Кому можно верить? (фрагмент третьей книги)

 Публичный пост
16 октября 2024  34
ОГОНЬ!

Контрразведчик должен знать всегда, как никто другой, что верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне можно.
Г. Мюллер, к/ф «Семнадцать мгновений весны»

Как только мы начинаем вдаваться в детали «относительно того, как должно приниматься правильное решение», то мы тут же переносимся в древнюю область философии: теорию познания или эпистемологию. Это та еще кроличья нора, где за последние несколько тысячелетий было создано много всяких учений/течений, но для наших практических задач возьмем что-то одно, от чего можно оттолкнуться, а дальше начнем приспосабливать эту мысль к нашим задачам. Эдакий грубо-инженерный подход: взять, что есть под рукой и доработать напильником по месту.

Оттолкнёмся от работ русского востоковеда-буддолога Фёдор Ипполитовича Щербатского (мне просто нравится всё, что связано с буддизмом, почему нет?):

Способов или источников нашего познания разные философские школы насчитывали неодинаковое количество:

  • школа чарвака – один (восприятие чувствами),
  • вайшешики и буддисты – два (восприятие и умозаключение),
  • санкхья и йога – три (предыдущее и слово, или достоверное свидетельство),
  • ньяя – четыре (предыдущие и аналогию),
  • веданта и отчасти миманса – шесть (к предыдущим присоединяется отрицательное восприятие и неизбежное допущение)

Щербатской Ф. И. ([13], стр. 82)

Перефразируя этот фрагмент на тему данной книги, можно сказать, что ответом на вопрос: «Почему ты так думаешь?» может являться:

  1. Результат восприятия, то есть, то, что я непосредственно видел / слышал / трогал / нюхал и, возможно, даже лизнул. С результатами восприятия всё не так просто, особенно если это не результаты нашего восприятия в текущий момент, а информация о каком-то прошлом восприятии, добытая из недр нашей памяти. Далее мы будем разбираться с тем, как бы проверить то, что мы извлекли из нашей памяти, чтобы понять не сильно ли оно исказилось в процессе хранения.
  2. Умозаключение – это то, чего я не видел / слышал / трогал непосредственно, но то, что логично вытекает из… Из чего? Наверное, в конечном счете из того, что было получено при помощи любого способа познания. В этом месте будут играть важную роль законы логики или правила построения умозаключений.
  3. Слово или достоверное свидетельство – это если источник, кому я доверяю, утверждает, что это так. Тут тоже интересно, почему этот источник пришел к такому выводу? Либо я ему доверяю и безоговорочно полагаюсь на его слово, либо начинаю смотреть подтверждаются ли его слова какими-то еще источниками правильного познания.
  4. Аналогия – это крайне любопытный метод познания, чем-то напоминающий технику переноса мастерства из нового кода НЛП. С другой стороны, это не самое удивительное. Многие явления из разных областей описываются одинаковыми уравнениями математической физики. Но и с аналогиями есть определенные тонкости…
  5. Отрицательное восприятие – это когда умозаключения (тоже отдельный вопрос, на чем основанные) подсказывали, что мы должны были что-то увидеть / услышать / потрогать, но этого не случилось и… И тогда мы приходим к выводу, что наша схема умозаключений была ошибочной. У Карла Поппера это называется принципом фальсификации: с уверенностью мы можем что-то только отвергнуть, но не принять.
  6. Неизбежное допущение – тут как у Шерлока Холмса: «отбросьте все невозможное, то, что останется, и будет ответом, каким бы невероятным он ни казался».

Все эти способы познания могут быть переплетены друг с другом и одно может поддерживать другое. То или иное утверждение может также быть поддержано более, чем одним источником или способом познания.

Рассмотрим, например, на чем основан тезис, что пустое (тавтологичное) объяснение явления может создать у человека ложную уверенность в его истинности (разбирался в предыдущем разделе). Изначально – это слово или свидетельство: мы знаем, что если людям дать совет по питанию (работа [10]), прогноз погоды, качества воды или вероятность инсульта у того или иного пациента (в работе [11]) и снабдить его бестолковым объяснением, то этот совет или прогноз будет восприниматься более убедительным, чем если бы объяснения не было вовсе. По аналогии мы считаем, что подобные эффекты будут проявляться не только в данных частных случаях, но и в более общих ситуациях (например, когда меня убеждают подписаться на новый тариф, купить какую-то услугу или внедрить в работу своего отдела новое решение). Продолжая отслеживать цепочку дальше, мы понимаем, что в конечном счете утверждения авторов работ [10] и [11] – это умозаключения, основанные на данных эксперимента, то есть на восприятии.


Понимание того, на чем основано то или иное утверждение подскажет вам как можно проверить его на истинность. На диаграмме выше ошибка может пробраться в любом месте: может быть то, что находится в прямоугольнике окажется ложным, а может быть линия, соединяющая два прямоугольника – ошибочной.

Поэтому, на вопрос можно ли верить тому или иному утверждению, мы смотрим на чем оно основано. Если речь идет о достаточно серьезном решении, то имеет смысл собрать как можно больше свидетельств и опровержений, какие у нас имеются, а потом… А потом, как в статье 67 гражданско-процессуального кодекса:

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Для некоторых частных случаев принятия решений в разделе 5 будут приведены конкретные приемы и алгоритмы. Но в общем случае – как в суде…

Связанные посты
Откомментируйте первым 👇

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб