Основная гипотеза
Некоторое время назад во время одного из тренингов я спросил аудиторию: "На сколько силен ваш таракан перфекционизма?", а потом еще как бы в шутку добавил: "Ответ на этот вопрос хорошо коррелирует с ответом на вопрос: "была ли у вас медаль в школе или красный диплом в ВУЗе?".
Сказал, а потом задумался: "а не фигню ли я ляпнул?"
Можно было бы начать размышлять и смотреть какие доводы у меня есть в поддержку одной точки зрения, какие в поддержку другой, но я решил поступить проще...
Дизайн эксперимента
Я взял русскую адаптацию опросника APS-R, который определяет три составляющие перфекционизма:
- Высокие стандарты к себе (Standards)
- Любовь к порядку (Order)
- Ощущение несоответствия собственным требованиям (Discrepancy)
(Статья с детальным описанием этих составляющих и тем, как разрабатывали опросник и вот статья с апробацией русской шкалы)
Добавил туда вопросов про пол, возраст, медали, диплом и еще добавил один вопрос про удовлетворенность работой (в принципе, одного вопроса и достаточно), так как мне заодно захотелось проверить правда ли:
- Перфекционисты, реже удовлетворены своей работой?
- Среди топ-менеджеров и тех, кто работает на себя меньше перфекционистов, чем среди тех, кто работает по найму
- Среди руководителей меньше отличников, чем среди специалистов
Собрал 780 ответов с подписчиков своего Telegram-канала, и...
Результаты
В общем... Я ошибался. Нет никакой связи между медалью в школе и составляющими перфекционизма.
p-value около 0.5. Ну то есть, совсем нет никакой связи
Зато нашлись интересные другие связи
Сексизм министерства образования или специфика моей аудитории?...
Я увидел сильную (p-value < 0,0001) связь между полом и наличием медали (связи между полом и дипломом такой сильной уже нет). Так это видно на графиках (здесь везде проценты, мне было лень это подписывать):
Я на всякий случай спросил у Рустама (он в школе, ему виднее) правда ли девочкам дают медали чаще. Рустам сказал, что по его наблюдениям - да. И выдвинул гипотезу, что у девочек чаще наблюдается повышенная любовь к порядку. Интересная гипотеза...
Правда ли, что у женщин чаще наблюдается стремление к порядку?
Но не подтвердилась. Посмотрел средние значения баллов за тягу к порядку вообще никаких отличий:
Но Рустам тут в телеге говорит, что вот он сейчас в школе дежурит на дискотеке у детей и невооруженным глазом видит, что девочки опрятнее мальчиков. Хм... А давайте нашу выборку отфильтруем по возрасту и посмотрим на молодежь?
Я добавил фильтр "Рождены при Путине" и... И вот тут уже есть отличия:
О они статистически-значимые:
На графиках это выглядит так:
(Здесь и везде: Я беру три зоны: низшие 25%, высшие 25% и средние посерединке).
То есть, в молодости аккуратных девочек больше, чем аккуратных мальчиков
Но если во взрослом возрасте отличий нет, то встает вопрос:
Мужчины с возрастом начинают стремиться к порядку или просто женщинам становится пофиг на порядок?
У меня выборка среди молодежи была маленькой (16 девочек, 26 мальчиков), поэтому выводы особой точностью не отличаются, но тем не менее, вот вам картинка поразмыслить. Что скажете?...
Медали в разном поколении
После того, как я ввел свое собственное понятие поколений, я посмотрел связь с медалями в школе. Результат получился интересный:
То ли это специфика моей аудитории, то ли молодежь часто привирает... Неужели у каждого второго? Уточнил у Рустама, говорит, что в прошлом году в его школе было 6 медалек из 110. Так что, загадка...
И да, исчезли серебряные медали...
Правда ли перфекционисты, реже удовлетворены своей работой?
Посчитал коэффициент корреляции Спирмена: -0,3 для ответа на вопрос "В какой мере вы довольны своей работой" и ощущением несоответствия собственным стандартам.
Корреляция с другими составляющими перфекционизма отсутствует.
На гистограмме это выглядит примерно так:
По горизонтальной шкале: 1 - ненавижу эту галеру, 7 - работа мечты.
на 1 - артефакт выборки, там всего 6 человек.
Правда ли количество высших образований связано с удовлетворенностью работой?
Нет, не правда. Ни факт наличия диплома, ни количество высших образований никак не коррелирует с ответом на вопрос об удовлетворенности работой.
Место медалистов/краснодипломников в корпоративной иерархии
Между наличием медали и местом в иерархии (Топ-руководитель, Руководитель, Тим-лид, Специалист), какой-то намек на связь был (p-value = 0,012)? но это скорее артефакт выборки.
А связи с наличием красного диплома - никакой.
Амбиции проходят с годами
Не удивительно, наверное, но нашлась связь между поколением и предъявляемыми к себе стандартами.
Так же ведет себя и ощущения несоответствия собственным стандартам:
Везде p-value = 0,001
Хм.. это все напоминает еще одно наблюдение, что у М гораздо больший разброс в плане интеллекта, но средний показатель +- такой же как у Ж, например, самый тупой и самый умный чаще М.
Здесь на графиках видно, что Ж, когда молодые, за счет большей однородности выглядят как люди с более высокими требованиями и стандартами, медалисты. Не стоит забывать и про более быстрое развитие на начальном этапе у Ж.
Потом, с течением времени, показатели усредняются и становятся похожими у М и Ж. Получается, что на графиках отражены профили развития М и Ж по некоторым метрикам.
Также интересно оказывает какое-либо влияние на эти метрики социальная ситуация в обществе или нет.
Возможно есть еще связь с общим невротизмом, чем выше, тем больше требований. То есть девчонки могут быть больше подвержены переживаниям за будущее и пр.
Возможно ты уловил частные случаи более глобального тренда на невротизацию молодежи.
Любопытное в общем исследование. Максим, продолжай копать эту тему.
Исходя из первоначального тезиса, можно сказать, что таракан перфекционизма силен пропорционально страху перед паническим монстром. Типа это не перфекционизм, а невротизм, или способ адаптации организма к страху. Чем больше был/есть страх, тем сильнее условные ритуалы/схемы поведения/мысли/тараканы.
Не так страшен монстр, как его малюют тараканы, но девушкам это очевидная мысль видимо не поможет.
Есть версия, что девочки больше склонны нравиться, а мальчики - бунтовать и доказывать "кто здесь главный". Возможно, красный диплом, кроме порядка, как "бантик на платье", чтобы понравиться учителю/учительнице - аксессуар, который добавляет +n к одобрению меня. Но в будущем никак не сказывается на перфекционизме, потому что сейчас "потребность нравится" не так актуальна.
А у кого-то перфекционизм вырастет, потому что в школе бунтовать значило быть плохим, а когда вырос надо доказывать, что "я здесь главный" идеальными действиями.
Это моя субъективная версия, без доказательной базы :)
По поводу медалек могли со временем измениться требования к медалистам.
А ещё могли в школе натягивать.
У меня, например, серебряная медаль (закончил школу при Ельцине), но меня откровенно тянули. Возможно, школа от количества медалистов какие-то плюхи имела.
В конкретно моем случае эта гипотеза подтверждается тем, что я стал жить со своей супругой (тогда еще - моей девушкой) и адаптировался к её стандартам чистоты и порядка (возможно, чтобы больше понравитсься) 🙈 . Возможно, именно опыт отношений влияет.
С возрастом возможно, кстати, и движение в обратную сторону - после рождения ребёнка становишься более толерантным к отсутствию порядка (как минимум в моём случае).