Как называть файлы

 Публичный пост
12 марта 2024  255
Долоры

Три года назад, я решила раз и навсегда решить проблему с десятками файлов с названием 11111111.txt и его вариациями.

Казалось бы, какая незначительная часть жизни - какие-то файлы и их названия. Но мне это доставляло очень много боли - мелкой зудящей боли. Тут тебе и микропереключения - вместо того, чтобы сфокусироваться на задаче, начинаешь искать файл и усиленно вспоминать где же нужная тебе информация. И потери на лишний этап обработки - чтобы понять содержимое, нужно его открыть. И неработающий должным образом интерфейс - из-за того, что название файла неинформативно и однозначно, взаимодействие либо нарушается, либо усложняется.

Итак, задачи:

  1. быстро находить нужный файл;
  2. по названию однозначно понимать его содержимое;
  3. имя файла должно работать как интерфейс - т.е. в названии должна быть минимальная, но при этом достаточная информация для взаимодействия между всеми участниками.

План: идем в интернет, там быстро находим существующий фреймворк, немного его адаптируем и внедряем.

Какого же было мое удивление, когда за два часа активного поиска я не нашла практически ничего о naming convention. То ли потому что, тема не секси, то ли потому, что это очень зависит от организации, то ли потому, что никто кроме меня не страдает от такой проблемы.

Однако, что-то там все-таки было.

Подход 1. Для последовательных

Данный подход от The University of British Columbia предлагает любое имя файла составлять из трех [или четырех, если документ имеет ревизию] элементов - универсального идентификатора (определяет контекст или проект), темы документа, даты и ревизии.

Пример: ProjectX_SalesReportQ3_20210805_Rev0

В большинстве случаев я использую именно этот метод, но с некоторыми изменениями:

  1. Универсальный идентификатор - это не только название проекта, или, скажем, клиент. Это может быть что угодно, что позволяет сгруппировать файлы по какому-либо признаку. Например, во всех личных документах я ставлю свои инициалы - EZ.
  2. В видео есть рекомендация избегать пробелов, т.к. это грозит проблемами с максимально допустимым именем файла и разрывом ссылки. Когда-то давно я сталкивалась с такими проблемами, но как будто бы сейчас они не очень актуальны. Зато актуальна быстрая читабельность. Я плохо переношу сплошной текст без пробелов, да и эстетически меня это бесит, поэтому если пробелы нужны, то я их оставляю.
  3. Похожая штука с нижним подчеркиванием - не переношу его визуально, поэтому заменяю его на дефис. Вкусовщина.
  4. Дату YYYY-MM-DD тоже разделяю дефисом, т.к. сложно читать сплошной текст.
  5. Считаю, что дата создания документа и ревизия взаимозаменяют друг друга, поэтому если у документа есть ревизия, то дата в названии не нужна.

В итоге, вот так будет выглядеть название моего резюме: EZ-CV Product Lead-2023-02-28

Подход 2. Для ленивых расслабленных

Этот метод из книги «Горшочек не вари», которая посвящена организации своего цифрового пространства. Схема, которую предлагает автор Марк Херст: инициалы-дата-тема.

Пример: EZ-0228-CV Product Lead

Три основные части, разделенные дефисом. Это похоже на схему из предыдущего подхода, поэтому давайте поговорим о различиях.

  1. Хотя сам Марк и говорит о важности разделения файлов по контексту и проектам, в его схеме отсутствует инструмент для этого. Инициалы автора могут работать для определенной группы файлов, но что если файл предполагает одновременную работу нескольких человек, или вообще автор не так важен. Вот пример из его же книги - как понять два документа с темой comments от некоего pt - это комментарии из одного и того же контекста, но с разной датой, или два совершенно независимых документа?

  1. Расположение даты перед темой тоже очень спорное решение, ведь в такой схеме дата становится более приоритетным критерием сортировки, чем тема. Т.е. если у вас есть два договора с одним и тем же клиентом, но разной датой, то в общем списке документов они будут расположены не рядом.
  2. За дефис - уважаем 😎

Однако, в книге есть еще одна глава, которая обратила на себя мое внимание - «Хранение фотографий». Там предлагается организовать двухуровневое хранение со следующей иерархией: [год] >> [месяц-событие]. И вот именно тут, в фотографиях, дата становится приоритетным критерием для сортировки.

Мне категорически не хотелось делать какие-то два уровня и потом бесконечно шариться из папки в папку. Поэтому весь имеющийся архив приобрел вот такой вид:

Подход 3. Для фаст энд фьюриос

Этот метод повстречался мне случайно - в статье как замайндмепить все. Идея в том, чтобы к названию файла [которое может быть произвольным] добавить префикс, позволяющий поиском очень быстро отфильтровать определенную группу файлов.

Скажем, среди сотни экселевских файлов на вашем компьютере у вас есть три, в которых вы ведете все домашние дела - считаете бюджет, записываете показания счетчиков и следите за сервисным обслуживанием вашего автомобиля. В имя этих файлов можно добавить префикс h. - и тогда в поиске вам достаточно напечатать два символа и перед вами будет список нужных вам документов. Лучше всего это работает со Spotlight на mac os и PowerToys Run на windows.

Расскажите, есть ли у вас свой подход к наименованию файлов и главное - как вы к нему пришли.

Аватар Катя Живутская
Катя Живутская @kodacaster
Jack of all tradesArrival
📍Leamington, Великобритания

Проектирую автомобили, развиваю хайкинг в России, думаю как инженер здесь → t.me/zhivutskaya

7 комментариев 👇

Все фалы по проекту храню в одной папке проекта. А папки проектов в отдельной папке "проекты". Вроде не было проблем с поиском. Но в названии стараюсь указать суть документа и какой-то идентификатор связи с проектом.

Мне первый подход понравился :)

  Развернуть 1 комментарий

Когда-нибудь я возьму отпуск на год и наведу порядок на всех хардах 🙃

  Развернуть 1 комментарий

@oleqa, Звучит как "никогда" )))

  Развернуть 1 комментарий

Мне кажется, что с распространением всяких там ноушенов и обсидианов проблема именования файлов уходит на задний план...

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, да, есть такое

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, поясните? сам пользую Google задачи и Miro

  Развернуть 1 комментарий

@kirill144, как часто вам надо было создавать файл и думать как его назвать?...
В miro, кстати, этот вопрос все еще актуален: как назвать новую доску, чтобы потом ее проще было найти

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб