Кто помнит, в какой момент в общеобразовательных школах отменили бумажные дневники и ввели электронную систему? По-моему те люди, которые минимум пару лет проучились с электронными дневниками уже вовсю работают на работах...
На мой взгляд электронный дневник - это пипец какое плохое решение. Это если смотреть с позиции меня, как обучающего людей принципам самоорганизации. Ведь школьный дневник помогал взрастить крайне важные установки:
- Домашку ты не запомнишь - запиши. Сам! Своими руками! Ну или сделай на уроке.
- Чтобы понять, что задано - посмотри дневник, там же записано. Тобой. Сделал? Отметь.
- Хочешь сегодня раньше уйти гулять? Погляди дневник, ты можешь какую-то домашку отложить на завтра и не огрести из-за этого? Появляются какие-никакие, но задатки планирования и привычки смотреть в будущее чуть дальше, чем просто завтрашний день.
С электронными дневниками, вроде как, все почти тоже самое, за одним маленьким исключением (поправьте меня, если я ошибаюсь): то, что ТЕБЕ нужно сделать там УЖЕ ЗАПИСАНО, но ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ
На мой взгляд минусы у такого подхода вот какие:
- Ребенка отучают от самостоятельного планирования. Вот этой мелкой моторики: в школе записал, дома посмотрел и сделал,
- Ребенку культивируют отношение к задачам из списка, как к чему-то записанным не им и вроде как не для него. Это же учителю надо, это же в его систем записано. Не исключаю, что потом из этого и формируется убеждение: "Жить по списку - это становиться биороботом". Конечно, если ты исполняешь чужую программу, а не свои планы - ты биоробот.
- Учителя - те еще распиздяи (ну или замучанные люди, что, кстати не исключает распиздяйства). Как я понимаю (поправьте, если ошибаюсь) это в порядке вещей вспомнить, что не внес в систему домашку поздно ночью, внести ее и тут же всем в родительские чаты написать: "Срочно, пипец, завтра всем принести модель атомной электростанции в натуральную величину из веток, желудей и муравьинных писюнов !!!"
- Как следствие п.3 появляется убежденность, что оповещения от чатов отключать нельзя, иначе упустишь что-то горящее (а тому факту, что это что-то стало горящим исключительно по распиздяйству вполне конкретных людей внимания не уделяется)
Я во многих местах сомневаюсь, потому как у моего ребенка в школе бумажные дневники есть. Жаль, только никто не проверяет их заполнение и они все равно домашку пересылают в общий чат, фотографируя доску.
А вы что думаете? Может, вообще поноем, что теперь школа не та и учат не так? :)
Немного чужого опыта, Франция. С первого по четвёртый класс только бумажный дневник. С пятого класса появляется электронная система, которая первая время существует параллельно с бумажным дневником.
Но система вполне вменяема: отдельно интерфейс для детей, отдельно для родителей. В достаточно минималистичном интерфейсе для детей есть расписание и список задач/домашки на неделю вперёд, где они проставляют галочки. Выглядит как какой-то тудуист с делегированными задачами (впрочем, домашка это и есть делегированные задачи). Моя дочь плавно вкатилась в эту систему и сейчас уверенно планирует домашку на горизонте нескольких дней.
Интерфейс для родителей более наворочен, там и отслеживание домашки, и оценки, и какие-то объявления, там же общение с учителями, если надо. Общение с учителями это обычно планирование родтельских собраний, сообщения о внезапной отмене урока, уведомления о пропуске или запрос родительского разрешения на какие-то активности для детей.
Никаких родительских чатов за пределами этой системы. Никаких!
Нойте сколько хотите, но наши дети растут в цифровой век (если, конечно, щас не долбанёт так, что окажемся в каменном). Так вот: надо учить детей использовать новый инструментарий по-умному.
Увы, школьные учителя за нас этому учить не будут, они сами новыми штуками пользоваться не умеют.
Родителям же никто не мешает научить своих детей вести свой таск-лист, где домашка и личные хобби будут в одном месте, так? Ну и чем это тогда отличается от взрослой ситуации, когда начальник вешает на работника таску в Jira?
А научить ребёнка ответственности за отслеживание и выполнение домашки? Многие родители почему-то считают своим долгом контролировать каждый день выполнение каждого упражнения. Личная история, конечно, не истина последней инстанции, но моя мама поинтересовалась всю ли я домашку сделала раза 2... т.е. 2 раза за все 11 классов. И училась я при этом большую часть времени на отлично. Дети так могут.
Что касается продалбываний со стороны учителей - это уже родительская ответственность, коллективная. Мы ответственны за создание адекватных (и по возможности комфортных) условий для наших детей. Если учитель требует что-то срочно сделать в 10 часов вечера - это не адекватно, тут надо или договариваться о переносе задания на следующую неделю, или скринить ДЗ в определённое время (например в 6 вечера) и требовать отмены всего, что было добавлено позже. На н-ный раз это станет закреплённой практикой. Делать это должны родители, которые не хотят в полночь лепить сатану из шишек, проклиная "Клавдию Петровну".
ИМХО, рассуждения в духе "Жить <нужное подставить> - это становиться биороботом" я слышала ещё в нулевых, когда ни о каких электронных дневниках в школах никто и не слыхивал. Думаю, это скорее связано с переходом из индустриальной экономики (где человек - это винтик, биоробот) к информационной (где человек - это ценность и источник общественного блага). Отношение к жизни и к людям меняется и мы пытаемся этим изменениям соответствовать, подстраиваться под них. При этом не всегда наши способы адекватны т.к. мы не знаем как надо жить в новых условиях и тыкаемся вслепую.
У меня большой негатив на электронный дневник, в первую очередь - потому что телефонов и компов у детей еще не было, а дневник смотреть надо было. И начинается беготня и бесконечное "мам, а чего задали". А в школе важно учиться именно этому - самому записывать задания, проверять что сделал на завтра, а что нет, да и просто портфель собирать по расписанию в дневнике легче (не пропустишь никакую папку с проектом или поделку). Спасибо учителям, которые настояли на бумажных тоже. По поводу п.2 - не задумывалась в таком контексте, но соглашусь. Задача записанная и сформулированная тобой лично воспринимается лучше во всех смыслах. Опять же память - когда ты что-то написал, что ты это точно запомнишь (по крайней мере у моего семейства так). Против фоток с доски ничего не имею, у нас работало в 1-2 классе как проверка "а все ли записал в дневник", а сейчас этим пользуются только болеющие. Опять же - на доске традиционно больше инфы, чем в электронном дневнике (что показывает отношение учителей к ЭД).
Фиг бы с ними, с домашками. Но это что – ушла эпоха людей, которые считают дни недели в уме, представляя дневник? Кошмар какой)
Про домашку в школах мне пока рано, моим 2 и 5, но то, что чаты это зло, это точно.
Ну то есть чат комьюнити для флуда или для обмена опытом на темы высокоорганизованных и не очень материй это норм. Но когда менеджер по планированию на полном серьëзе считает, что чат это место для орг объявлений это классный путь к авралам и пустой работе, в общем чате , среди сотни других сообщений, не увидел отмену задачи, ушел копать карьер, который уже никому не нужен , не увидел сигнал о выкате релиза, поздно начал тестить, сидишь до ночи, а потом, "а что вы в чат не смотрите ?! Все же написано"
Никогда не думала про дневники с точки зрения личной эффективности, но это ведь действительно список задач))) Если воспринимать его в этом контексте. то можно и лайфхаки все те же применять, что и для списка задач. По распределению мыслетоплива например, выделять уроки-зеленые задачки)) Спасибо за идеи!
Бумажный дневник не только детей дисциплинирует. Учителям тоже приходится давать домашку, страшно сказать, прямо на уроке! С электронным и правда легко три раза переписать задание, дать несовпадающее с тем, о чем сказали вслух на уроке, а потом с невинным видом предъявлять претензии детям, что они его не увидели.
Все еще усугубляется тем, что система электронного дневника непрерывно сбоит, и если у учителей это повод не выкладывать вовремя ДЗ, то у детей это не работает, только нервотрепка по ловле домашки, снятию скринов с ней и обмене в чатиках информацией, что же задано. Это очень прокачивает навыки коммуникации с одноклассниками и их родителями. Но к нормальному учебному процессу отношения не имеет.
Приходится отдельно учить ребенка планировать задачи. Имитировать дневник в блокнотах, планеровщиках и т.п.
Сын третий класс заканчивает, бумажный дневник есть со второго класса, вроде. Постоянно огребал за то, что не записал домашку, в электронный дневник смотреть не даём, да там и не всегда актуальная инфа.
В чатах тоже не сидит, у него кнопочный телефон с фонариком.
И, кстати, наш учитель дневники регулярно собирает и требует, чтобы родители подписи ставили каждую неделю.
Так что не всё так плохо :)
Примерно в тему: меня бесят лекторы и всякие выступанты, которые говорят "не надо ничего записывать, я вам всем потом пришлю презентацию". Иди ты лесом, нахрена мне твоя презентация, которая будет захламлять мне жёсткий диск или облако в почте, и которую я никогда в жизни не открою! Я запишу те мысли, которые были важны мне, а не те, которые были важны тебе, и запишу их туда, где потом приду на них посмотреть.
У моего первоклассника пока обычный бумажный дневник, который он сам заполняет (если не ошибаюсь, переписывают со школьной доски).
С "нытьем" полностью согласен, пока ничего хорошего по любые электронные школьные сервисы сказать не могу. Вопрос - кому и зачем это нужно?..
и смешно и страшно
начинать нужно с малого, и начинать с бумаги на мой взгляд очень даже хорошо, а по мере взросления, развития и потребностей можно начинать пользоваться и более сложными инструментами, в том числе и электронными. В старших классах это может и в плюс, но и то это тоже спорно
Интересно в Финляндии есть бумажные дневники? Эта страна вроде как сейчас одна из лучших в плане образовании .
Я однозначно за наличие бумажного дневника. И листать удобно, есть тело у документа в реальности( физические следы бурной школьной деятельности) и детям потом можно показать, в конце концов.
Как человек, которому ввели систему "электронный дневник" в 7 классе, скажу, что бумажные дневники по мимо того, что позволяют самостоятельно вести этот аналог списка задачь, решают множество проблем, например, было у нас такое, что из-за каких-то требований сверху сказали, что задание по одному из предметов на четверг будет записываться на понедельник, из-за чего была полнейшая неразбериха, так как преподаватель записывала всё не туда, куда изначально обозначила, а туда, куда придётся и что с этим делать было непонятно, каждый выполнял то, что хотел или вообще ничего. Другой момент в том, что я, зачастую, использовала дополнительные, оставшиеся пустыми строчки на конкретный день под информацию или задачи, которые к этому дню относилась, например, информация, что внеурочка перенесётся, или задача купить чистую тетрадь для практических работ по химии, а с появлением электронных дневников это всё теряется и если всплывает, то только в каких-то школьных чатах, обычно, поздно вечером, среди огромной кучи других, совершенно ненужных сообщений.
У любого продукта есть выгодоприобретатель, иначе продукт отмирает.
Бумажный дневник нужен был для детей, чтобы не забывали, смотрели свою успеваемость и пр. Во вторую очередь, родителям, и лишь в третью — учителям.
Электронный же дневник нужен учителям, потом уже родителям и в последнюю очередь — детям.
Вот как это видеться мне и поправьте, если ошибаюсь. Жаль, что образование перестает быть для детей.