Фото Насти Оллилайнен
Оглавление
Cсылки буду добавлять по мере публикации:
- Поворот
- ИИ, объяснения и количество последователей
- Периферийное зрение
- Препятствие и траектория
- Панель приборов и объективные цифры
- Управление проектом (про буфер)
- Отношение к роскоши
- Бескрайнее ничего
- Индикатор понимания
Введение
В этой книге собраны небольшие зарисовки различной степени вымышленности. Многие из этих идей пришли мне в голову во время одного из мотопутешествий в очень хорошей компании.
В путешествии на мотоцикле есть много прекрасного, и одно из самых замечательных его свойств – это постоянное переключение между режимами общения и осмысления. Вы собираетесь на заправке, берете себе кофе и пока отдыхаете можете немного побеседовать. Потом садитесь по мотоциклам и едете. Да, в шлемах у нас есть гарнитуры, и мы можем общаться между собой. Но, слава Богу, качество этой связи не самое лучшее, поэтому большинство коммуникаций исключительно по делу: где повернуть, когда обгонять, когда на заправку. А большую часть времени ты находишься наедине со своими мыслями и можешь осмыслять то, о чем вы говорили на заправке. В некотором смысле такой режим способствует мудрой дискуссии. В реальной жизни, ведь, как получается: вы общаетесь, приходите к противоречию и начинаете спорить. Каждому из вас хочется убедить собеседника в своей правоте и конечно же, сделать это надо быстрее, так как «тратить время» в современном мире – это величайший грех. Из-за этого люди начинают торопиться, а когда люди торопятся, то не успевают думать. Слова вылетают изо рта, но смысл остается где-то в недрах мозга. Даже если бы слова вылетали со смыслом, то в режиме суеты мало кто допустил бы этот смысл до своего ума. В корпоративном мире огромное количество сил и времени расходуется на активности, когда много кто говорит, но мало кто слушает и практически никто ничего не понимает. В мотопутешествии этого недостатка нет, потому что:
- Дискуссия прерывается естественным образом, так как вам надо ехать дальше,
- Дискуссия прерывается на сессию глубокого осмысления, а не на другую дискуссию, как это часто происходит в корпоративном мире со встречами стык-в-стык. Если тема оказывается не интересной, то вы не фиксируетесь на ней и в следующий раз возникает новая тема.
- Сессия осмысления длится в несколько раз дольше, чем сессия дискуссии: 15-20 минут разговора на заправке и 1.5-2 часа размышлений во время езды. Почему-то мы устроены так, что думаем куда медленнее, чем говорим.
Интересно, как лет 200-300 назад общались мудрые люди между собой? Например, Екатерина Великая с Дидро или Д’Аламбером. Наверняка в те времена люди куда более вдумчиво подходили к переписке. Вряд ли Д’Аламбер писал письмо с одним лишь словом “Bonjour” и ждал ответа Екатерины чтобы перейти, собственно, к сути. Он думал, писал… Потом письмо несколько недель шло до получателя. Вряд ли, кто-то из придворных оповещением вбегал в кабинет и кричал: «Вам новое письмо!», а Екатерина, бросая текущее дело: «Надо проверить! Вдруг там что-то срочное!». Нет конечно. Она наверняка готовилась к прочтению этого письма, как минимум, откладывала его на то время, когда будет готова поразмышлять над ним. Читала. А то и не один раз. Думала над ответом. А то и не один день. Писала, думала, перечитывала исходное письмо и так в несколько циклов. Спустя несколько дней, а то и недель отправляла ответ обратно. Наверняка тогда переписка была куда более мудрой, не чета современной переписке в чатах. Разве что беседы во время мотопутешествия хоть как-то могут приблизиться по уровню мудрости к неспешной переписке мудрых людей прошлого…