. Окружение и друзья

Уровень 1: «Социальная пустыня»

  • Контрольные вопросы:
    1. Есть ли у вас вообще близкие друзья или люди, к которым можно обратиться в экстренной ситуации?
    2. Чувствуете ли вы одиночество, изолированность?
    3. Есть ли рядом токсичные люди, которые ухудшают ваше состояние?
  • Характерные признаки:
    • Отсутствие настоящих друзей, конфликты или полная изоляция.
    • Чувство «мне не с кем поговорить по душам».
    • Общение сводится к минимуму или вынужденно неприятному контакту.

Главная цель:

  • Найти/восстановить связи: вступить в клуб/сообщество по интересам, позвонить старым знакомым, выйти из токсичных отношений.

Уровень 2: Есть друзья/знакомые, но «не глубокий контакт»

  • Контрольные вопросы:
    1. Можете ли вы назвать нескольких человек, с которыми общаетесь регулярно, но не делитесь самыми сокровенными мыслями?
    2. Есть ли ощущение, что «вроде друзья есть, но близости, поддержки не хватает»?
    3. Появляется ли чувство одиночества, когда возникает серьёзная проблема?
  • Характерные признаки:
    • Периодические встречи, «посиделки», но без глубокого уровня доверия.
    • Некоторое количество приятного общения, но недостаток настоящей эмоциональной поддержки.
    • Нечёткое понимание, «кто настоящий друг, а кто просто знакомый».

Главная цель:

  • Углублять отношения: чаще инициировать совместные мероприятия, находить общие интересы, учиться открываться людям, расширять круг общения.

Уровень 3: Близкое окружение и ощущение поддержки

  • Контрольные вопросы:
    1. Есть ли 2–3 (или больше) надёжных друга, с которыми вы делитесь личными переживаниями?
    2. Чувствуете ли вы взаимопомощь: вы помогаете другим, и другие помогают вам?
    3. Получаете ли вы удовольствие и наполненность от общения, нет ли «выжатости»?
  • Характерные признаки:
    • Наличие дружеских кругов, где вы чувствуете доверие и принятие.
    • Регулярные встречи, созвоны, совместные поездки, в которых вы восстанавливаетесь эмоционально.
    • Есть уверенность: если что-то случится, есть к кому обратиться за моральной, а иногда и материальной помощью.

Главная цель:

  • Поддерживать тёплые отношения и при желании расширять социальный круг: организовывать совместные поездки, глубокие разговоры, помогать друг другу в непростых ситуациях.

Уровень 4: «Социальное изобилие» — разноплановые связи, сеть возможностей

  • Контрольные вопросы:
    1. У вас есть и глубокие друзья, и широкая сеть полезных контактов для различных сфер?
    2. Можете ли вы легко найти «своих» людей в новом городе/стране/среде?
    3. Чувствуете ли вы, что в любой ситуации найдутся знакомые, готовые помочь (советом, делом, ресурсами)?
  • Характерные признаки:
    • Сформированное «сообщество сообществ»: близкие друзья + профессиональные контакты + общие интересы.
    • Вы легко ориентируетесь в общении, поддерживаете контакты с людьми из разных групп.
    • Нет дефицита в общении; можете выбирать, как проводить время, с кем общаться.

Главная цель:

  • Поддерживать качество и разноплановость контактов: помогать новичкам, создавать новые сообщества, реализовывать совместные проекты, при этом сохраняя глубокие связи с близкими людьми.

5. Саморазвитие

Уровень 1: Нет времени и сил учиться чему-то новому

  • Контрольные вопросы:
    1. Чувствуете ли вы полное отсутствие желания или возможности учиться (чтение, курсы, хобби)?
    2. Есть ли ощущение «мне бы выжить, какие там книги/курсы»?
    3. Возникает ли апатия при мысли о развитии?
  • Характерные признаки:
    • Работа/быт забирают все силы, нет ни времени, ни ресурсов на обучение.
    • Ощущение «я не знаю, чего хочу, и не могу себе позволить даже попробовать».
    • Часто это пересекается с низкими уровнями в других метриках (финансы, здоровье).

Главная цель:

  • Выйти из состояния застоя: найти хотя бы небольшие возможности учиться (онлайн-уроки, бесплатные ресурсы, короткие упражнения).

Уровень 2: Избирательное/нерегулярное саморазвитие

  • Контрольные вопросы:
    1. Периодически ли вы начинаете что-то учить, но бросаете из-за нехватки времени?
    2. Есть ли вам интересные курсы, хобби, планы, но они в «долгом ящике»?
    3. Чувствуете ли вы, что растёте как личность, но очень медленно?
  • Характерные признаки:
    • Начинаете новое, но часто нет регулярности.
    • Читаете книги, смотрите вебинары, но без чёткого плана или системности.
    • Иногда посещаете мастер-классы, бесплатные лекции, изредка практикуете языки или навыки.

Главная цель:

  • Структурировать процесс саморазвития: выделять под это время, ставить микроцели (например, «закончить курс за 2 месяца»), внедрять регулярность.

Уровень 3: Регулярное осознанное обучение

  • Контрольные вопросы:
    1. Есть ли у вас план обучения или целевые навыки, которые вы развиваете?
    2. Применяете ли вы новые знания на практике (в работе, творчестве, в повседневной жизни)?
    3. Испытываете ли вы удовольствие и удовлетворение от того, что растёте личностно или профессионально?
  • Характерные признаки:
    • Выделяете время (в неделю или в день) на учёбу, чтение, тренировку навыков.
    • Видите позитивные результаты: повышение компетенции, увереннее чувствуете себя в профессии или хобби.
    • Можете позволить себе походить на платные курсы, путешествовать на конференции, покупать нужные материалы.

Главная цель:

  • Расширять горизонты: осваивать более глубокие или смежные области, подключать наставников, участвовать в проектах, где можно проявить новые навыки.

Уровень 4: «Изобилие» в саморазвитии

  • Контрольные вопросы:
    1. Можете ли вы учиться тому, что вам действительно интересно, без сильных ограничений финансов/времени?
    2. Есть ли возможность путешествовать или участвовать в программах/ступенях обучения на высоком уровне (MBA, продвинутые курсы и т. п.)?
    3. Чувствуете ли вы, что у вас достаточно навыков и знаний, чтобы помогать другим расти (менторство, курсы)?
  • Характерные признаки:
    • Вы свободно инвестируете в саморазвитие — покупаете книги, курсы, ездите на семинары.
    • Можете быстро переключаться между разными направлениями (языки, управление проектами, творчество) и выбирать, что вам ближе.
    • Часто выступаете в роли ментора, спикера, сами создаёте образовательные материалы.

Главная цель:

  • Поддерживать огонь интереса и делиться с другими: выходить на новые уровни развития, создавать собственные проекты, обучать, наставлять.

6. Семья

Уровень 1: Критическая ситуация в семейных отношениях

  • Контрольные вопросы:
    1. Постоянные ли конфликты, скандалы, насилие (физическое или психологическое)?
    2. Есть ли ощущение, что вы не можете покинуть/изменить ситуацию (зависимость)?
    3. Страдаете ли вы или ваши близкие от страха, что «семья в любой момент разрушится»?
  • Характерные признаки:
    • Нездоровая атмосфера: крики, оскорбления, безразличие, манипуляции.
    • Отсутствие элементарной поддержки друг друга, разъединённость.
    • Иногда угроза безопасности (в том числе детям).

Главная цель:

  • Обеспечить безопасность и минимальную стабильность: возможно, нужна помощь психолога, консультация юриста, решение о разводе/разъезде. Главное — выйти из зоны опасности.

Уровень 2: Семья «держится», но без глубокой гармонии

  • Контрольные вопросы:
    1. Хватает ли у вас взаимопонимания, чтобы решать бытовые вопросы без крупных конфликтов?
    2. Есть ли длительные обиды или «непроговорённые проблемы», которые висят «балластом»?
    3. Ощущаете ли вы, что семья часто «на автомате» и близость постепенно угасает?
  • Характерные признаки:
    • Семья функционирует формально: расходы оплачены, быт налажен, но эмоциональной близости мало.
    • Конфликты случаются, но не катастрофические; есть ощущения «мы просто сосуществуем».
    • Нередко один из партнёров или родственников не получает достаточно внимания/заботы.

Главная цель:

  • Укреплять эмоциональные связи и взаимную поддержку: учиться общаться, проговаривать проблемы, находить время друг на друга.

Уровень 3: Близкие, тёплые отношения

  • Контрольные вопросы:
    1. Делитесь ли вы радостями и проблемами, чувствуя поддержку внутри семьи?
    2. Есть ли традиции/ритуалы (семейные ужины, прогулки, совместные поездки)?
    3. Чувствуете ли вы, что ваш дом — место, где можно отдохнуть душой?
  • Характерные признаки:
    • Семья как «тыл»: вы уверены, что родные помогут, выслушают, если что-то случится.
    • Редкие конфликты решаются путём диалога, есть желание искать компромиссы.
    • Вы цените совместные моменты, праздничные даты, привычки «только для нашей семьи».

Главная цель:

  • Поддерживать и развивать семейное тепло: путешествовать вместе, пробовать совместные хобби, более глубоко узнавать друг друга, расширять «полезные» семейные связи.

Уровень 4: «Изобилие» семейных ресурсов

  • Контрольные вопросы:
    1. Можете ли вы планировать совместные масштабные проекты (бизнес, переезды, большие путешествия) без страха раздора?
    2. Есть ли традиция помогать другим родственникам/друзьям, потому что у семьи достаточно сил и ресурсов?
    3. Чувствуете ли вы, что семья — это ваша главная опора и зона радости?
  • Характерные признаки:
    • Семья не только решает внутренние задачи, но и активно развивается: поддерживает расширенный круг (родственников, друзей).
    • Высокий уровень взаимного доверия и уважения, любые проблемы обсуждаются открыто.
    • «Лишние» ресурсы (время, деньги, энергия) направляются на улучшение жизни других.

Главная цель:

  • Сохранять и передавать семейные ценности: помогать детям, внукам, поддерживать старших родственников, проявлять щедрость по отношению к другим.

7. Развлечения и яркость жизни

Уровень 1: Отсутствие досуга, жизни «не на что»

  • Контрольные вопросы:
    1. Есть ли у вас свободное время на отдых хотя бы раз в неделю?
    2. Приходится ли экономить буквально на всём, не позволяя себе никаких радостей?
    3. Постоянно ли вы чувствуете «выжатость» и рутину?
  • Характерные признаки:
    • Нет возможности куда-то выбраться (кафе, кино, прогулка), всё время уходит на работу/быт.
    • Любой «лишний» расход на развлечения кажется недостижимой роскошью.
    • Жизнь сводится к циклу «работа — сон — еда».

Главная цель:

  • Вырваться из «дня сурка»: найти хотя бы бесплатные/минимально затратные варианты отдыха (прогулки в парке, онлайн-события), пересмотреть график.

Уровень 2: Скромные, но регулярные развлечения

  • Контрольные вопросы:
    1. Есть ли у вас «комплект» недорогих вариантов отдыха, которые вы используете (кино по акции, вечеринки дома)?
    2. Получаете ли вы удовольствие от простых радостей (прогулка, хобби), когда есть время?
    3. Чувствуете ли вы нехватку чего-то «более яркого», но пока не позволяете себе финансово или временно?
  • Характерные признаки:
    • Несколько раз в месяц выбираетесь куда-то, можете провести время с друзьями, но большие события (фестивали, путешествия) остаются редкостью.
    • Вас в принципе устраивает этот уровень, но иногда хочется «чего-то большего».
    • Развлечения планируются «по остаточному принципу» после основных дел.

Главная цель:

  • Создать чуть больше возможностей для отдыха и впечатлений: откладывать небольшие суммы, планировать отпуск заранее, искать скидки/льготные варианты.

Уровень 3: Разнообразные развлечения и впечатления

  • Контрольные вопросы:
    1. Можете ли вы позволить себе путешествия или крупные события (концерты, фестивали) без серьёзных финансовых затруднений?
    2. Есть ли у вас увлекательные хобби, где вы регулярно «перезагружаетесь»?
    3. Считаете ли вы, что ваша жизнь достаточно яркая, и при желании вы всегда можете найти возможность отдохнуть?
  • Характерные признаки:
    • Постоянное наличие планов на досуг: встречи, поездки, мастер-классы, игры, концерты.
    • Финансы позволяют не переживать, что пара-тройка выходов «в свет» разорит вас.
    • Вы чувствуете, что отдых полноценен и разнообразен.

Главная цель:

  • Поддерживать баланс между работой и отдыхом: экспериментировать, осваивать новые формы досуга, не выгорать в погоне за впечатлениями.

Уровень 4: «Изобилие» впечатлений и свобода выбора

  • Контрольные вопросы:
    1. Можете ли вы спонтанно отправиться в путешествие или устроить дорогостоящее мероприятие?
    2. Есть ли у вас разные компании/круги, с которыми можно реализовать любые форматы досуга (экстрим, творчество, гастрономия, культурные поездки)?
    3. Чувствуете ли вы, что дальнейшее «увеличение развлечений» уже не даёт скачка в уровне удовольствия, так как всего и так в избытке?
  • Характерные признаки:
    • Вы владеете ресурсами (деньги, связи, время), позволяющими удовлетворять любые «прихоти».
    • Можно «менять формат» в зависимости от настроения: поехать кататься на лыжах, прыгнуть с парашютом, посетить музыкальный фестиваль, устроить гастро-тур и т.д.
    • Вас не ограничивает страх потратить лишние средства или упустить рабочее время — у вас гибкая структура жизни.

Главная цель:

  • Наслаждаться «палитрой жизни» осознанно: не устать от изобилия вариантов, находить более глубокие смыслы в путешествиях, возможно, инвестировать в культурные проекты, делиться с другими.
Связанные посты
6 комментариев 👇

Интересно, к 4м уровням удовлетворенности как пришли?

Отталкиваясь от уровней джедайства или с другой стороны?

  Развернуть 1 комментарий

Очень похоже на структуру модели CMMI 😁

  Развернуть 1 комментарий

4 уровня - это как-то в голове соединились статья Канемана https://www.pnas.org/doi/10.1073/pnas.1011492107 с книгой "Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры" (в ней первые два уровня трудно сопоставить с каким-то уровнем осознанности и я их объединил).

  Развернуть 1 комментарий

Я тут еще раз подумал, решил подкинуть идею... Навеяно тем, как в прошлой жизни мы проходили оценивание по CMMI...

Можно все эти чек-листы взять и оформить в гуглодоке. Напротив каждого вопроса - выкидушка с вариантами ответа. Можно не бинарно, а "Уверенное да / Почти да / Уже не нет, еще не да / Уверенное нет".

И в итоге получится прикольный чек-лист, который будет считать табличку, где строки - это сферы жизни, столбцы - уровни. А в ячейках - процент выполнения.

Интересно запилить такую табличку?

А можно и не табличку, а гуглоформу с этими вопросами. Я тогда мог бы запулить опросник с ней и мы бы посмотрели корреляции со всякими прочими джедайскими показателями.

Модель весьма интересная!

  Развернуть 1 комментарий

Максим, добрый день!

Попробую сформировать дизайн исследования. Чуть позже отпишусь!

  Развернуть 1 комментарий

@Maksim-k3, хотя бы дизайн таблички :-)

С исследованием потом вместе подумаем.

В общих чертах как-то так:

Интересно прежде всего, правильно ли выбраны вопросы для уровней? Часто ли будет ситуация, когда у людей баллов на высших уровнях больше, чем баллов на низших? Если такое будет, то можно будет с вопросами чек-листа поиграть: убрать, добавить, поменять местами.

Ну и добавить вопросов: всяких общих, в том числе и про джедайские практики и посмотреть, есть ли связь между ними и уровнями, определенными по чек-листу.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб