Опять о том, что целью обучения является не получение знаний… Пример с мотоциклом.

 Публичный пост
12 марта 2024  1873

В нашей культуре с самой школы формируется неправильное отношение к обучению, считая, что целью обучения является получение знаний. На мой взгляд, нет более чудовищного заблуждения на этот счет.

В школе или университете как у нас проверяли результаты обучения? Способностью воспроизвести ранее заученное (и то не все, а лишь малую, наугад выбранную часть). Смог ответить на вопрос билета - молодец, не смог - не молодец. Как в ГИБДД проверяют знание правил? Дают 20 минут на 20 вопросов, а это примерно 1 минута на вопрос... Как часто реальная жизнь дает вам 1 минуту на размышление?...

Конечно, если в этой ситуации мне дадут целую минуту на размышление, то я напрягусь, вспомню и выдам что-то вроде: "Обгон запрещён на равнозначных перекрёстках. Здесь же, согласно знаку 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой», я двигаюсь по направлению главной дороги и согласно пункту 11.4 ПДД имею право совершить обгон..."

Но в реальной жизни мне нужна другая способность: за полсекунды понять, что:

  • Там впереди коровы! КОРОВЫ, БЛѢ!!! Какая-то из них уже может быть на дороге и переходит ее...
  • Грузовик может притормаживать (с неработающими стоп-сигналами, например), чтобы пропустить кого-то со второстепенной, кто поворачивает налево (да, грузовик не обязан никого пускать, но мало ли, может, это его лучший друг или он уже выползает на перекресток и как заметит, что грузовик притормаживает даст по газам),
  • Грузовик сам, не включая поворотник повернет налево (я же на мотоцикле - он меня в зеркала и не увидит, даже если посмотрит, а некоторые люди не утруждают себя пользоваться поворотниками, если никого не видят: "Я же никого не вижу, кому поворот показывать?")
  • Грузовик вильнет, чтобы объехать корову.
  • ...

Именно за полсекунды понять, увидеть образы этих возможных неприятных ситуаций, так четко, чтобы они успели задавить импульс желания пойти на обгон. А не в расслабленной обстановке рассуждать на тему того, что еще может пойти не так.

А для этой задачи нам нужно не зубрить всевозможные дорожные ситуации, а тренировать свою "внутреннюю нейронную сеть" на быстрое распознавание потенциальных угроз. Как это делать?... Показывать мозгу обилие всяких аварийных ситуаций. Регулярно и много. В безопасной среде, разумеется.

Именно по этому перед первым выездом на мотоцикле в город (и регулярно сейчас) я просматриваю видео с мотоавариями. Особо я люблю YouTube-канал DanDanTheFireman, но вообще видеохостинги полны видео с подобными нарезками.

Можно сколько угодно зубрить, что "поворачивающие налево автомобили особо опасны", но одно дело знать эти слова, а совсем другое, когда у вас в мозге загорается лампочка: "внимание, впереди возможна непонятная фигня, сбрось газ и будь готов к торможению!". Вот эта лампочка тренируется просмотром тысяч мотоаварий и опасных ситуаций.

Садясь на мотоцикл, вы подвергаете себя повышенной опасности, но бОльшую часть из дополнительных рисков нам под силу минимизировать. Да не все можно предусмотреть, но это не повод не стараться предусмотреть как можно больше.

И еще раз моя любимая цитата Петра Яковлевича Гальперина:

Целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела.

11 комментариев 👇

Когда сдаешь теоретический экзамен в юк, то помимо тестовых вопросов там есть раздел Hazard Perception. В нем нужно определить developing hazard (не знаю, как точно перевести) - это такое событие на дороге, которое заставит тебя изменить свое поведение (чаще всего затормозить). Для этого используются видео - CGI или реальные. При этом учитывается не только правильное определение события, но и момент. Конечно, и тут можно натренироваться, но, кажется, что это полезное расширение подготовки, особенно для неопытных водителей.

https://www.safedrivingforlife.info/free-practice-tests/hazard-perception-test/

  Развернуть 1 комментарий

@kodacaster, Я с первого раза не сдал :-)

Офигенный тест!

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, потому шо знать не значит делать!)))

  Развернуть 1 комментарий

@kodacaster, так мне казалось, что моя нейронка натренирована :-)

  Развернуть 1 комментарий

@kodacaster, ну там еще баллы снимают за ложные с их точки зрения клики, а я как увидел мотоциклиста впереди, так сразу много кликать начал :-)

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, там не то, что за ложные - там в какой-то момент программа считает, что человек равномерно прокликивает, чтобы случайно да попасть. так в принципе даже поощрается, когда находишь хазард, но не девелопинг

  Развернуть 1 комментарий

@kodacaster, с третьего раза прошел :-) Но на третьем клипе я везде переживал: жилая застройка, сейчас кто-то задом начнет выезжать. Каждый перекреток - стрём. Вот да, она сочла, что я просто так кликаю :-)

  Развернуть 1 комментарий

@kodacaster тест интересный
Я тоже с первого раза не сдал(

@cartmendum а ты думал как прокачать скиллы начинающим байкерам?

Я год назад жил во Вьетнаме и издалека видел как тучный дядя абсолютно безучастно учит молодую девушку ездить на скутере.
Девушка отъехала от него на 20 метров и благополучно упала (конечно 0 экипа, даже без шлема, но хорошо, что с ней все было ок, лишь только ссадины).

А я тогда задумался -
"как можно без ущерба для здоровья, переборов страх (который есть у многих людей) плавно обучится безопасному управлению байка?"

*и я не про РФ где все более-менее адекватно ездят, а про Вьетнам, где ПДД вообще не существует (речь про курортный Нячанг, в Хошимине и др городах водители чуть безопаснее ездят)

То есть тут явно нужна комплексная работа:

  • психология
  • баланс
  • моторика

И не обязательно сидеть на байке для этого, можно и в комфортной обстановке это тренировать.

Идея с видео подборками аварий топ - я тоже смотрел одно время постоянно автоаварии с точки зрения анализа и понял что есть 50 (число не точное, просто как пример) типовых аварий и если знать в каком моменте притормозить - можно избежать 99% (число не точное) аварий, потому что ты уже знаешь как могут косячить другие участники движение и к чему это привет тк видел 100500 (число точное) похожих аварий.

У меня есть план зимой попробовать реализовать пробную мото школу, где люди будут безопасно и грамотно обучатся. Это не приоритетная цель в моей жизни, но было бы интересно попробовать. И я уже несколько месяцев собираю информацию как обучают разные мотошколы и индивидуальные преподаватели.
**Так что если есть идеи или кейсы (на примере того, что прислала Катя) - как это уже сделали умные люди - буду рад посмотреть/почитать/изучить **

Катин кейс я уже знаю как улучшить:

  1. Разобрать типы аварий на примерах "что почему и как произошло"
  2. Садить человека на закрепленный байк, чтобы не держать равновесие
  3. В идеале VR очки, но хотя бы плазма перед глазами
  4. На плазме реальные видео
  5. Человеку нужно зажать тормоз, когда есть опасность аварии
  6. К тормозу подключен концевик, который фиксирует момент нажатия тормоза
  7. Видео останавливается по нажатию на тормоз, проходит 1 секунда и видео продолжается - так ученик получает молниеносную ОС

И таких видео может быть 500, а если взять мою теории про 50 типовых аварий - то на выходе мы будем иметь по 10 отработок каждого типа аварий, что в итоге увеличит безопасность нашего ученика на дороге.

Нужно же чтобы человек научился:

  1. посчитывать вероятность аварии складывая внешние факторы
  2. вовремя на тормоз нажимать (особенно новичок), а не мышку клацать. Хотя с мышкой реализация, конечно проще...
  Развернуть 1 комментарий

Так что если есть идеи или кейсы (на примере того, что прислала Катя) - как это уже сделали умные люди - буду рад посмотреть/почитать/изучить

Я учился у Оллилайнена:

Мне кажется, что у Володи есть еще масса мест, где можно методику обучения, но вот конкретных рецептов я пока не придумал. Хочется привнести туда кусочки гальперинской модели GAEL/

А так по видео мы тренируем один из аспектов - распознавать опасность. Но остается, как ты правильно сказал, аспект моторики, баланса, психологии (одно дело перед компом сидеть, другое на мотике).

С тренажерами надо отдельно думать. Не очень понятно, скажем, как эмулировать наклон байка. Если просто его наклонить в закрепленной раме, то силы, действующие на тебя будут не те. Как центробежную силу эмулировать?

VR очки хорошо. Так как с плазмой есть риск закатать не те рефлексы. Допустим, резкий объезд препятствия, когда мне взгляд нужно направить в сторону объезда. Часто это довольно большой угол по отношению к направлению движения мотика. В общем, много тонкостей...

Я бы думал все же про площадку и настоящий мотик и всякие модельные упражнения с поролоновыми автомобилями и выбегающими пешеходами :-)

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum,
Топ препод Володя:

  • словил 3ю стадию дзена и обмяк 🤣
  • безхребетный позвоночник;
  • руки как кисель;
  • руки как 2 сосиски;
  • че напрягаться-то в жизни?!

Мне понравилось доступно и очень просто объясняет)
И виды фантастические в Крыму, правда меня бы отвлекали малость от занятий)

Странно, что вы там сплошную пересекаете при разворотах систематически, хоть бы затерли ее "случайно" немножко, если ребята постоянно там учат...

Про "кусочки гальперинской модели" - 100% поддерживаю

Сейчас у меня нет ответов про то как учесть:

  • наклон байка
  • центробежные силы
  • и прочее множество тонкостей

Площадка с поролоновыми автомобилями - хороший вариант для безопасной отработки. Я когда-то давно видел в научных исследованиях такое, когда замеряли время реакции под действием разных веществ и в разных психоэмоциональных состояниях.
Просто неожиданно на дорогу резко вылетала игрушечная собака и водитель мог или затормозить или въехать в рядом стоящий поролоновый авто или порадовать корейскую часть группы исследования -думаю это очень действенно было бы в рамках обучения. И сам ученик поймет как работает его рептильный мозг.

Меня "накрыла" цитата, которую ты сказал в одном из своих видео "в критичный момент мы не поднимемся до уровня своих ожиданий, а упадем до уровня своей подготовки"

Все придумано и до нас. У пилотов уже давно одни из лучших симуляторов и тренажеров есть. А смоделировать кабину самолета и его реакции на действия пилота (в моей голове) сильно сложнее, чем байк или авто. Любая идея, которая уже была реализована кем-то (даже в соседней области) - уже не утопия для меня.

  Развернуть 1 комментарий

Странно, что вы там сплошную пересекаете при разворотах систематически

К сплошной в Крыму чуть проще отношение... Там ближайший разрыв будет через 7 километров...

У пилотов уже давно одни из лучших симуляторов и тренажеров есть.

Кстати, да... В какой-то момент с удешевлением комплектующих может оказаться, что мотосимулятор можно будет сделать с подобной механикой.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб