Про силу и слабость метафор (фрагмент третьей книги)

 Публичный пост
2 июня 2023  3570
Вот это поворот!

Подводим к теме

В одной из групп, где я преподавал «Джедайские техники» мы использовали логические инструменты для анализа причин сопротивления тем или иным практикам.

С одним из студентов состоялся примерно следующий диалог:
-- Я не готов начинать день с выполнения пусть даже важной задачи вместо того, чтобы разобраться с мелочью или разгрести почту
-- Почему же?
-- Я так медленнее буду работать.
-- И в итоге сделаете меньше важных дел?
-- Да, и в итоге сделаю меньше важных дел.
-- Хм… Интересно. Практика «начать день с важной задачи» как раз и нацелена на то, чтобы в итоге сделать больше важных дел, а вы утверждаете, что результат будет противоположный
-- Ну видишь ли, самолету, чтобы взлететь надо же разогнаться…
-- Стоп, то я есть я правильно понимаю, что:

Чем-то напоминает ту самую улитку (улитка - это и есть диаграмма на рисунке выше), которую я приводил (это в книге приводил, здесь пока не приводил :-) ) в качестве иллюстрации не относимого обоснования:

Конечно, если относиться к метафоре буквально, то да, с точки зрения логики такое заключение кажется ошибочным, если не сказать - идиотским. Но это не говорит о том, что метафоры вредны или бесполезны. Если правильно использовать метафоры, то мы можем понять то, что без них бы не поняли.

Работа с метафорой

То, о чем пойдет речь дальше, чем-то будет напоминать «Технику переноса мастерства» из книги Тимура Гагина о новом коде НЛП.
Давайте покажу это на примере другой улитки, тоже имеющей обоснование в форме метаора.

Есть еще одна прекрасная практика «Джедайских техник»: «2 минуты ничего не делать». Смысл в том, что мы время от времени останавливаемся и… ничего не делаем.

Часто я объясняю пользу этой практики при помощи метафоры с гонками:

ты не поедешь быстро, пока не научишься тормозить.

Согласитесь, в таком виде улитка тоже не кажется убедительной:

Но давайте рассмотрим оригинальную улитку:

И теперь подумаем том, какова природа связи между навыком торможения и скоростью прохождения круга?

Разбираемся в деталях:

  1. Трек – это замкнутая траектория
    • На треке присутствуют участки с различным радиусом кривизны. Если что, то прямой отрезок – это бесконечный радиус кривизны.
  2. Максимальная скорость движения по траектории зависит от радиуса кривизны, потому что сила трения (удерживающая аппарат на треке) должна превышать центробежную силу, возрастающую с увеличением скорости и с уменьшением радиуса,
  3. На прямых участках (или участках с большим радиусом кривизны) я могу себе позволить ехать с большей скоростью, а на участках с меньшим радиусом кривизны эта скорость будет опасной (опасная скорость означает ту скорость, когда силы трения шин с поверхностью не хватит для компенсации центробежной силы)
    • Перед участком с маленьким радиусом кривизны мне нужно сбросить скорость, чтобы не вылететь с трассы,
    • Перед участком с большим радиусом кривизны мне нужно ускориться, чтобы снизить время прохождения круга…
  4. У моего транспортного средства ограничена: максимальная скорость, ускорение и замедление. То есть, я не могу двигаться с бесконечной скоростью, а так же мгновенно ее уменьшать или увеличивать, я лишь могу создавать причины изменения скорости: открытие дроссельной заслонки, изменение передачи, повышения давления в контурах тормозных механизмов.
  5. Мое транспортное средство обладает инерцией. Если я открыл дроссельную заслонку, то мое транспортное средство начало разгон. Если я резко закрою дроссельную заслонку, то скорость не вернется к начальному значению. Я продолжу двигаться быстро.

Еще раз и чуть проще. Если я буду ехать по треку с постоянной скоростью, то эта постоянная скорость будет ограничена безопасной скоростью прохождения самого крутого поворота. А это означает, что я буду терять время на всех остальных поворотах и прямых участках, где мог бы ехать быстрее.

Чтобы не терять время мне нужно на каждом участке трека ехать с максимально возможной для данного участка скоростью: на прямых и пологих участках эта скорость будет ограничена возможностями моего транспортного средства, а на крутых поворотах – центробежной силой и силой трения шин.

В свою очередь это означает, что я максимально быстро разгоняюсь там, где можно ехать быстро, но с учетом того, чтобы я успел сбросить скорость до безопасной перед очередным крутым поворотом. Если я начну тормозить слишком рано, то я потеряю время. Если Буду тормозить слишком поздно или недостаточно эффективно, то не удержусь на траектории.

Надеюсь, с гонками понятно почему без уверенного владения техникой торможения я не смогу ехать по-настоящему быстро. А теперь давайте посмотрим, какие понятия встречались нам в этом объяснении и найдем аналоги этим понятиям в нашем контексте с продуктивностью. К сожалению, не могу вставить таблицу таблицей, поэтому вставлю ее сюда картинкой.

Посмотрите на эту таблицу, можете теперь дать ваш вариант правильного обоснования улитки про «ничего не делать 2 минуты»?
А как бы вы проанализировали метафору для улитки «начать день с важной задачи, а не мелочи и проверки сообщений»?

Вот для чего еще нужны хобби – вы расширяете места, где можете выковать мастерство и потом перенести его в другую область.

Связанные посты
12 комментариев 👇

Если я регулярно останавливаюсь на 2 минуты ничего не делать, то я выполняю свои дела быстрее, потому что в поединке важно уметь расслабляться, чтобы победить.

Анализ ещё попробую. Пока набросок. Но интересно.

  Развернуть 1 комментарий

Последний абзац заставил задуматься.

В мыслях часто проскакивает убеждение, что модели поведения из одной деятельности в совсем другую не похожую переносить не стоит. Ибо жизнь сложная, деятельность совсем разная и ты можешь не учесть какой-то момент. Да и сравнения кажутся слишком абстрактными.

Поэтому скептично отношусь к статьям по типу "Какие применить стратегии древней игры Го в бизнесе" или таким же книгам

С другой стороны. Некоторые модели поведения, которые позволяют достичь мастерства в хобби, можно применять и в работе или жизни.

Может потому что они относятся не к конкретной деятельности, а к нашему отношению поведения в этой и в любой деятельности? К нашему способу принимать решения, к нашему отношению к принятию решений?

Банальное лишний раз подумать, прежде чем сделать.

  Развернуть 1 комментарий

@cowabunga, вижу в жизни, что наличие разных способов взаимодействия с действительностью (при разных активностях) - повышает вероятность решения проблемы. Ибо мы неосознанно применяем весь привычный инструментарий.

Банальное лишний раз подумать

Это, извини, последний рубеж 🤪 и не у всех случается

  Развернуть 1 комментарий
denis.gritsiyenko Senior Construction Manager 6 июня 2023

Начинать день с важной задачи полезнее чем разобраться с мелочью, потому что то что вы начнете делать первым, то вероятнее будет закончено чем последующее. Не лучше ли увеличить вероятность закончить что то более полезное чем менее?

Метафора.
Вы пришли к стоматологу с зубом мудрости с кариесом, который вот вот станет проблемой. Вместо его удаления, вы решили сделать косметическую чистку и вениры, а на зуб мудрости у вас не хватило времени и денег(мыслитоплива). Через 2 недели, зуб мудрости перешел в острую фазу и вас госпитализировали 

  Развернуть 1 комментарий

@denisgritsiyenko, да, но... Ты вышел после госпитализации и с венирами и без зуба мудрости, еще и кариес вылечили. А так бы пришел удалить зуб мудрости, его бы удалили и из-за неприятных впечатлений за венирами так бы и не обратился :-)

  Развернуть 1 комментарий

Метафора - это не плохая модель, или пример из другой области
Метафора не может ответить на вопрос о сути причинности.

Метафора может помочь сформировать понимание. Но, буквально, по определению, метафорой невозможно ничего обосновать. Это иструментарий из другой области, применение которого для построения логических цепочек, методологически неверно.

  Развернуть 1 комментарий

Про практику двух минут - это уже лежит в области доказательных эспериментов работы дефолт-системы мозга. Обоснование лежит в исследованиях, никаких метафор, примеров, все достаточно скучно, прозаично, но для кого-то контринтуитивно.

  Развернуть 1 комментарий
denis.gritsiyenko Senior Construction Manager 7 июня 2023

Пришла идея. Использование метафор испольуется в Библии в виде притч. Хотя наверное притчи это следующий уровень, где присутствует сюжет. Но почему они использованы?

  • они упрощают сложные концепции
  • storytelling
  • подталкивают к саморазмышлению
  • происходит обучение через эмоциональное воздействие

Из последнего поста в телеграме от Максима гопники с туду листами один из вариантов использования притчи 

  Развернуть 1 комментарий
Маргарита Тюхтяева Персонаж книги/ автор/ строитель Эпичный Джедай 12 июня 2023

«Привет» твоему собеседнику!
Начинаю день с мелких задач потому, что это помогает мне разогнаться на них.

Невозможно приехать на автобусе в спорт-зал, подойти к штанге и … раз - поднял самый большой вес.
Ты разогреваешь мышцы (надо угнездиться, чтобы все отвлекалочки сработали и из нейтрализовать, всем напихать дел и … пока все заняты, а ты спокоен!!! Это очень важное состояние, но попой оно проверяется только на рабочем месте - тогда - ты начинаешь творить…

Или сначала снять острое, мелкое, но как камушек вынуть из кроссовка.
Еще организм может быть «выгоревшим» и он физически НЕ может делать большое дело.
На мелких как по лесенке:

  • спланировал
  • разобрал почту
  • отправил сообщение
  • написал работнику…

Каждый следующий этап фактически дает авторизацию и ты становишься как бы выше… и с этой высоты можешь следующую задачу брать - тогда в конце сможешь и большое начать

  Развернуть 1 комментарий
Анастасия Антоненко Технический писатель 22 июня 2023

ваш вариант правильного обоснования улитки про «ничего не делать 2 минуты»?

Если регулярно останавливаюсь на 2 минуты ничего не делать, то я выполняю свои дела быстрее, потому что не приходится переделывать

  Развернуть 1 комментарий
Глеб Попов Собираю требования и помогаю бизнесу внедрять ИТ 23 июня 2023

У меня есть несколько протестов к тексту статьи.

  1. Начинать день с важной задачи - отличная практика, но как измерить важность задачи? Может быть ощущение подгорающей пятой точки сильно повышает важность проверки почты утром?

Кроме того, а кто сказал что "важная" = "большая и трудная"? :)
Опять странные прилагательные, трактуемые всем по-разному.

  1. Аналогия с разминкой, когда мы тренируемся на простых и нужных задачах, выглядит очень уместной. Голова тоже тренируется, по аналогии с телом. Например, @rustamagamaliev об этом пишет, репетиторы по математике предлагают начинать с простх задач, а затем переходить к сложным. Т.е. опять есть некое противопоставление "важной" задачи и "мелкой".

Здесь, как мне кажется, уместно заметить, что только разминаться нельзя. Если сконцентрироваться только на разминке, то сложно будет переходить к основной части запланированной работы (как на тренировке, так и нет).

  1. Аналогия для силы трения в качестве остроты ума кажется притянутой за уши. Сила трения = внимание. Именно внимание помогает нам сохранять концентрацию на задчах и продолжать действовать, подмечая необходимые детали на большой скорости.

  2. Аналогия для тормозной системы также есть у Тимура Гагина, упоминавшегося в статье, в Новом Коде НЛП - это якорь. Истекший таймер Pomodoro, например, а, может быть, и уведомление о предстоящей встрече или ещё какое-то событие. Правда не всегда удаётся затормозить.

Если поменять аналогии, то кажется, что метафора, сопоставляющая трек и продуктивность, становится достаточно уместной.

  Развернуть 1 комментарий
Valery Man Оркестратор проектных процессов с продуктовыми замашками 6 июля 2023

Отличная тема. Продолжая тему метафор и авто: когда упираешься в лимит скорости на второй передаче, тебе нужно отпустить газ для переключения на третью.
Очень плотная связь с техникой Pomodoro

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб