Удовлетворенность жизнью, любовь к работе и «Джедайские техники»

 Публичный пост
17 марта 2025  854
Вот это поворот!

Это исследование - продолжение этого, где я искал способ измерить навыки самоорганизации и исследовать их связь с тем, как ученики относятся к тому, что мы с ними делаем в процессе обучения.

В рамках этого исследования я нашел, что искал и даже больше (такое бывает редко). Даже выпустил предварительный анализ, где рассказывал о связи навыков самоорганизации и отношении к работодателю.

В общем я сделал опросник, включающий в себя:

  1. Общую информация (пол, возраст, образование, знакомство с моими работами)
  2. Шкалу Удовлетворенности Жизнью - ШУЖ (вариант из этой работы)
  3. Уровень успевания в личной жизни и в работе (о том как устроена эта шкала писал здесь)
  4. Удовлетворенность работой по однопунктовой шкале (уместность использования однопунктовых шкал для этой цели обсуждается в научных работах здесь или здесь)
  5. MBI, общий вариант. Отсюда.
  6. ASRS - шкала самооценки СВДГ у взрослых. Отсюда.
  7. И да… Самое главное - 10 вопросов на определение “Джедайского балла” и уровня зрелости в самоорганизации

Собрал 315 ответов с подписчиков своего канала в Telegram и вот что получилось.

Общая информация о респондентах

Немного половой профиль перекошен:

Люди взрослые (80% старше 30 лет):

Образованные (85% с высшим образованием):

В той или иной мере знакомые с моими работами:

О джедайской шкале

Наверное, здесь стоит перечислить те вопросы, которые вошли в джедайскую шкалу. Их было 10:

  1. Все свои задачи я выгружаю внешнее хранилище (не храню в голове)
  2. Я просматриваю свой список задач и поддерживаю его в полном и актуальном состоянии
  3. Я начинаю свой день с выполнения важной задачи до проверки чатов / новостей / почты
  4. Я сознательно воздерживаюсь от использования экранов (смартфона / планшета / телевизора), лежа в постели
  5. Периодически я отключаю телефон / чаты, чтобы подумать над сложными вещами (проектами, идеями, стратегией, ...)
  6. Я иду спать, ориентируясь на свою потребность в отдыхе, а не на количество недоделанных задач или "горящие" сроки
  7. Если мне прилетает незапланированная срочная задача, то я её фиксирую в своем списке до того, как к ней приступить
  8. На регулярной основе я провожу расчистку своей электронной среды: расчищаю инбоксы, отмечаю прочитанными чаты, закрываю вкладки в браузере, удаляю хлам из закладок / заметок / записок / загрузок, ...
  9. Я регулярно намечаю средне- и долгосрочные планы на свою жизнь (на квартал и дальше)
  10. Я ограничиваю размер списка задач "На сегодня", ориентируясь на то, что смогу выполнить (а не то, что "должен", "надо", или "пусть здесь полежит, чтобы не потерять")

По каждому пункту я просил указать, как часто человек его выполняет. Были варианты ответа:

  • Не делаю (-1)
  • Изредка делаю (0)
  • Выполняю регулярно, но думаю, что надо чаще(1)
  • Регулярно выполняю (2)

Согласованность полученной шкалы оценил, подсчитав альфу Кронбаха. Получилось: 0,769
Для сравнения, та же шкала ASRS на моей выборке дала 0,588, а шкала удовлетворенности жизнью 0,8.
То есть, у меня получилась достойная шкала, использовать которую не стыдно будет даже для диссертации (когда я до этого дойду, конечно).

В принципе, это ровно то, ради чего я это исследование и затевал. А остальное - это уже бонус.

Обнаруженные закономерности

Корреляции

Красивые, сочные и прекрасные. Все значимо на уровне p <0,01 (может и еще лучше, просто SPSS вот так вот считает)

Эмоциональное истощение, Деперсонализация и Редукция профессионализма - это все компоненты профессионального выгорания.

Редукция профессионализма по смыслу на самом деле должна называться “анти-редукцией” или “гордостью от работы”

В общем, все здесь связано со всем и весьма сильно.
А, ну да, пол, возраст - это ни с чем не связано.

Джедайский балл и удовлетворенность работой

Повторяем вывод предварительного исследования. Появление дополнительной сотни ответов подчеркнуло связь:

На графике это выглядит так:

Джедайский балл и удовлетворенность жизнью

Сочно и значимо

На графике выглядит так:

Джедайский балл и уровень успевания в работе

Невъебенно значимая связь:

Прикольно, да?…
То есть ты спрашиваешь у человека, выписывает ли он задачи из головы в список, делает ли задачу из списка до проверки чатов, воздерживается от использования смартфона в постели… А потом фигак, а это сильно коррелирует с тем, как он успевает справляться с делами по работе.

Джедайский балл и уровень успевания в личной жизни

Я придерживаюсь позиции, что личная жизнь (и уровень успевания в личной жизни) является наиболее информативным индикатором личной эффективности.

И да, в предыдущем разделе я вам показывал связь невъебенной статистической значимости, а хотите еще более значимое? Вот оно:

На графике это выглядит так:

Джедайский балл и опасность СДВГ

Значима каждая клеточка:

На графике:

Такая закономерность, скорее всего, говорит о том, что ребятам с СДВГ сложнее самоорганизовываться.

Джедайский балл и эмоциональное истощение

Джедайский балл и деперсонализация

Джедайский балл и редукция профессионализма

Связанные посты
8 комментариев 👇

  Развернуть 1 комментарий

😂

  Развернуть 1 комментарий

Значит ли это, что те кто красавчики по работе и жизни, такие благодаря джедайским техникам или же это в целом дисциплинированные и осознанные люди, которые могут использовать любые инструменты себе во благо? 🤔

  Развернуть 1 комментарий

@oleqa, корреляция ничего не говорит о причинно-следственной связи.
Я думаю следующий эксперимент, чтобы это проверить, но подобные эксперименты долгие и муторные

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, все ещё хуже, считать корреляцию по принципу где бы ее тут поискать на выборке которая изначально biased, это весело, но не очень информативно. Теперь надо сформулировать конкректные гипотезы, выложить в открытый доступ и потом закинуть опрос в general public (через что-то типа толоки наверное?). Вот тогда можно будет делать выводы.

А causation вытрясти, это вообще какая-то черная магия, я видел как датасайнтесты так делают (или утверждают, что делают), но так и не смог понять как.

  Развернуть 1 комментарий

@atamur, кажется есть ровно один способ обосновать каузацию: подёргать с одной стороны и убедиться, что со второй поменялось.

в данном примере можно эти опросники давать не очень "джедаистым" людям, учить их джедайству и давать опросники снова. как минимум можно будет показать (или опровергнуть), что такое обучение повышает и джедайство, и коррелирующие штуки вроде удовлетворённости. и тогда уже даже не так важно будет, именно джедайство влияет или обучение

  Развернуть 1 комментарий

@atamur, для любительского исследования - сойдет. Тем более корреляции я не абы где искал, а заранее сформулировал (вот тут в конце).

А causation вытрясти, это вообще какая-то черная магия

Еще можно вкл/выкл фактор и смотреть на то, что получится (ровно как @anton0xf выше написал).

Вот здесь, например, так делали: https://academic.oup.com/pnasnexus/article/4/2/pgaf017/8016017

Но вообще да - это сложно.

  Развернуть 1 комментарий

в данном примере можно эти опросники давать не очень "джедаистым" людям, учить их джедайству и давать опросники снова. как минимум можно будет показать (или опровергнуть), что такое обучение повышает и джедайство

Именно! :-) Сейчас план такой

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб