Что делать с лонгридами/статьями?

 Публичный пост
Голова!

Меня давно беспокоит, что я как будто бы читаю лонгриды впустую. Прочитал, что-то понравилось, что-то легло в кратковременную память ... ну и все. Получается, зря потратил время. А я хочу извлекать из материалов максимум долговременной пользы.

Важное замечание. Я предполагаю, что интернет ненадежен, любая статья может пропасть из него. Поэтому все ценное я хочу приберечь у себя. Но сохранять у себя статьи целиком - бесполезное дело, я пробовал. Они потом лежат мертвым грузом.

Поэтому я задумался, какие бывают полезные составляющие в статьях, что с ними можно делать. Выписал несколько близких мне примеров.

  • Инструкции. "Чтобы получить визу в Грецию, надо всего лишь ..." Я предполагаю, что эта инструкция мне пригодится, поэтому закидываю в личную Wiki в исходном виде.
  • Объяснения. "На самом деле электрон - это размазанная по орбите вероятность обнаружения частицы в данном месте". Мне кажется, с этим особо ничего делать не надо, если не запомнилось - значит не особо надо в жизни.
  • Привычки. "Очень полезно выпивать стакан воды по утрам". Невозможно внедрить все привычки сразу, поэтому я записываю то, что хочу внедрить, в отдельный список, и беру из него что-то новое, когда одна из внедряемых привычек закрепилась.
  • Идеи. "Было бы неплохо сгонять на Камчатку, так вкусно описывают, но неизвестно, когда, и получится ли". В список идей.
  • Задачи. "Отправить лонгрид другу, который недавно про это спрашивал". В список задач.
  • Мысли. "Мозгу очень важно иметь возможность выбирать хоть что-то. Без такой возможности быстро наступает апатия и смерть." Если это важно для меня и относится к сфере моих интересов, то кратко переформулировать и закинуть в цеттель. Иначе - проигнорировать.

Примерно то же самое предлагает Маргулан Сейсембай в своем видео , но он делает закладки, мне это кажется не очень удобным методом доступа к информации.

Я наверняка упустил какие-то варианты, поэтому приглашаю вас в комментариях дополнить и поделиться своим опытом.

Связанные посты
11 комментариев 👇

Прочитал заголовок - думал, что это вопрос. Начал думать, как на него отвечать... А это оказался пост, с вполне приличным взглядом на проблему :)

Есть пара моментов. В данном контексте привычки ближе к идеям все же.
А к идеям, особенно плана "Сгонять на Камчатку" и им подобным, хорошо бы научиться относиться попроще. Мы часто думаем, куда бы это записать, чтобы ни в коем случае не потерять, как будто это последняя идея в нашей жизни, которая нас посетит. А подобные идеи сыплются на нас сильно-сильно быстрее, чем мы их перерабатываем. И чем больше идей у нас в идееприемнике, тем сложнее нам с идееприемником работать.

И еще здорово перед очередным лонгридом задуматься: а он мне для чего? Для идей или для задач? Если для идей, то следующий вопрос: а с уже записанными идеями что не так, раз новых захотелось? Может, к старым вернуться, ну или выкинуть из них какую-то часть, чтобы для новых место было?

  Развернуть 1 комментарий
Djely, фрилансер 26 июля в 09:14

Совсем недавно на одной из площадок с онлайн курсами в задании к каждому уроку мне попалась такая формулировка:
Примените «Три П»:

  • Что я ПОНЯЛ? Выделите 3 главные мысли.
  • Что я ПЛАНИРУЮ сделать? Как можно это применить?
  • С кем я ПОДЕЛЮСЬ? Кого Вы обучите тому, что поняли сами?

Есть мысль потенциально полезные статьи/видосы попробовать прогонять через эту систему. Правда уже из фонового посмотреть/послушать бубнеж событие перетекает в задачу не для обезьянки. Да, затраты возрастают но и ценность возрастает, а значит будет меньше поглощения контента ради поглощения, ну и усвояемость по идее должна подрасти.

  Развернуть 1 комментарий
Александр Скачков, Руководитель финансовой службы 26 июля в 08:16

Привет.

Во-первых, на всякий случай приложу ссылку на пост в Клубе по смежной проблеме - https://club.mnogosdelal.ru/question/522/ (Как справиться с потоком полезных рассылок и интересных статей?)

Для себя элегантного решения пока не нашел - что-то читается, что-то нет, что-то записывается, что-то забывается. Стараюсь относиться этому проще, потому что качественно переработать текущие объемы входящей информации и не сойти при этом с ума - невозможно. Если только сильно сокращать кол-во интересов (как радикальный вариант - уход в монахи, где кол-во проблем по умолчанию сильно меньше, чем у обычного человека).

Ранее у меня был еще такой подход. Создавал ментальную карту с наиболее важными в моей жизни моментами. Например, ветка "Отдых / Отпуск" и там ссылочки на важные инструкции (типа "получение визы"). По сути тоже личная wiki, но в более структурированном виде.

  Развернуть 1 комментарий
Егор Шимонин, геолог в IT-компании 27 июля в 01:00

Хороший пост, спасибо!
Я стараюсь примерно похожим образом действовать. Сформулированные задачи и идеи стараюсь сразу заносить в тудушник. Всё остальное (цитаты, мысли, заметки) пишу сплошняком в RemNote. И то, что хочется запомнить, в процессе сразу оформляю в виде карточек для интервального повторения. Благо там для этого никаких сложных манипуляций не требуется.

  Развернуть 1 комментарий

Если обсуждаем методологию, то думаю нужен "экзокортекс" внешний мозг, куда будет поступать нужная информация, а для запоминания можно прикрутить систему интервальных повторений.

Все можно реализовать как с помощью ручки и бумаги, так и с помощью программ. Ключевое тут именно в организации инфопотока что подразумевает сбор, обработку, использование, хранение информации. Персональная база знаний может стать конкурентным преимуществом.

Я для себя упрощённо выделяю: факты, примеры, идеи, правила/последовательности/классификации.

Т.е. не важно какой формат: книга, лонгрид, заметка в ЖЖ. Если текст по интересующей теме, то в нем не так много полезных сущностей.

Но вообще это вопрос не на одну сотню страниц, столько всего по теме написано, что в двух словах не перескажешь.

  Развернуть 1 комментарий

@Alexey_, вот я и говорю, что не все надо запоминать. Часть в экзокортекс, часть в тудушник, часть еще куда-то. Главное - определиться, что и куда.

  Развернуть 1 комментарий
Свят, инженер технической поддержки 26 июля в 12:37

я бы добавил еще один пункт для тех, кто читает новости в своей рабочей области.

В ИТ, например, бывает такое что ты читаешь статью и в ней указаны интересные команды. может быть они тебе сейчас не нужны, но понадобятся потом.

мне пока пришла идея - записывать проекты, в которых эта команда может пригодиться и потом просто использовать ее чтобы запомнилась.

но это работает не всегда.

  Развернуть 1 комментарий
Сергей Стругов, Руководитель службы 2 сентября в 06:00

Спасибо!
Хорошая статья.
Запилил себе в notion подобную разметку для базы ссылок.
Коменты хороши, есть мысли как еще допилить.

  Развернуть 1 комментарий
Николай Сенин, Занимаюсь разработками и исследованиями 26 июля в 15:19

Статьи могут лежать "мертвым грузом" по трем причинам :

  1. Вам не нужно ее содержание от слова совсем;
  2. Вы сохраняете всякий мусор, которым затем нельзя никак воспользоваться;
  3. Вы либо не ведете базу знаний, либо неправильно ее организовали.

Я недавно у себя пост про это написал, там есть немного про ошибки в организации базы знаний в Obsidian : https://t.me/prof_limits/53

  Развернуть 1 комментарий

@nick_senin, я походу плохо объяснил. У меня не лежат статьи мертвым грузом. Я их читаю. Но после прочтения хочу, чтобы был извлечен максимум пользы, а не как обычно.

  Развернуть 1 комментарий

@gladerru, да я немного не про то ответил. Хотя правильная организация базы влияет на извлечение пользы.

Тут можно еще дать небольшой совет что является не мусором :

  1. То что небанально
  2. То что воспроизводимо
  3. То что содержит связку (например, причина -> следствие или проблема-> решение).

Это покрывает практически все кейсы. За исключением может случаев когда делаем конспекты, но это не про лонгриды.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб