Один из самых часто задаваемых вопросов при обучении групп джедайским техникам звучит следующим образом: «У меня каждый день задач больше, чем я могу сделать. Как мне правильно расставить приоритеты?».
Раньше я безумно расстраивался от того, что не знал хорошего ответа. Не понимал, как именно этому человеку в какой-то вполне конкретный день понять, что для него (и для него ли) важнее всего. Да и вообще, словарь Ушакова утверждает, что у слова «приоритет» множественного числа нет, поэтому приоритеты расставлять грамотным людям очень сложно.
Как-то раз решил перебросить этот вопрос группе. Спрашиваю:
-А кто и как решает, что делать, а на что можно подзабить?
-Для меня у чего срок сдачи ближе, то и самое важное – сказал кто-то в зале.
-А для меня важно, от кого пришла задача. Есть список людей, которые всегда с самой высокой значимостью, а есть те, кто могут и подождать – вмешался ещё один собеседник.
-А я всё меряю возможной выгодой задачи для компании. Сколько заработаем или потеряем – это и есть критерий – подхватил третий.
Эти трое работали в одном месте. В смежных подразделениях. Пользовались совершенно разными критериями при приоритезации и при этом оставались на хорошем счету.
Поэтому есть предположение, что приоритет – весьма субъективное интегральное понятие, сильно привязанное к моменту времени. Складывается из сотни факторов, определяемых, как самим расставляющим, так и (очень часто) людьми вокруг него.
Поэтому тренер крайне редко знает о том, как правильно расставить приоритет конкретному человеку в заданный момент времени (сложно настолько вжиться в чужую шкуру за короткий промежуток времени). Если уж и советовать, то есть две известные техники.
Первая (простая): убрать все задачи из «сегодня» в «на неделе», сделав сегодняшний список пустым. Дальше пробежаться по всему получившемуся списку из «на неделе» и вытащить ровно одно дело в «сегодня» соответствии с сегодняшним субъективным видением приоритета. Сделать его, записать в «на неделе» следующий шаг. Повторить с самого начала.
Тут фокус в том, что имея всего одно дело в «сегодня» вы сводите к минимуму влияние закона впихивания и не оставляете выбора в том, чем заняться (подробнее об этом здесь).
Вторая (сложная). Провести сортировку пузырьком списка задач в соответствии с текущим пониманием приоритета (выполняя попарное сравнение задач друг с другом и меняя их местами, если порядок не верный). Способ весьма трудозатратный (и даже Википедия пишет, что «этот алгоритм — простейший, но эффективен он лишь для небольших массивов»), но в конце гарантирующий максимально приоритезированный список.
А вот пользоваться ли этими техниками или, стоит начать с чего-нибудь другого – это совсем иной вопрос.
Во-первых необходимо выделить задачи с жесткими сроками. Их хочешь-не хочешь необходимо делать в первую очередь. Потом делаем все остальное, учитывая наши среднесрочные планы, важность задачи применительно к сегодняшней ситуации и подходящий контекст.
Отличный пост! "Сортировка пузырьком" называется непростительно просто по сравнению с содержанием)
Я расставляю приоритеты к задачам в зависимости от прогнозируемой затраты мыслетоплива на эту задачу. Если придется много думать, то делаю её в начале рабочего дня, а рутинные задачи которые можно сделать с половиной мозга- на конец рабочего дня)
Иногда, конечно, обезьянка хватается за понятное и интересное когда сложные задачи не причесаны по обезьянопонятным формулировкам(
В отношении рабочих задач эта штука поддается эскалированию. Мы с моим непосредственным руководителем договорились раз в неделю садиться и расставлять порядок, в котором надо делать задачи (элементы проекта). Правда, у меня с ним действительно очень хорошие рабочие отношения и взаимное доверие присутствует.
А в отношении личных задач мне кажется с приоритетом меньше проблем - свой шкурный интерес всегда более-менее понятен.