Деминг и операциональные определения (фрагмент третьей книги)

 Публичный пост
11 мая 2023  834

Возобновляю выкладку фрагментов третьей книги... Предыдущие фрагменты можно найти здесь.

А еще я придумал, чем вы мне можете помочь, помимо вычитки и комментариев к самому тексту:

Шлите в комментарии МЕМАСИКИ, которые на ваш взгляд лучше отражают смысл этого кусочка.

Прилагательные обычно обозначают какие-то свойства явления или вещи. Подавляющее большинство прилагательных – мутные и крайне сложно дать им определение, но с практической точки зрения нам не так уж важно именно строгое, четкое определение. Куда важнее является процедура, которая поможет нам убедиться в наличии или отсутствии этого свойства.

В моем понимании именно это подразумевал Эдвардс Деминг под термином операциональные определения. Более-менее эта концепция описана у Генри Нива.

Давайте приведу пример. Мы встретились с друзьями и начали играть в слова: ведущий достает карточку, на которой написано слово, и все игроки за одну минуту должны составить как можно больше слов из букв слова на карточке. Конечно же, чтобы игра была честной все составленные слова должно быть существующими. И тут начинается самое интересное… А что значит существующее слово? Каждая спорная ситуация в игре несет риск превратить вашу игру в лингвистическо-языковедческий дискурс. Но здесь можно дать операциональное определение: существующее слово – это такое слово, которое мы найдем в толковом словаре по такой-то ссылке в интернете.

Конечно, это определение термина «существующий» может вызвать еще одну волну дискуссий, типа: «А если вдруг у тебя интернет на смартфоне кончился, для тебя вообще больше никакое слово не существует?». Если у вас возникло это же возражение, то как его снять описано в отдельном разделе книги...

Приведу еще один пример операционального определения. Как-то мы собирали группу на один из наших курсов и для этого решили провести демо-урок. Но изначально было не понятно, на сколько демо-урок будет интересен, поэтому мы решили его провести, только, если нашей аудитории это будет интересно, а если интересно не будет, тогда мы займемся чем-то другим. Но что значит «демо-урок интересен»?

Мы операционилизировали это понятие следующим образом: создали отдельную группу в мессенджере и сказали, что если в назначенный момент в этой группе будет находиться более, чем 50 участников, тогда мы будем считать, что демо-урок аудитории интересен и мы его проводим.

Безусловно, тут тоже можно привести массу возражений:

  • А что, если урок интересен, а время было не подходящее?
  • А что, если урок интересен, но я не увидел первоначальное объявление?
  • А что, если урок интересен, но я не хочу, чтобы это увидели другие?

Да и вообще, как можно измерять заинтересованность в чем-либо числом подписчиков какой-то группы?! Если вы тоже так считаете, то будьте готовы, что часто словесные ярлыки навешиваются не исходя из ваших представлений о стоящих за ними смыслах, а исходя из конкретных целей того, кто навешивает. У нас была конкретная цель – нам нужно было много человек…

3 комментария 👇

Какой резкий переход с прилагательных к операциональным определениям и Дёмингу :)

  Развернуть 1 комментарий

  Развернуть 1 комментарий

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб