Про чаты. Старперского нытья пост.

 Публичный пост
27 июля 2022  913

Определение, что "Чат - это бесконечная встреча случайными людьми, лишенная какой-либо повестки" я встречал несколько лет назад в книге создателей Basecamp.

А вот хорошее напоминание о вреде чатиков от Фёдора Борщева в его статье 6-ти летней давности. Как пишет Федор, сейчас все стало только хуже.

Замкнутый круг

Мое личное мнение - полностью поддерживаю. Мало того, у меня складывается ощущение, что дальше будет еще хуже, так как это замкнутый круг:

1️⃣ Людям некогда остановиться и подумать
2️⃣ Появляются косяки и факапы
3️⃣ Косяки и факапы надо быстро чинить
4️⃣ Для быстрой починки нужны быстрые коммуникации
5️⃣ Из-за обилия быстрых коммуникаций людям некогда остановится и подумать и мы идем обратно в 1️⃣, твердо убежденные, что только быстрые коммуникации способны нас спасти.

Чтобы осознать всю опасность этого замкнутого цикла нужно остановиться и подумать, но см. 1️⃣
____________________________________________
*Ну вот, перед вами Винни-Пух. Как видите, он спускается по лестнице вслед за своим другом Кристофером Робином, головой вниз, пересчитывая ступеньки собственным затылком: бум-бум-бум. Другого способа сходить с лестницы он пока не знает. Иногда ему, правда, кажется, что можно бы найти какой-то другой способ, если бы он только мог на минутку перестать бумкать и как следует сосредоточиться. Но увы — сосредоточиться-то ему и некогда.

А. Милн, Винни-пух и все-все-все
____________________________________________

Про небрежность

Я полностью согласен с Фёдором, что общение в чатика - небрежное. Если тебе что-то можно сделать не включая мозг, то очень часто ты будешь это делать не включая мозг.
Конечно, мы тут часто слышим, что "В чате же удобнее", "В чате же проще", не задумываясь для кого удобнее и для кого проще? У меня на YouTube-канале был отдельный видос посвященный неполным фразам. Но если кратко, то в коммуникациях участвуют минимум двое. Важно убедиться, что выбранный путь коммуникации удобен не только инициатору и все происходит по взаимному согласию.

А тут часто получается, что в чатах удобно не все и не само по себе, а в чатах удобно:

  1. Автору
  2. Написать сообщение
  3. Не вдумываясь в его содержание

А вот удобно ли получателю его потом обработать?... С нашего конца вылетело, проблем нет...

Просто нытье

Вот я иногда продалбываю задачи. Да, должен в этом признаться. Но большинство из тех задач, что я продолбал и упустил... были поставлены в чате.
С почтой проще, там коммуникационной единицей является сообщение. В чате единицей коммуникации является - чат. Если вдруг тебе прилетело сообщение в чатике и ты такой: "ой, надо не забыть, отмечу непрочитанным" (да-да, так не правильно и мы все это знаем, что нам не мешает так поступать), то стоит в этом же чатике прилететь новому сообщению... Предыдущее почти наверняка теряется.

С другой стороны...

Может, это все и не так уж и плохо?... В любой компании все перегружены, у всех задач больше, чем они способны сделать, поэтому все равно какую-то часть придется НЕ делать. А тут есть прекрасный, исправно работающий, универсальных механизм по их продалбыванию...

11 комментариев 👇
Александр Скачков, Руководитель финансовой службы 27 июля в 14:37

Я всем своим ближайшим коллегам однажды сказал (и периодически напоминаю) - задача, обозначенная мне в чате, исполнена не будет. Хотите гарантий - пишите почтой. А чат для меня - просто болталка.

  Развернуть 1 комментарий
Настя Унрау, Фея чатиков, куратор по личной эффективности. Команда Клуба 28 июля в 05:47

Я вот вчера на созвоне про зелёные задачи тупила и не понимала чего от меня хотят участники, пока Аня не сформулировала обезьянопонятное действие "Настя, расшарь экран и дай нам возможность обсудить слайды" 😅

Даешь обезьянопонятные полные фразы во всех сферах жизни!))

  Развернуть 1 комментарий
Антон Жулитов, Разработка ПО, руководитель. 28 июля в 11:11

Ну кстати скажу пару слов в защиту чатиков.
Тут же как всегда дело не в инструменте как таковом а том как люди его используют.

В Тиньке у нас был Слак. Там было много чатиков. В большинстве чатиков писали немного и по делу. (а в других нет задач и важного ... я там завел чат про культуру и кидал где что идет интересного) Ответы человеку шли в тредике и туда заглядывали те кому интересно. Получался такой как бы форум ... Получется ребята в слаке переизобрели форум прикольно. Эффект убегания чата и "хрен там что найдешь" СИЛЬНО смягчался.

В большинстве чатов созданных по делу были роли. В чате "вопросы по сервису скоринга" были разработчики скоринга которые могут на эти вопросы ответить. В тредике и все остальные которые могут их задать. Часто кстати задать их можно было только спец формой которая заставляла минуту подумать :-) А среди отвечающих часто выделялся дежурный, который поглядывал в чатик часто и отвечал или тегал того кто может ответить. Такие теги это уже по сути задачки, их не немного и слак их показывает отдельным списком.

Я бы тут задумался и методике разумного пользования инструментом :-)

  Развернуть 1 комментарий

@Hedin, слак — норм. Именно тем, что он упорядочивает поток, разводя темы по тредам.

В телеге надо очень сурово обозначать правила коммуникации, чтобы чат не стал помойкой.

На моей памяти это получилось у двух главредов. Что характерно, ни один из них не относится к типу «я-всегда-на-связи-и-работаю-сутками».

  Развернуть 1 комментарий
Давыдов Александр, ТаймМенеджмент.рф - основатель проекта 28 июля в 13:10

Мы в компании 3ndfl.com Заполнение налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ используем чаты в ВК как способ коммуникаций.
У нас есть темы чатов:
главный,
клиенты,
текучка,
отчеты,
чат конкретного сотрудника,
курилка/флудилка
и ряд других...

Так как не все и не всегда находятся в офисе, то чаты нас спасают в коммуникациях.

Когда ВК запилит реакции на конкретное сообщение будет вообще огонь и можно понимать "статус поставленной задачи"

Все необходимые задачи мы потом переносим в АМОсрм и другие отчеты в ГуглЛистах

Чаты не зло, ими удобно пользоваться...

  Развернуть 1 комментарий

А всегда ли автор сообщения в чате должен заботиться о получателе и с уважением продумывать сообщение?

К примеру, если час мой работы стоит как чей-то день, то мне выгоднее в двух словах попросить в чате «что-то там подкрутить», и пускай человек разбирается, даже если у него это втрое дольше займёт.

Вокруг себя вижу, что многие так работают. Нельзя ли небрежность, типичную для чатов, считать своего рода делегированием – понимания и отслеживания списка задач?

  Развернуть 1 комментарий

@morozov, ну, этот вопрос можно экстраполировать до «а всегда ли мне надо уважать других людей». Каждый по-своему отвечает, конечно.

Но даже если думать только в терминах выгоды и эффективности, то плохо сформулированная задача требует больше времени, чтобы ее выполнить. Потому что 50% времени уйдет на выяснение, а чего, собственно, хочет человек, небрежно поставивший задачу.

И хорошо, если ещё у исполнителя есть такая подзадача в голове — «разобраться, что надо сделать». С высокой вероятностью человек просто побежит быстро херачить срань, т.е. выполнять задачу, как он ее понял, потому что небрежная формулировка допускала разные варианты.

Если компания может себе позволить — этически и экономически — тратить много человеко-часов впустую из-за того, что задачи не формулируются, то почему нет.)

  Развернуть 1 комментарий

@morozov, ИМХО с таким подходом подчиненные скорее всего скопируют стратегию руководителя и тоже ответят быстро или используют "проблема не на нашей стороне" как тоже "своего рода делегирование". И итого этот "важный человек" и времени потратит больше и все продолбает :-)
Хотя в том же слаке вполне практиковалась практика просто тегнуть человека в теме, если считаешь что ему надо туда посмотреть. Но тема к этому моменту уже была как то развернута.

Тут есть одно большое исключение. Чат где с одной стороны клиенты, с другой стороны какая то форма поддержки или персональных менеджеров. Вот клиенты могут не хотеть или не уметь думать и формулировать. Но тогда поддержка должна четко понимать, что ее обязанность в режиме интервью добыть потребность и пойти ее удовлетворять ...

  Развернуть 1 комментарий

@morozov, ну, если вас не интересует результат, то можно считать это чем угодно :)

  Развернуть 1 комментарий
Роман Юдичев, Анализ безопасности компьютерных систем 29 июля в 11:35

Если прямо вот надо задачу из чата сделать задачей в "экзокортексе", то можно, например, переслать сообщение боту Singularity App и задача будет создана автоматически.

При ежедневном ревью можно её переформулировать более формально и обезьянопонятно...

  Развернуть 1 комментарий
Щетинников Стас, директор по развитию 30 июля в 06:16

Как человек, работавший (да и работающий) с командами, у которых все почте, могу сказать, уж лучше оно было бы чате ;) Бессмысленные обсуждения с кучей участников можно организовать с помощью любого средства общения - и в чате, и вживую, и в почте. Как говорится, дело вовсе не в бобине.

По поводу чатиков и задач, у меня лично проблем с этим не было. Прочитал переписку, есть что-то нужное/полезное/важное? отметил, форварднул, записал в заметки и поехал дальше. Точно также как после личных встреч/созвонов и прочее.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб