⌨ Обучение слепой печати за 3 часа по методике из 70-х

 Публичный пост
16 апреля 2025  2525
Дай обниму ОГОНЬ! ⨯2 Голова! ⨯2 Вот это поворот! ⨯2

Время чтения: 645 секунд или медленная чашка кофе.

Конничива, джедаи 👋

Хочу рассказать вам как я овладел навыком слепой десятипальцевой печати всего за 3 часа упражнений!

Да конечно! Пфф, просто пошутил. Какие 3 часа?!

  • Минимум месяц!
  • В лучшем случае 1 неделя ускоренной учёбы по несколько часов каждый день и ещё неделя на закрепление.
  • А лучше купить программу обучения с кучей упражнений, разделённых на этапы.
  • Сначала базовые буквенные сочетания, потом короткие слова, потом длинные, затем прописные буквы, а также разные упражнения на разные знаки препинания и тоже самое на цифры...

Не не не не не! Я бы не выдержал такого напора. Да я его когда-то и не выдержал. Лет 15 назад садился за Соло, периодически пробовал Стамину, но у меня ни разу не хватало терпения.

Однако, я не критикую эти программы. Наоборот, я считаю их очень хорошими, проверенными временем, обеспечивающими результат. Очень много людей научились по ним печатать вслепую.

Просто я не в их числе. И уже не буду. Хе-хе-хе :)

  • Дальше моя история.
  • А для нетерпеливых суть в конце.

Что же я нашёл

На каком-то из стримов Максима Дорофеева я услышал про курс с методикой обучения слепой печати за одно занятие. Услышал и услышал. Это удивило меня, но не заинтересовало. Да и из-за опыта знакомства с разными программами я сильно сомневался в возможности такого. Но запомнил.

Проходят дни, пролетают года,
Высыхают океаны…

После прохождения обучения на курсах у Максима Дорофеева и Рустама Агамалиева, на очередном спринте 12нг я вспоминаю про тот курс обучения в одно занятие и решаюсь попробовать. Нахожу сайт их курса, читаю описание:

Основным методом в обучении и в тренажере применён метод ПФУД – поэтапное формирование умственных действий. Автором является академик, профессор педагогических наук Пётр Яковлевич Гальперин.

Мне становится любопытнее, так как про Петра Яковлевича я часто слышал на курсах Максима и Рустама. Да в своих постах Максим не редко его упоминает. Будет интересно за пределами джедайского сообщества получить подтверждение эффективности методик обучения, основанных на теориях советского ученого.

⚠️ Тут стоит предупредить тех, кто захочет попробовать платный сервис «New skills». Он не работает. Сайт работает, оплату принимает, но у них проблема с активацией своих программ, с выдачей ключей. И они уже долго не могут всё наладить. Программу не активируют. Денег не возвратят.

Из-за проблем с доступом к курсу я отложил освоение навыка. Но не угасало моё любопытство к тому, что при создании курса использована теория ПФУД. Вот же она — возможность проверить теорию советского профессора на собственной шкуре!

Но с чего я вообще взял, что методика освоения навыка слепой десятипальцевой печати действительно основана на теориях Петра Яковлевича Гальперина?

Впервые методика ускоренного обучения машинописи десятипальцевым слепым методом была разработана в 1970 году психологами Н. Н. Нечаевым и С. Л. Маловым на основе теорий профессора Гальперина (это его ученики). В 1971 году силами психологов (Б. Ц. Бадмаев, С. И. Съедин, Б. И. Хозиев) методика была доработана и для других буквопечатающих аппаратов. В дальнейшем она применялась и для обучения на ПЭВМ.

📙 Об этих фактах и о процедуре обучения по ускоренной методике я прочитал в книге Бориса Циреновича Бадмаева "Психология и методика ускоренного обучения".

❓ Меня конечно поразил тот факт, что методика ускоренного обучения слепой печати не обрела популярности. Как вы думаете, почему? Напишите своё мнение в комментариях.

Кроме книги Б. Ц. Бадмаева и неработающего курса, я нашёл только один пост на хабре, автор которого испробовал методику ускоренного обучения слепой печати и даже создал свой бесплатный веб-сервис. Сервис хорошо работает, хоть он и запущен в пробном режиме. Функций немного, но их достаточно. Другой информации о реализации методики ускоренного обучения слепой печати в каком-то ещё виде я не нашёл.

Однако для освоения навыка не нужны какие-то специальные сервисы. Достаточно только:

  • инструкции на одну страницу
  • несложной схемы
  • 2-3 часа на освоение

Как я учился

Прочитал 1 и 2 разделы 5 главы "Психология и методика обучения деятельностям с преимущественно физическими (двигательными) действиями" из книги Б. Ц. Бадмаева "Психология и методика ускоренного обучения" и составил себе такую инструкцию:

1. Расположить пальцы на ФЫВА-ОЛДЖ и прикрыть салфеткой (чтобы не подглядывать).
2. Напечатать букву:
 - громко прочитать букву
 - найти на схеме ООД
 - проговорить действие
   - назвать руку (левая/правая)
   - назвать палец (1, 2, 3, 4)
   - назвать буквы в зоне
   - назвать направление/место
   - нажать клавишу
   - формула: РУКА-ПАЛЕЦ-ЗОНА-МЕСТО
3. Вернуть палец на ФЫВА-ОЛДЖ.
---
---
Правила:
- смотреть учебную карту — схема ООД
- медленно — это нормально
- важно говорить громко (не шептать)
- важно внимательно и без ошибок
- при росте скорости можно использовать сокращённую ООД и проговаривать только РУКА-ПАЛЕЦ

Вот в общем-то и вся инструкция, которая нужна на период одного занятия. Если из неё что-то убрать или наоборот добавить, то результат может быть другим. Встречал комментарий, что отступление от инструкции может увеличить время занятия, необходимое для приобретения навыка. А то и придётся сделать второй подход. То ли дело обычные методики — один подход длинной в месяц... :)

В навыке слепой печати важно нажимать клавиши клавиатуры нужными пальцами. Вся клавиатура делится на зоны для каждого пальца. Хочешь напечатать букву — тянешься тем пальцем, в зоне которого буква находится. В инструкции речь идёт об этих зонах. Потребуется называть все буквы зоны того пальца, которым тебе надо набрать требуемую букву. А на учебной карте будут выписаны буквы из зоны каждого пальца.

Дальше мне требовалось найти полную учебную карту ООД — это та схема, по которой я бы выбирал нужный палец и клавишу. В книге можно найти полную карту для телеграфного аппарата:

Но я как-то проглядел полную и сразу взял себе сокращённую. Мне хватило и её.

Как можно заметить раскладка пишущей машинки немного отличается от современной клавиатуры. Знаки препинания находятся в других зонах.

Ещё мне не очень нравится расположение пальцев левой руки на пирамиде. Вершина начинается с мизинца. Поэтому я подглядел симметричную пирамиду в упомянутом веб-сервисе и просто нарисовал на листочке.

Всё готово :)

Дальше берёте любую программу с набором текста: упомянутый веб-сервис, стамина онлайн, typerun, monkeytype — и печатаете по инструкции.

Можно вообще взять обычный текст и набирать его. Я к концу занятия переписывал статью Википедии про Дж. Р. Р. Толкина.

Располагаете схему ООД перед глазами, включаете таймер помидоро и вперёд.

Очень рекомендую делать перерывы, так легче держать темп обучения. Только в перерыв лучше никуда не лезть, а просто походить размяться и попить воды. Вода вам точно пригодится, чтобы было легче произносить команды.

Получается парочка последних полезных приготовлений:

  • таймер помодоро
  • стакан воды

Главное следовать инструкции. Говорите. ГОВОРИТЕ команды. Звучать это будет примерно так:

"ж"—правая— четвертым—ноль—закрытая скобка—ЗэЖ—точка запятая—на месте

"о"—правая—первым—семь—знак вопроса—ГО—мягкий знак—на месте

"п"—левая—первым—пять—процент—ЕПИ—вправо

Акцент на проговаривании всех букв и знаков в зоне сделан не случайно. Это помогает быстрее запомнить расположение всех букв без специальной зубрежки. В примере в сочетание "ЗЖ" я добавил букву "э" для благозвучия. Так "ШЛБ" можно произносить как "ШеЛБ" — фишку подметил у Бадмаева.

И не читайте команды в упомянутом веб-сервисе. Иногда чтение может стать автоматизмом. А обучение идёт быстрее, когда ты задумываешься, что сказать. Приходится сначала думать (с подсказкой в виде схемы ООД) о том, каким пальцем набирать букву, а потом действовать. Видимо так, действием, закрепляется понимание.

Важно постараться пройти обучение за один подход. Иначе в работе печатаешь по старому и этим закрепляешь старый навык, а новый отваливается.

Все эти советы я проверил на своих ошибках:

  • пробовал небольшие по времени подходы вместо одного
  • подкладывал к схеме ООД ещё и схему клавиатуры с цветным делением зон под каждый палец
  • читал команды, а не говорил

В итоге, освоить навык мне помог один подход с нарисованной мной схемой ООД и полным проговариванием команд. По ходу включился игровой момент: стало интересно быстрее найти букву на схеме и правильно назвать команду. Ближе к концу занятия сократил команду до "рука-палец" и уже обходился без схемы, проговаривая по памяти. На следующий день проверил на случайном тексте. Ошибок не совершал. Навык подтвердил. Для спокойствия ещё долго носил с собой схему ООД, хотя ни разу не использовал.

Но ведь всегда есть какое-то "Но"

По ускоренной методике вы освоите навык, но сначала будете печатать очень медленно.

Перед тем как начать обучение я проверил свою скорость печати -- около 200 зн/мин. А вот сразу после окончания обучения скорость не превышала 50 зн/мин.

Как бы ни хотелось получить всё и сразу, но скорость придется нарабатывать отдельно. Ну как отдельно. Навык-то у вас уже есть. Работать уже можно: письма писать, сообщения в чатах, посты. У меня за неделю скорость выросла вдвое. Думаю, что онлайн-тренажеры помогут ускорить этот процесс.

Но для меня не скорость стала самым нервным последствием обретения нового навыка, а нечто другое. Я стал замечать как пальцы начинают воевать между собой за право нажать нужную клавишу. Хорошо заметно на указательных: буква "И" теперь в зоне левого, но правый так и норовит заскочить первым. С остальными клавишами также. Какой-то конфликт разных навыков печати — будто во мне живут несколько печатающих личностей.

Я их назвал — печатьи личности
Я их назвал — печатьи личности

Да, после обучения я приобрёл новый навык. Но старый никуда не делся и не собирается просто так по моему желанию исчезать. Наоборот, он включается при любом удобном случае. Мне это напомнило про модель двойных убеждений — приобретая новое убеждение, вы не избавляетесь сразу от старого и оно иногда срабатывает на автомате. Так на автомате периодически у меня включался старый навык письма. Этакая модель двойных навыков.

Мне показалось, что этому способствует какой-нибудь контекст: я взглянул на клавиатуру, сел определённым образом за столом, пытаюсь напечатать букву "И" — и включается старый навык.

Я решил, что если изменю контекст, это поможет. Немного изменил позу, стал тратить минуту перед работой на тренажёр печати, мысленно произносил команду рука-палец. Ещё я пробовал сфокусироваться, что пишу именно новым способом — медитация на действие.

Это помогало, но не на 100%. Да и в итоге каждый раз как я пытался ускориться, подключался старый навык. Успокаивало, что скорость нового навыка неуклонно росла, а с ней падала вероятность заскочить на старый навык.

Всё же проще учиться будет тем, кто вообще не пользовался клавиатурой — детям. Им не придётся сталкиваться с моделью двойных навыков.

Последним последствием по значимости и печальности стало разочарование клавиатурой. Но это грозит не каждому. У меня раньше был только один критерий для выбора клавиатур — занимает мало пространства в сумке. Теперь я ощутил насколько важным может быть стройность рядов, размер клавиш и расстояние между ними — всё это может сбивать и делать неудобным рисунок зон. Теперь хочу что-то удобное, эргономичное.

ПФУД работает — не обманул Гальперин

Какой вывод я сделал для себя? Обучение не то чем кажется.

Со школы я привык смотреть на обучение как на чтение учебников. Ты читаешь о чём-то, потом повторяешь это в слух, всё — научился. Нет, так не работает. Со временем начинаешь понимать как в обучении важна практика. Не практикуешь — не научишься.

Но до меня только недавно доползло понимание, что не каждая практика будет обучением. Да, можно много раз повторять и в какой-то момент ты научишься. Однако причиной обучения будет не сумма всех повторений, по крайней мере не обязана ей быть. Возможно, что обучение происходит одномоментно.

Мне кажется важным отделять момент обучения и процесс закрепления навыка, его ускорение. Вероятно это и позволило советским ученым разработать методику ускоренного и результативного обучения разным навыкам: юриспруденция, стрельба, машинопись, правописание, наладка станков. Правда для меня это ещё не изведанная история, о которой я прочитал у Бадмаева Б. Ц. и Нечаева Н. Н.

Научившись печатать вслепую быстрее чем предполагал, я поверил, что ПФУД это не выдумка, не теория на полке советской истории педагогики. Это рабочий инструмент. Да, я не знаю как это работает, не могу понятно обосновать почему это работает. Но методика сработала, я научился чему-то новому непривычно быстро и считаю это заслугой советских ученых.

Благодарности

  • большое спасибо Бадмаеву Б. Ц. за книгу, Гальперину П. Я., Нечаеву Н. Н. и всем советским педагогам за разработку методов и теории обучения
  • спасибо неработающему сервису за ссылку на ПФУД и возможность всё изучить самостоятельно
  • спасибо незнакомому автору за идею зеркальной схемы ООД и за то что пытался рассказать о методике массам
  • тут надо бы остановиться задолго до благодарностей родителям, ведь оскар за актерскую игру второго плана мне не вручат (⌐■_■)

Сути нет. Читайте мою историю.

10 комментариев 👇
Маргарита Тюхтяева Персонаж книги/ автор/ строитель Эпичный Джедай 16 апреля в 21:12

Агонь!!!
Попробовал и… смог!
И куда теперь пихать эти знания??? 12НГ и так уже трещит по швам. Даже из группы вышла, чтобы сократить «издержки» на созвоны .

Впечатлена твоими успехами и огромное спасибо, что поделился.
Инвестиция фантастическая… надо дитёныша научить

  Развернуть 1 комментарий

@MargaritaZok, если что — спрашивай ;)

Я тоже в будущем планирую своего дитёныша так учить на первом знакомстве с клавиатурой. Не хочу, чтобы переучивался.

  Развернуть 1 комментарий

Супер! Спасибо!!

  Развернуть 1 комментарий
Илья Сорокин Инженер. Исследователь. 19 апреля в 07:43

Спасибо за рекомендацию книжки, нашёл и читаю.
Вопрос не по методу, а по реализации - зачем переучивать "и" под правую руку? Если она под левой - всё логично, 5 клавиш нижнего ряда под левую, 5 под правую, а если под правой, то и указательным к ней тянуться дальше, и правый мизинец нагружается еще одной клавишей, а на нём и так их 6, как на указательном...

  Развернуть 1 комментарий

@XLinIL, это опечатка, я ошибся, "и" действительно теперь в зоне левого

Спасибо, что заметил!

Спишу это на бунт печатьи личности :)

  Развернуть 1 комментарий

В своё время тоже решил перейти на навык слепой печати.

Этот пост скорее про историю неудачи, потому что как я узнал спустя годы я шёл тяжелым способом через преодоление - не зная про время на восстановление, фокусное \ диффузное мышление, ловушки сайтов и прочие базовые вещи обучения - поэтому потратил больше времени чем мог бы.

Думал что скорость набора поможет в работе, оказалось что там вообще всё иначе. Но это было больше 11 лет назад.)

Провёл много времени на клавогонках (профиль), но перед этим какое-то время потратил в одиночных тренажёрах - заранее я не знал, но в итоге это оказалось полезно вначале сравнивать себя с прошлым собой и в целом получать удовольствие от прогресса, и не видеть тех достиг 800 знаков в минуту - у них другие цели или задачи (равняться на великих - что?)).

Для меня необходимость навыка печатания - примерно как взять ручку и листок бумаги - когда в руке молоток, всё кажется гвоздём. Просто пройти через цепочку размышлений путем улучшения формулировок какого-то базового утверждения или вопроса чтобы как минимум бы на уровне синтаксиса и грамматики выглядело всё нормально - правильности смысла это не гарантирует, конечно...)

На сайте много числовых показателей смиксованных с социальным аспектом - регулярные челленджи, статистика лучших - чем-то напоминает leetcode. Числовые показатели становятся ботлнеком когда уже выжал всё из постановки техники, но до идеальной техники кто вообще доходит?) Сайт провоцирует меня отыгрываться, набивать очки. В общем поднимает челленджевые аспекты личности и я попадаю под эффект medium becomes the message (гонюсь за рейтингом и пикселями). Я просто однажды отсделил это и теперь просто помню и спокойно пользуюсь сайтом в своём ритме.

Сейчас иногда захожу попечатать - бывает просто помогает вытормозиться об визуальное напоминание об ошибки, или оценить мой уровень усталости. Бывает чтобы переключиться на мелкую моторику или просто для удовольствия.

Больше 11 лет назад забросил целенаправленную практику - ещё не было задач где скорость печати была ботлнеком. Наработанный автоматизм дающий 350 знаков в минуту на обычном русском или английском тексте так и сохранился с небольшими отклонениями в минус где много спец. символов.

Был также порыв переключиться на альтернативные раскладки (Dvorak / Colemak). Ради удовльствия меня устраивает QWERTY-раскладка, а окупаемость вложения навыка, при том что один такой есть - нулевая (модель Кано - один ублажитель есть, сколько ни добавялй ещё ублажителей - лучше не станет). Однажды обзавёлся 64-клавишной сплит-клавиатурой - вроде бы переучился, но на сложных комбинацих управляющих символах при сложном кодниге мышечная память берет верх (примерно как мысль Максима про вождение байка - на 80% трудности перформишь идеально, а когда порог превышает какое-то значение то подключается автоматизм который исправляется только годами тренировок - типа как не закрывать глаза для боксёров). Для меня это теперь пример что осваивать новую область - лучше аккуратно, потому что есть одна попытка выучиться нормально. А если уж выучился неправильно - то пусть так и остается неидеальным, если не критически важно для выживания.

С 2015 — на ms natural 4000. Она уже снята с продажи, но по объявлениям недавно купил вторую даже непотрёпанную)

  Развернуть 1 комментарий

@ivan_kopylove, как раз эту от майкрософт искал, не нашёл и купил себе сплит — пока нравится :)

Со скоростью ещё не придумал, что делать. У меня не было такой цели и я не печатал быстро, поэтому особых планов не было. Я хотел только навык приобрести и методику проверить.

А клавогонки не снижают правильность набора? Не вижу особого смысла для себя быстро печатать, но с ошибками. Я как-то привык сразу ошибки исправлять в наборе. Может быть это не очень удобно, но я так привык. Вроде не сбивает мысль. Но хочется совсем без них.

  Развернуть 1 комментарий

@cowabunga,

сплит

42 клавиши - жоско) У меня была такая - кривая обучения послала меня нафиг при работе в IDE, где спотыкался на маневровых участках - об комбинации с управляющими клавишками типа CTRL+ALT+SHIFT+Insert: переключить слой, нажать комбинацию, сбросить слой на базовый, переключиться на цифровой блок, набрать 1-2 символа, сбросить на базовый, набрать несколько букв. CAPEX высокий.

сразу ошибки исправлять в наборе

Ты имеешь ввиду исправлять ошибку сразу после завершения печатания слова, а не после завершения предложения?

У меня это превратилось в т.н. fossilized error - сам факт исправления ошибки при наборе стал необходимым компонентом для набора слова) Чтобы не допускать, мне помогает снижать темп и(ли) держать фокус внимания на пальцах, или мысленно предсказывать следующее слово целиком.

А клавогонки не снижают правильность набора?

Я не в курсе исследований на этот счёт. По ощущениям - не должно снижать - при наборе текста в любом режиме без исправления ошибки валидация не даст набирать текст дальше, а также есть счётчик ошибок, который довлеет) Но есть другие факторы - например азарт. Интерактивное положение другого игрока - ловушка набора в стиле "чем больше сыра, тем больше дырок" - повышать скорость за счёт ошибок, просто чтобы ехать быстрее.

Я использую режим "Безошибочный" - нужно набрать текст и допустима только одна ошибка. По мере продвижения к концу текста внутреняя важность ошибки стремится вверх - добавляет шкуры на кону и драмы)

  Развернуть 1 комментарий

сам факт исправления ошибки при наборе стал необходимым компонентом для набора слова

Вот этого побаиваюсь. Да, снижать темп помогает, держать фокус тоже. Но на тренажёрах заметил, что быстрое исправление ошибки становится автоматизмом. Будто теперь печатание символа идёт через обязательно через ошибку.

Понаблюдаю и подумаю, что делать с этим бунтом. Иногда ловится высокий (для меня) темп безошибочного набора, а порой вдруг специально медленный но специально ошибочный. Может быть небольшие голосовые тренировки помогут. Я всё же при испытании методики насовершал кучу ошибок, торопился. Вот и описал так подробно, как нужно делать. Может в кучу ещё не преодолен старый навык.

  Развернуть 1 комментарий
Георгий Сухарев Исполнительный директор, постановщик ТЗ, тестировщик 2 мая в 11:33

"Сути нет. Читайте мою историю."
😆😆😆

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб