В одной из корпоративных групп, где мы проводили обучение «Джедайским техникам» прилетело замечание в обратной связи:
Хорошо, как для первой встречи, но лично мне не хватило интенсивности и "сложности" информации
В этой заметке хочу затронуть момент про сложность информации.
Мне кажется, что сложность информации может иметь различную природу. Я бы выделил:
- Концептуальную сложность – на сколько тяжело понять саму идею, ее природу и принципы.
- Практическую сложность – на сколько сложно применять идеи на практике.
И вот эти типы сложностей не зависят друг от друга. То есть, что-то может быть концептуально сложной, но практически простой или наоборот – простой концептуально, но весьма сложной в плане практического применения.
Например:
- подтягивание на перекладине – это концептуально просто: ты обхватываешь перекладину ладонями и просто сгибаешь руки в локтях. Концептуально просто, но на практике могут быть нюансы.
- Расчет теплопотерь дома. Концептуально – это довольно сложно, но человек с соответствующим образованием легко сводит задачу к простым арифметическим операциям в обычной электронной таблице.
Так вот. У меня есть ощущение, что в теме «Джедайских техник» и самоорганизации в практически нет ничего концептуально сложного (по крайней мере, если не брать во внимание логику, которая сейчас в моих глазах тоже становится частью «Джедайских техник»).
То есть, идею понять просто. Но вот практическое использование этих идей часто вызывает определенные сложности.
Кто понял, о чем я? Можете привести примеры практик, которые для вас оказались максимально простыми концептуально и одновременно с этим сложными в плане практического применения? Или наоборот - что-то такое, что оказалось очень сложно концептуально, но одновременно с этим очень легко на практике.
Прикопаю здесь этот коммент из телеги
Отредисить задачу или отулитить проект - сложность зависит от контента, который подаёт человек.
Если это очень просто, то вопрос: «а почему не сделано?»
Нет ли противоречия при корпоративном обучении, когда в группе ещё и начальник?
Мне кажется, что если человек пытается показать, что он не делает ошибок - он больше не обучением занят.
Подведу итог: по моему наблюдению в практиках, которые применяются в хулилогике и открытых классах, где была, - сложность задается не извне, а самим человеком.
Я всегда беру задачу по верхней границе сложности.
Знать не равно делать.
Из последнего с чем сталкивался: "Задачки как для обезьянки".
Объяснить саму концепцию рационального типа и "деятельной обезьяны" не сложно, потому что она обладает яркой метафоричностью. Легко представить, поверить, согласиться.
Беда начинается, когда новичок пытается сформулировать задачу по-новому. Если он никогда этого не делал, то и формулировки всё равно получаются переусложнёнными, неправильными.
Пока не пройдёт несколько итераций "сформулировал - не сделал - пострадал - переформулировал" и если человек при этом не сдастся - получаться и не начнёт.
... не значит ли это что практическая сложность свойственна именно прокачиваемым навыкам?)
тайм-блокинг сейчас обсуждали в тг клуба: концептуально всё легко, объединяй задачки в блоки, привяжи блоки к часам в расписании — делай )
Еще из примеров по этой теме - это Скрам. :)
Понять фреймворк очень легко, весь гайд умещается на 13-16 стр. (в зависимости от версии). Но как его сложно практиковать!!!
По моей практике из 10 случаев когда люди говорят, что у них Скрам, примерно в 9 случаях, после задавания нескольких ключевых вопросов, оказывается, что не Скрам, а просто события фреймворка соблюдаются. В общем "ритуалы" есть, а профита нет (регулярного Инкремента и постоянного совершенствования процессов).
Видимо, из-за этого и появилась такая профессия как "Скрам Мастер".
Согласно гайду, одной из его ключевых обязанностей и является обеспечение того, чтобы все участники процесса (и команда разработки и стейкхолдеры) понимали что такое Скрам и соблюдали ВСЕ его правила, без исключения.
В общем концептуально Скрам очень прост, а вот в исполнении для большинства людей оказывается очень трудным.
2-5 минутные перерывы, тривиальны концептуально но не просто наладить их регулярное выполнение и мне и окружающим.
Концептуально сложное сложно освоить, когда освоил дальше делать не сложно. Хоть создание игровых миров, хоть распределенные вычисления map/reduce.