Использование смартфона за рулем, пока стоим на светофоре

 Публичный пост
20 января 2025  1610

Есть такой эффект, как Traffic Waves, еще его называют phantom traffic jam (фантомная пробка) или phantom intersection (фантомный перекресток):

  1. Видео, как образуются пробки в “лабораторных” условиях движения по кругу с постоянной скоростью: ссылка (VK)
  2. Видео, которое показывает образование фантомных заторов в реальной ситуации: ссылка (VK)

Ключевая причина эффекта заключаются в том, что, если люди движутся достаточно близко друг к другу, то сильнее тормозят/ускоряются, чем это делает едущая перед ними машина.

Например, если машина перед вами сбросит 10 км/ч, то вы сбросите 14км/ч, следующий за вами - 18 км/ч и так вплоть до полной остановки.

Если автомобиль перед вами остановился, то вы тоже останавливаетесь. Если автомобиль перед вами поехал, то вы начинаете движение не сразу, а через какой-то промежуток времени ∆t. То же самое происходит и с человеком, следующим за вами - он поедет, ещё спустя какое-то ∆t после того, как вы начнёте движение.

Представьте, что мы стоим на светофоре и ждём разрешающего сигнала. Перед вами 10 человек, ∆t для каждого из них - 2 секунды, а длительность разрешающего сигнала - 20 секунд. Сколько из вас проедет через перекресток? Десятый тронется с места, когда разрешенный сигнал уже выключат. То есть, одного цикла светофора вам точно не хватит.

А теперь представьте, что ∆t=5 сек. Как такое может быть? Легко - рефлекс смартфонного наркомана современного человека - уткнуться в смартфон, тут же после остановки (он же целых 3 минуты не проверял свои сообщения, где “может прилететь что-то срочное”).

То есть, при таких условиях вам, уже и 4-х циклов светофора не хватит, чтобы проехать перекресток. Если продолжительность красного будет тоже 20 секунд, то только этот перекресток благодаря любителям проверять сообщения за рулем забирает 2 минуты из вашей жизни…

Связанные посты
40 комментариев 👇

Elon Musk на встрече 29 января обещает к июню запустить полностью автономное вождение для тесел в городе Остин, Техас.

Тесел в Техасе довольно много. Однако не знаю будет ли их количество значимо чтобы повлиять на пробки.

t для тесел наверняка будет улучшено как и безопастность.

Возникает вопрос как владельцы тесел будут тратить освободившееся время? 😊

  Развернуть 1 комментарий

Возникает вопрос как владельцы тесел будут тратить освободившееся время?

Да, очень сложный вопрос... Начнут не успевать и в это время тоже.

  Развернуть 1 комментарий

Ещё в защиту автора. Когда солдат идёт в патруль, ему телефон не дают (в 2006 году не давали) . Если я озвучу причины опять будут споры. Однако все понимают , что в этом случае причина есть.

Автомобиль - оружие массового поражения. Можете написать это на торпеде или заднем стекле)) Возможно такая тревога будет успокаивать поведение.

  Развернуть 1 комментарий

Интересная тема всё-таки получилась. А я сомневался.
Привычка доставать телефон в пробках выростает из привычки сидеть в телефоне во время прогрева двигателя или ожидании пасажира.
Раз не еду - значит можно. И часто перед поездкой нужно либо созвониться, либо узнать куда ехать. Это норм, а дальше последствия.

И еще одну идею часто вспоминаю. Наши предки собались не в магазин, не в кино, не в Москву, а в путь-дорогу. Вот этот момент потерян, боюсь , что навсегда. Остались некоторые дальнобойщики которые уходят в рейс. Но их всё меньше и меньше.

  Развернуть 1 комментарий

Вот этот момент потерян, боюсь , что навсегда

И ритуал еще "посидеть на дорожку". Дать шанс сплыть в голове мысли о том, что важное ты забыл :-)

Чаты и смартфоны дают ощущение, что большинство проблем можно быстро порешать. А из-за этого мы утрачиваем способность думать на пару шагов вперед...

  Развернуть 1 комментарий
Владимир Оралов Главный по клиентам и партнерам 21 января в 16:01

Почему забирает?
Я же тоже со смартфоном, сообщения проверяю))

По долгу службы, и по причине жизни в большом городе - использовал за рулем в пробках даже планшет под созвоны и ноутбук для работы с консолью. И тем самым, да простят меня сотрудники ГИБДД и другие водители, выкраивал себе личное время вечером, когда не приходилось доделывать недоделанное.
Перекусывать за рулем тоже, увы, случалось.

Неправильно? Конечно.
Работает? В принципе, да.
Были ли аварии? К счастью нет.
Решение? Не ездить на машине)

  Развернуть 1 комментарий

Почему забирает?
Я же тоже со смартфоном, сообщения проверяю))

А, ну да :-) Тогда все ок :-)

  Развернуть 1 комментарий

И тем самым, да простят меня сотрудники ГИБДД и другие водители, выкраивал себе личное время вечером, когда не приходилось доделывать недоделанное.

Рискуя чужим здоровьем, имуществом и жизнью...

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, если речь про пробку, то в чем риск?

  Развернуть 1 комментарий

@skitale, практически нет тех, кто "ну я только в пробке". Сначала - может быть. Но потому уже "ну все равно же медленно едем", "не, ну машин на дороге мало", "я же быстренько"...

А потом пишут в показаниях: "Был ослеплен неожиданным лучом света, поэтому не заметил детей на переходе"

Так что прямого риска нет, но это первый шаг к смещению рамок дозволенного. Ну или уже не первый...

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, совсем не хочу душнить, но "практически нет" звучит уж слишком категорично.

  Развернуть 1 комментарий

Решение? Не ездить на машине)

Такси

  Развернуть 1 комментарий

Вот! Ж... чуял, что из-за любителей тупить в смартфоне образуются пробки сильнее, чем могли бы.
Теперь нужна вторая часть статьи - как не беситься по этому поводу) Пока только более ранний выезд работает, когда не спешишь и не опаздываешь из-за пробки, как-то легче на все реагируешь

  Развернуть 1 комментарий

@Timonissimo, да, выезжать раньше. В мотосезон можно ездить на мотике и отламывать говнюкам зеркала просто расслабленно смотреть на происходящее :-)

  Развернуть 1 комментарий

@Timonissimo, не удивлюсь, если вечно спешащие любите влезть в начало пробки окажутся куда более серьезными виновниками пробки, чем те, кто тронулся с места на 2 секунды позже из-за смартфона.

  Развернуть 1 комментарий

вечно спешащие любите влезть в начало пробки окажутся куда более серьезными виновниками пробки, чем те, кто тронулся с места на 2 секунды позже из-за смартфона.

Это да. Скорее всего так и есть.

Те, кто втыкают в телефон на красном всего лишь создают пробки. И смещают границу дозволенного... А там у кого и как стопоры включатся. Если включатся...

  Развернуть 1 комментарий

@skitale, ну да, вместе с сердобольными, которые их пропускают. Потому что притормаживая и пропуская одного водителя, поток теряет динамику и вместо одного вклинившегося в конечном счете 2-3 машины не успевают проехать.
Но по поводу телефонов - вот прям специально наблюдал - почти каждый, кто с задержкой стартует, в телефоне сидит

  Развернуть 1 комментарий

@Timonissimo, кстати, я такой вот сердобольный. Лень тратить эмоции на "бадание" с такими. Заметил, что даже после одного такого бадания я "завожусь" и потом еду более агрессивно. И нафиг мне это нужно?

С педагогической точки зрения, конечно, это неправильно, но воспитателем для взрослых людей быть не охота. Особенно на дороге.

Я думаю в целом эту проблему "спешащих" и "влезающих" можно решить только административными методами - влез? Получи штраф.

  Развернуть 1 комментарий

@skitale, ну речь о бодании не идет, если он прям очень нагло лезет, то лучше и пропустить такого дебила, но если аккуратно - пошел нафик. Возможно, есть разница в том, что я из Тулы, тут откровенно агрессивных мало.
Штраф - это было бы идеально. Почему до сих пор не разлинуют все основные места и не повесят камеры, чтобы фиксировать пересечение линии разметки при перестроении из одного ряда попутного направления в соседний - хз. Пусть по 500 рублей платят.

  Развернуть 1 комментарий

@skitale,

только административными методами - влез? Получи штраф.

И планировкой дорог.

  Развернуть 1 комментарий

Почему до сих пор не разлинуют все основные места и не повесят камеры, чтобы фиксировать пересечение линии разметки при перестроении из одного ряда попутного направления в соседний - хз

В Москве во многих местах так и сделали. И тут же исчезли "вековые" пробки в классических местах (съезды / повороты).

Даже 500р, но неотвратимые 500р творят чудеса :-)

  Развернуть 1 комментарий

На светофоре я останавливаюсь близко к машине впереди, но начинаю движение, только когда она отъедет, создавая безопасную дистанцию. Более того, иногда, чтобы не застрять на перекрёстке на красном, я жду, пока впереди идущая машина полностью его проедет. Поэтому я не понимаю апелляции к фантомной пробке

  Развернуть 1 комментарий

@tsvetkov, задержка старта - один из параметр фантомной пробки. Втыкающие в смартфон задерживают старт. Все равно не понятно?

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, я хочу сказать, что фантомная пробка будет независимо от смартфона, потому что дистанция между машинами во время движения будет больше, чем во время ожидания на светофоре

  Развернуть 1 комментарий

@tsvetkov, Да, она всё равно будет. Но основной тезис в том, что втыкающие в смартфон её усугубляют. Не создают, а именно усугубляют.

  Развернуть 1 комментарий
Максим Дорофеев Прокрастинатолог автор 11 февраля в 12:34

В комментах в телеге родил мысль, забычкую её здесь:

Я бы предложил при получении В/У проходить не только нарколога, но и тест на смартфонную зависимость.

Сдал ты такой теорию. И идешь в кабинет с мягкими стенами. Тебе на голову одевают протативный ЭЭГ, забирают смартфон и дают посидеть так 15 минут. Тревожность возрастает выше порогового уровня - прав не давать. Проходишь курс по избавлению от зависимости, осознанности, управления собой... И тогда можно доверять тебе управление средством повышенной опасности.

  Развернуть 1 комментарий

Максим, а машину водит обезьянка? Я думаю, да.

  Развернуть 1 комментарий

@Sedajabrov, Конечно обезьянка :-) Поэтому-то она и учится долго. Зато потом исполняет легко.

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, верно. И реакция у неё лучше и интуицию не игнорит.

Всё! Накипело! Спрошу. Многие советы и рекомендации несут запрет. Кто-то детей так воспитывает. А теперь представте науку:
Закон ньютона: сила не равна радиусу
Закон Архимеда: Объем не пропоционален скорости.
Арифметика: 2+2 не равно 100.
Норм? Ок?

Я про что? Вчера в нашем клубе не давали читать новости, сегодня - сидеть в телефоне. А чем занять обезьянку? Медитировать в пробках? А читать после работы Лившеца или Фигурнова?
Делать то нам что?

Всё, спасибо) лучше не отвечать. )) Нужно было пар выпустить.

  Развернуть 1 комментарий

@Sedajabrov, Дам намек: у Талеба есть понятие отрицательного знания 😉

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, судя по краткой биографии Талеба, там про " мои ошибки - моё богадство". Хорошо тодходит для прокачки мастерства. И ничего не говорит, куда себя деть когда три минуты нужно ничего не делать (ждать).

Вроде нашли ключевое слово темы этого поста. На букву Ж.

Хотя... у трейдера может и про ожидание что-то есть. Спасибо посмотрю.

  Развернуть 1 комментарий

@Sedajabrov, неужели реальность вокруг уже полностью изучена? Почему бы в свободное от смартфона время просто не посмотреть по сторонам, поощущать себя и сформулировать отношения к окружающему вокруг. Будучи детьми мы постоянно изучали окружающее вокруг, реагировали, эмоционировали, неужели мы уже узнали все ответы? :)

Даже в однообразном маршруте до работы можно всегда найти что-то новое. Да, или просто отдохнуть

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, почему вы так благожелательны к Талебу? Никак не пойму. Когда много лет назад пытался читать про черных лебедей, то в итоге не дочитал и для себя поставил диагноз "неглупый, но словоблуд и графоман".

Сейчас попытался по вашей наводке послушать "Рискуя собственной шкурой" и создалось то же впечатление. Пошел почитал отзывы на букмейте - и правда, те, кто ругают, ругают именно за словоблудие, самолюбование, натужную провокационность.

Что вы в нем нашли?

  Развернуть 1 комментарий

Что вы в нем нашли?

Я у него нашел много мудрости.

  Развернуть 1 комментарий

А аудиокниги - это для художки. Или для дислексиков. ИМХО.

Чтобы видеть мудрость у Талеба надо читать его с темпом пару страниц в день.

  Развернуть 1 комментарий

нельзя не согласиться,
одно но: ехать все равно до следующего светофора,
второе но: сейчас много светофоров с секундами, так что можно потыкать и за 5 сек до старта отложить его
ну и самое сложное: чтоб ускориться на проезде светофора, надо не через 2 секунды стартовать, а вплотную не прижиматься и через 0.1 сек стартовать, ну потом и вовсе не ждать того кто перед тобой, а стартовать вместе с тем кто через 1 от тебя.
слишком много кооперации((

  Развернуть 1 комментарий

второе но: сейчас много светофоров с секундами, так что можно потыкать и за 5 сек до старта отложить его

Принято. Я видел работы, где измеряли количесвто задержек со старта, но там не было указано, как на это влияет фактор таймера. Мне кажется, что все равно не сильно повлияет, но на языке выборок и стат.критериев у меня ответа нет.

а вплотную не прижиматься и через 0.1 сек стартовать

Типа ехать медленнее всех, чтобы быть первым на светофоре?... Норм идея :-)

  Развернуть 1 комментарий

Я долгое время ездила на такси и общалась иногда с водителями. Вот они, без смартов, замечают устройство мира. Плюс общалась с учеными, которые на моделях гиперсетей делают графики работы светофоров)
Например, у нас (и я думаю, много где ещё) светофоры работают так, что если ты соблюдаешь скоростной режим, то едешь по зеленой волне. Гонщики, которые хотят побыстрее, встают на каждом светофоре и создают затор. Я иногда стараюсь ехать чуть медленнее рекомендованной, чтобы из-за них не останавливаться.

А вот вопрос, чем заниматься на светофоре, конечно, хороший ) Меня мои мысли иногда отвлекают 😅

  Развернуть 1 комментарий

@ulechka,

без смартов, замечают устройство мира

Талеб не зря таксистов исопльзовал в Антихрупкости для донесения концептов двух типов профессий. Переопыляторы-фасилитаторы общества)

  Развернуть 1 комментарий

если люди движутся достаточно близко друг к другу, то сильнее тормозят/ускоряются, чем это делает едущая перед ними машина.

И в дополнение к этому все машины имеют разную динамику\тормоза, водители имеют разную реакцию и темперамент.
Телефоны, да, усугубляют.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб