В нашей культуре с самой школы формируется неправильное отношение к обучению, считая, что целью обучения является получение знаний. На мой взгляд, нет более чудовищного заблуждения на этот счет.
В школе или университете как у нас проверяли результаты обучения? Способностью воспроизвести ранее заученное (и то не все, а лишь малую, наугад выбранную часть). Смог ответить на вопрос билета - молодец, не смог - не молодец. Как в ГИБДД проверяют знание правил? Дают 20 минут на 20 вопросов, а это примерно 1 минута на вопрос... Как часто реальная жизнь дает вам 1 минуту на размышление?...
Конечно, если в этой ситуации мне дадут целую минуту на размышление, то я напрягусь, вспомню и выдам что-то вроде: "Обгон запрещён на равнозначных перекрёстках. Здесь же, согласно знаку 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой», я двигаюсь по направлению главной дороги и согласно пункту 11.4 ПДД имею право совершить обгон..."
Но в реальной жизни мне нужна другая способность: за полсекунды понять, что:
- Там впереди коровы! КОРОВЫ, БЛѢ!!! Какая-то из них уже может быть на дороге и переходит ее...
- Грузовик может притормаживать (с неработающими стоп-сигналами, например), чтобы пропустить кого-то со второстепенной, кто поворачивает налево (да, грузовик не обязан никого пускать, но мало ли, может, это его лучший друг или он уже выползает на перекресток и как заметит, что грузовик притормаживает даст по газам),
- Грузовик сам, не включая поворотник повернет налево (я же на мотоцикле - он меня в зеркала и не увидит, даже если посмотрит, а некоторые люди не утруждают себя пользоваться поворотниками, если никого не видят: "Я же никого не вижу, кому поворот показывать?")
- Грузовик вильнет, чтобы объехать корову.
- ...
Именно за полсекунды понять, увидеть образы этих возможных неприятных ситуаций, так четко, чтобы они успели задавить импульс желания пойти на обгон. А не в расслабленной обстановке рассуждать на тему того, что еще может пойти не так.
А для этой задачи нам нужно не зубрить всевозможные дорожные ситуации, а тренировать свою "внутреннюю нейронную сеть" на быстрое распознавание потенциальных угроз. Как это делать?... Показывать мозгу обилие всяких аварийных ситуаций. Регулярно и много. В безопасной среде, разумеется.
Именно по этому перед первым выездом на мотоцикле в город (и регулярно сейчас) я просматриваю видео с мотоавариями. Особо я люблю YouTube-канал DanDanTheFireman, но вообще видеохостинги полны видео с подобными нарезками.
Можно сколько угодно зубрить, что "поворачивающие налево автомобили особо опасны", но одно дело знать эти слова, а совсем другое, когда у вас в мозге загорается лампочка: "внимание, впереди возможна непонятная фигня, сбрось газ и будь готов к торможению!". Вот эта лампочка тренируется просмотром тысяч мотоаварий и опасных ситуаций.
Садясь на мотоцикл, вы подвергаете себя повышенной опасности, но бОльшую часть из дополнительных рисков нам под силу минимизировать. Да не все можно предусмотреть, но это не повод не стараться предусмотреть как можно больше.
И еще раз моя любимая цитата Петра Яковлевича Гальперина:
Целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела.
Когда сдаешь теоретический экзамен в юк, то помимо тестовых вопросов там есть раздел Hazard Perception. В нем нужно определить developing hazard (не знаю, как точно перевести) - это такое событие на дороге, которое заставит тебя изменить свое поведение (чаще всего затормозить). Для этого используются видео - CGI или реальные. При этом учитывается не только правильное определение события, но и момент. Конечно, и тут можно натренироваться, но, кажется, что это полезное расширение подготовки, особенно для неопытных водителей.
https://www.safedrivingforlife.info/free-practice-tests/hazard-perception-test/
@kodacaster тест интересный
Я тоже с первого раза не сдал(
@cartmendum а ты думал как прокачать скиллы начинающим байкерам?
Я год назад жил во Вьетнаме и издалека видел как тучный дядя абсолютно безучастно учит молодую девушку ездить на скутере.
Девушка отъехала от него на 20 метров и благополучно упала (конечно 0 экипа, даже без шлема, но хорошо, что с ней все было ок, лишь только ссадины).
А я тогда задумался -
"как можно без ущерба для здоровья, переборов страх (который есть у многих людей) плавно обучится безопасному управлению байка?"
*и я не про РФ где все более-менее адекватно ездят, а про Вьетнам, где ПДД вообще не существует (речь про курортный Нячанг, в Хошимине и др городах водители чуть безопаснее ездят)
То есть тут явно нужна комплексная работа:
И не обязательно сидеть на байке для этого, можно и в комфортной обстановке это тренировать.
Идея с видео подборками аварий топ - я тоже смотрел одно время постоянно автоаварии с точки зрения анализа и понял что есть 50 (число не точное, просто как пример) типовых аварий и если знать в каком моменте притормозить - можно избежать 99% (число не точное) аварий, потому что ты уже знаешь как могут косячить другие участники движение и к чему это привет тк видел 100500 (число точное) похожих аварий.
У меня есть план зимой попробовать реализовать пробную мото школу, где люди будут безопасно и грамотно обучатся. Это не приоритетная цель в моей жизни, но было бы интересно попробовать. И я уже несколько месяцев собираю информацию как обучают разные мотошколы и индивидуальные преподаватели.
**Так что если есть идеи или кейсы (на примере того, что прислала Катя) - как это уже сделали умные люди - буду рад посмотреть/почитать/изучить **
Катин кейс я уже знаю как улучшить:
И таких видео может быть 500, а если взять мою теории про 50 типовых аварий - то на выходе мы будем иметь по 10 отработок каждого типа аварий, что в итоге увеличит безопасность нашего ученика на дороге.
Нужно же чтобы человек научился:
Мне кажется, проблема в том, что мы пытаемся смешать знания и навыки.
Обучение = Получение знаний
Тренировка = Формирование навыков. Возможно — на базе полученных знаний или с использованием полученных знаний
Умение правильно действовать в конкретной ситуации на дороге — это навык, который можно получить путём тренирок. Практических, разумеется.
Знания без их практического применения довольно быстро рассеиваются где-то в ноосфере)) И это ровно то, что происходит с большей частью школьных знаний.