Мысли вслух. Часть вторая. О форме и содержании.

 Публичный пост
30 мая 2023  202

Сначала думал, что большие посты это зло, но потом заметил, что читают в основном посты Максима, и перестал переживать из-за много-букв.

Хочешь найти что-то хорошее и бесплатно - придется порядком помудохаться, ведь качественный материал может быть похоронен под добротным культурным слоем. Конечно есть обучающие площадки, сайты и ютуб, но с нюансами. Информацию превращают в товар с платным доступом. По премиум прайсу доступ вечный, и такой инфотокен должен обновляться командой специалистов (по идее). Надо только чтобы ресурс/площадка не держалась на каком-либо одном персонаже. В случае если роль площадки играет собственный сайт/форум/блог, то на этапе выгорания автора его ресурс приходит в упадок или вовсе исчезает со своими сокровищами в небытие. Тогда все, кто успел хоть что-то утащить из этого Эльдорадо, становятся обладателями своеобразных реликвий.

Не будучи экспертом подвергнуть сомнению качество платных материалов очень сложно, а до оплаты обычно вообще невозможно. Некоторые источники просто закрытые - клуб/секта/масонская ложа... В случае с платными источниками, мы должны платить за то, что команда специалистов сделает из обильного потока инфо что-то легкое, осмысленное и доступное, но так не везде и не всегда. Собственно из-за возможности заработать на ленивых или занятых, из-за собственной лени сделать хорошо, из-за недостаточной экспертизы в освещаемой теме, и рождается весь тот культурный слой, что скрывает за собой материалы хорошего качества. Между тем часть авторов регулярно дополняет базовый материал своими фишками, тонкостями и разными хитростями, полученными из собственного опыта (неважно платный или бесплатный контент).

Если автор не является экспертом по освящаемой теме, то итог не очень. Если он эксперт по освящаемой теме, то не факт, что он со своей экспертизой сможет доступно объяснять освящаемую тему. Даже если с доступностью все хорошо, лень (или осознанное рукожопие) заставляет останавливаться на самом простом формате - видосиках.

Т.к. большинство авторов преследует одну меркантильную цель, то их материал обычно не сводная компиляция, а их творческое видение. Видео-формат к этому подталкивает. Базовый материал представляет интерес только для новичков, а фишки и лайфхаки являются именно тем, ради чего стоит знакомиться с очередным подобным творением. Если наскрести от множества авторов все их фишки, и добавить к базовому материалу, то получится именно то, что нужно. Но это формат энциклопедии/справочной, в которой меркантильные интересы авторов отходят на задний план.

Делать такую сборку по моему мнению надо как раз НОВИЧКАМ. Это будет полезнее для них (ведь изложение изученного в виде пусть даже кривой картинки улучшит усвоение, но об этом почему-то все забывают), для их работодателя, и не придется отвлекать от дел кого-то с высокой стоимостью оплаты за час. Последние нужны только для проверки итоговой компиляции материала, и добавить пояснения, обратить внимание на нюансы, или указать на ошибки. Материал в итоге будет понятнее для других новичков, т.к. будет изложен более простым языком, и с некоторыми не всегда очевидными деталями. И желательно в виде текста, чтобы в дальнейшем его можно было легко обновить, а всех страдающих тыкать в него носом. В моей личной вариации цикла "Обезьяно-Дао" добавлена опциональная штука как "Записать описание/решение незнакомой фигни" (вложенный мини-цикл переварил-схоронил) - отчасти это имитация перекрестного самоопыления при обучении в группе или обучения кого-то другого (или будущего себя через год, когда проблема будет забыта?).

Когда-то задавался вопросом о формате - что-то вроде этого https://club.mnogosdelal.ru/battle/2312/ и пришел к такому списку:
Видео
[+] трудозатраты: легко и быстро создать (можно даже без монтажа, оставив неточности, оговорки и ошибки)
[+] условия: доступно - можно просто слушать
[+] детали: в идеале покажут все от и до (но если появляются выпадения процесса, или про что-то забудут упомянуть, то эффект будет так себе)
[+] нюансы: в ходе демонстрации могут быть продемонстрированы и прокомментированы мелочи, не отображаемые в документации
[-] восприятие: могут быть проблемы с микрофоном, голосом, слухом, посторонние шумы
[-] навигация: если что-то непонятно, надо перемотать назад, переслушать заново, в больших видео плохо
[-] модификация: при необходимости что-то изменить все печально
[-] копипаст: нельзя скопировать текст из видео
[-] примеры: для демонстрации могут быть подобраны неудачные примеры (когда делают запись на ходу)
[-] порядок изложения: не все авторы готовят план для видео, у некоторых мысль скачет слишком хаотично
[-] ахтунги: могут происходить непредвиденные уходы от темы с серьезными временными затратами
[-] усвоение: надо запоминать большими кусками (работать обзорно с большим блоком инфо вообще невозможно), надо ставить на паузы, рефлексировать, неудобно при совмещении с практикой
[-] безопасность: можно случайно показать то, что не нужно показывать другим (личные логины/пароли и прочее)

Текст
[-] трудозатраты: долго и трудоемко (план, черновик, формулировка, коррекция)
[-] условия: для знакомства с текстом обычно нужна более комфортная обстановка, чем при прослушивании/просмотре видео
[-] детали: мелочи часто опускаются, но и обучающийся может не понимать что он пропустил что-то важное
[-] нюансы: из-за собственной "экспертности" можно забыть указать или вовсе не упоминать нюансы, их описание требует много текста и картинок
[-] восприятие: порядок неудобный в предложении слов мозгу может дополнительные причинять страдания
[+] навигация: перемещаться по тексту взглядом вперед-назад намного удобнее, легко найти нужный блок
[+] модификация: легко менять наполнение и порядок, обновлять
[+] копипаст: текст можно скопировать со страницы
[+] примеры: пример для текстовой версии подобрать легче - можно заранее, можно добавить потом, у него больше шансов оказаться хорошим
[+] порядок изложения: при изложении в тексте у мыслей больше шансов выстроиться в удобоваримую последовательность, всегда можно поправить
[+] ахтунги: непредвиденные моменты в тексте не появляются
[+] усвоение: объем информации, извлекаемой из текста для каждой итерации, можно подобрать индивидуально, что особенно удобно при совмещении с практикой

- зависит от среды: картинки на корпоративной энциклопедии могут "побиться/потеряться"
- зависит от автора: можно перегрузить инструкцию лишней или чрезмерно детализированной информацией - надо отделять обучение решению проблемы от обучения пользоваться инструментами
- зависит от автора: навигация, оглавление, ссылки на другие страницы

Итого лучший результат будет при использовании двух форматов, когда один дополняет другой...
Но это все фигня т.к. проблемы обучения могут быть в связны с чем-то ускользающим от внимания или простым и очевидным с точки зрения автора, с чем-то лежащим рядом с основной темой. Чтобы научиться бегать сначала надо научиться ходить, а перед этим ползать. То есть наличие элемента наставничества очень полезно, особенно в начале, когда непонятно оптимальна ли емкость текста и есть ли необходимые базовые навыки/знания/умения.

Условно можно представить треугольник с вершинами - интересами и особенностями подачи инфо:

Фабула поста:
Как можно улучшить накопление и передачу знаний/опыта.

Аватар Ralentar
Ralentar @Ralentar
Администратор проектаАБР Тех
📍Воронеж, Россия

Практикующий софист
Истина, может быть, и одна, а вот граней у нее великое множество.

Связанные посты
1 комментарий 👇

По-моему, это ОЧЕНЬ сильно зависит от природы информации.

Как включить отладочный вывод через SWO в STM32CubeIDE - лучше смотреть по видео (нажать сюда, в это поле ввести то-то, в этом меню выбрать такое-то подменю и в нём такой-то пункт, тут эту галочку поставить и т. п.)

Как изучать язык программирования по видео - вообще не представляю. Только текст (и крайне желательно копипастабельный).

Кстати, описания форматов данных (поддержку которых реализую) я зачастую превращаю в электронную таблицу - потому что это самая удобная для меня форма. Особенно если формат с битовыми полями. Это тоже считать за текст или отдельная форма представления?

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб