Преамбула
Раньше это был один пост, но для повышения его читабельности, было принято решение разделить его на две части.
Часть 1. Про развитие Людей.(https://club.mnogosdelal.ru/post/841/)
Часть 2. Про развитие Команд.
Если вы не читали первую часть, то вот краткий экскурс.
Как сложное засунуть в интересное, чтобы было понятно?
"Нет ничего более бесполезного, чем бесплатные советы"
Обозначим 3 цели необходимые для развития и объясним зачем:
- Сложность.
- Задача: Обеспечить выталкивание человека из его текущего состояния покоя в зону ближайшего развития.
- проблемы: превышение сложности делает цель недостижимой; занижение делает цель не интересной.
- Интерес.
- Задача: Обеспечить вовлеченность человека в достижение цели
- проблемы: недостаточная заинтересованность не обеспечит достаточной мотивации на длинном временном периоде.
- Понятность.
- Задача: Обеспечить возможность самостоятельной генерации последующих шагов и примерное видение конечного желаемого результата.
- проблемы: избыточное упрощение роняет самооценку и ощущение самостоятельности сотрудника, усложнение отпугивает от реализации.
Управление группой лиц по предварительному сговору
Всё, что было описано до этого с предыдущей части (https://club.mnogosdelal.ru/post/841/) в командах работает нихрена не так.
Сначала поймем, что такое развитие подразделения в совокупности, а не отдельных его личностей.
На мой взгляд, к такому развитию надо относить всё то, чего вы не сможете добиться сделав из каждого идеального работника.
Это культура, доверие и слаженность в работе.
Тут можно еще насочинять и притягивать за уши другие качества, но ключевыми на мой взгляд являются эти.
Культура
Культура - целиком и полностью лежит на начальнике/тимлиде/ПМе. Сюда входит всё касающееся неформального общения и принятых норм.
Сюда можно отнести:
- правила поведения на совещаниях
- Срач или говорим по очереди?
- традиции по проведению праздников и дней рождений
- отмечать, не отмечать, дарить не дарить, собираться ли по ресторанам коллективом или даже с семьями?
- мат
- мы на нем говорим, используем его или презираем?
- тимбилдинги
- Добровольно или принудительно? Как их проводить? кто их организовывает?
- Бытовые вопросы
- поддержанию порядка в общих помещениях, убирать за собой, менять бутылку в куллере.
- и многое другое....
Доверие
Доверие - это то, насколько команда может забыть про проблему, когда кто-то из её членов сказал: "Я это сделаю!".
Тут сложно сказать кто именно за это отвечает, но зависит это в основном от того, сколько раз сотрудник сделал что-то через жопу.
И с одной стороны это он мудак и не справляется, а с другой стороны возможно вы превысили Сложность при постановки задач.
И даже тут не однозначно, у вас может быть сотрудник который умеет переворачивать мир, но с небольшим креном(рукожоп же), а может быть сотрудник который только бумажки перекладывает, зато как шикарно он это делает......(ай молодец).
Поэтому доверие в команде это очень сложная смесь личных взаимоотношений, практических навыков, культуры поведения, манер и качеств руководителя.
Короче я ваще хз как это развивать.
Это скорее индикатор проблем: если нет доверия в команде, то где то в этой смеси есть косяк! Ищи, исправляй.
Слаженность в работе
Самое простое определение слаженности - это то, как команда работает без вас.
Допустим вас выгнали в отпуск на месяц:
- команда работает на том же уровне -- вы молодец!
- команда стала работать чуть хуже -- вы недорабатываете.
- команда стала работать лучше -- вас надо уволить.
За слаженность отвечает уровень самостоятельности, отсутствие узких мест в процессах, низкий bus-фактор, участие в принятии решений.
Развитие команд
Вернемся к нашим баранам понятность-сложность-интерес.
Развивать в команде считаю возможным слаженность и культуру.
Конкретные практики тут приводить не буду, т.к. слишком большая вариативность в зависимости от рода деятельности: работников завода и писателей одними и теми же методами в кучу не соберешь
Акцентирую внимание на моментах которые важно учитывать по каждому из пунктов с небольшими комментариями:
- Сложность
- масштабы проектов которые команда берет на себя;
- Проекты должны быть под силу, согласуйте масштабы с лидами, чтобы потом под неумолкающее ворчание не сдвигать дедлайн, когда почти каждый член команды успел по паре раз обосраться, чем подорвал к себе доверие.
- разнообразие задач за которые готова взяться команда;
- Не беритесь за то, что у вас никто не умеет делать, если кто-то конкретный не сказал, что хочет с эти разобраться.
- категоричность при внедрении культурных решений;
- Не надо устанавливать сразу штрафы за мат, если вы на нем разговаривайте.
- внедрение тухлых внутренних процессов(никто до конца не понимает как и зачем это работает, но все догадываются, что можно сделать лучше);
- внедрение человека в те или иные процессы должно соответствовать его уровню понимания природы этих процессов: джун не понимает про деньги, мидл еще не понимает ценности и не очень может участвовать в процессах обучения, не каждый сеньер хочет вникать в управление.
- Понятность
- Нахрена оно вам?
- Ключевой вопрос ответ на который обеспечит вам понимание долгосрочной цели.
- Нахрена оно все остальным?
- Если вы не сможете донести и доказать ценность целевого состояния системы, просто точно не будет.
- Для понимания от чего отталкиваться можно спросить у сотрудников, что им не нравится в команде. Далее из этого уже вывести наиболее эффективные решения по оптимизации.
- Интерес
- Не продавайте свои решения, подводите к ним, отдайте его на откуп сотрудникам;
- Команда "Красить забор!" не вызовет ни у кого энтузиазма;
- Вопрос "Забор будем красить белой или черной краской?" - спровоцирует обсуждение;
- Запрос на "Изучение влияния лакокрасочных покрытий на структуру дерева в различных погодных условиях" - может вызвать конкуренцию среди исполнителей;
- Даже если вы предполагаете правильное решение задачи и доверяете сотруднику, не говорите как делать - определите "Что", "когда" и "в каком виде" вы хотите получить.
- Это обеспечивает сотруднику свободу выбора, возможность проявить себя и осознание уровня доверия к себе.
- Если достаточно компетенций у неформальных лидеров, отдавайте организацию работы в самоуправление, придерживая руку на пульсе и корректируя курс.
- Тут если отпустить вожжи и самоустраняться от руководства, можно запросто получить оппозицию.
- Если подойти к вопросу с умом, то можно смело уходить на месяц в отпуск и не переживать за команду.
- Готовьте команду к принятию групповых решений, не заваливайте их внезапно вопросами, как снегом летом.
- Подводите к групповым решениям через совещания с повесткой.(за пару дней раздайте всем лист с поднимаемыми вопросами, датой и временем проведения)
FAQ
- Да, я понимаю, что это всё сферично и в вакууме, но по частям точно работает.
- Нет, я не знаю откуда у руководителя на всё это время.
- Если вы менеджер, буду рад конструктивной критике и новым мыслям.
- Если вы сотрудник, и возник вопрос "А что, так можно было?" идите и пните своего менеджера(только чтобы никто не видел), предложите четко сформулированную концепцию и примите активное участие в её внедрении.
Готов ответить на любые вопросы в комментах!))
Эхх, смотрю вот я на такие вещи и думаю, что если бы хоть в одной конторе, где мне довелось работать, кого-то вообще беспокоили подобные проблемы, может быть, я бы сейчас была не самозанятой писательницей, а каким-нибудь менеджером в большой фирме, да ещё и получала от этого удовольствие.
Как окошко в другой мир: вау, неужели такое бывает?