Нытья старперского пост: Как жаль, что в школе у детей убрали дневники

 Публичный пост
13 мая 2022  1888
Как же я ору Голова!

Кто помнит, в какой момент в общеобразовательных школах отменили бумажные дневники и ввели электронную систему? По-моему те люди, которые минимум пару лет проучились с электронными дневниками уже вовсю работают на работах...

На мой взгляд электронный дневник - это пипец какое плохое решение. Это если смотреть с позиции меня, как обучающего людей принципам самоорганизации. Ведь школьный дневник помогал взрастить крайне важные установки:

  1. Домашку ты не запомнишь - запиши. Сам! Своими руками! Ну или сделай на уроке.
  2. Чтобы понять, что задано - посмотри дневник, там же записано. Тобой. Сделал? Отметь.
  3. Хочешь сегодня раньше уйти гулять? Погляди дневник, ты можешь какую-то домашку отложить на завтра и не огрести из-за этого? Появляются какие-никакие, но задатки планирования и привычки смотреть в будущее чуть дальше, чем просто завтрашний день.

С электронными дневниками, вроде как, все почти тоже самое, за одним маленьким исключением (поправьте меня, если я ошибаюсь): то, что ТЕБЕ нужно сделать там УЖЕ ЗАПИСАНО, но ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ

На мой взгляд минусы у такого подхода вот какие:

  1. Ребенка отучают от самостоятельного планирования. Вот этой мелкой моторики: в школе записал, дома посмотрел и сделал,
  2. Ребенку культивируют отношение к задачам из списка, как к чему-то записанным не им и вроде как не для него. Это же учителю надо, это же в его систем записано. Не исключаю, что потом из этого и формируется убеждение: "Жить по списку - это становиться биороботом". Конечно, если ты исполняешь чужую программу, а не свои планы - ты биоробот.
  3. Учителя - те еще распиздяи (ну или замучанные люди, что, кстати не исключает распиздяйства). Как я понимаю (поправьте, если ошибаюсь) это в порядке вещей вспомнить, что не внес в систему домашку поздно ночью, внести ее и тут же всем в родительские чаты написать: "Срочно, пипец, завтра всем принести модель атомной электростанции в натуральную величину из веток, желудей и муравьинных писюнов !!!"
  4. Как следствие п.3 появляется убежденность, что оповещения от чатов отключать нельзя, иначе упустишь что-то горящее (а тому факту, что это что-то стало горящим исключительно по распиздяйству вполне конкретных людей внимания не уделяется)

Я во многих местах сомневаюсь, потому как у моего ребенка в школе бумажные дневники есть. Жаль, только никто не проверяет их заполнение и они все равно домашку пересылают в общий чат, фотографируя доску.

А вы что думаете? Может, вообще поноем, что теперь школа не та и учат не так? :)

30 комментариев 👇
Станислав, Учёный-исследователь/преподаватель 13 мая в 10:01

Немного чужого опыта, Франция. С первого по четвёртый класс только бумажный дневник. С пятого класса появляется электронная система, которая первая время существует параллельно с бумажным дневником.
Но система вполне вменяема: отдельно интерфейс для детей, отдельно для родителей. В достаточно минималистичном интерфейсе для детей есть расписание и список задач/домашки на неделю вперёд, где они проставляют галочки. Выглядит как какой-то тудуист с делегированными задачами (впрочем, домашка это и есть делегированные задачи). Моя дочь плавно вкатилась в эту систему и сейчас уверенно планирует домашку на горизонте нескольких дней.
Интерфейс для родителей более наворочен, там и отслеживание домашки, и оценки, и какие-то объявления, там же общение с учителями, если надо. Общение с учителями это обычно планирование родтельских собраний, сообщения о внезапной отмене урока, уведомления о пропуске или запрос родительского разрешения на какие-то активности для детей.
Никаких родительских чатов за пределами этой системы. Никаких!

  Развернуть 1 комментарий

Да, в этой же программе родители видят меню столовой на неделю вперёд, чтобы не приготовить дома то же самое. Один из культурных шоков для меня был. ;)

  Развернуть 1 комментарий

@StanAr, А самый важный вопрос - дети сами заносят туда домашку? Или она там появляется по велению учителя?

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, появляется по велению учителя. Но она в обезьянних формулировках. ;)
Мне кажется, не стоит переоцнивать собственноручную запись в дневник под диктовку учителя: прочитать параграф, ответить на вопросы, выучить стих. Это же запись под диктовку, осмысление происходит потом.

  Развернуть 1 комментарий

@StanAr, а вот мне кажется, что это как раз и проводит черту между биороботом и самостоятельным человеком :)
Это я могу относиться к себе, как к обезьянке. Но когда другие люди ко мне так относятся - это не хорошо :)

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, я просто наверное не знаю, как эта система работает в РФ. То, что я вижу у себя, меня не царапает. Учитель на уроке обсуждает с детьми задание. Дети (пятый класс) могут записать это задание себе в бумажный дневник, кто хочет, или у кого нет возможности пользоваться электронным. Потом это задание появляется в электронном дневнике: и как напоминание для детей, и как средство контроля для родителей (в тех семьях, где надо), и даёт ребёнку возможность поставить галочку и получить удовольствие от того, что задача вычеркивается.
А как это работает в энетрпразйе, если кто-то кому-то делегировал задачу? Там же тоже тикет сам появляется в системе?

  Развернуть 1 комментарий

@StanAr, в поддержку вопроса от Максима, про самостоятельность и ответ про энтерпрайз.
Сначала про самостоятельность, у меня в какой-то момент, у ребенка (4 года) появилась привычка, "мама пусть папа мне даст задание", контекст : уборка игрушек перед сном, когда мама просто "делегирует крупную задачу", и сил, на то, чтобы ее разбить на мелкие, за день не осталось. Т.е. комнату они на пару с братом разносили весь день сами, а вернуть как было, он не может, если к нему не придут и не будут говорить "мы собираем все части чего-то там(конструктора , посудки и т.д.), на остальное сейчас не смотрим. Я понимаю, что ему сейчас 4 года, но я не могу избавиться от мысли, что через три ему в школу на 12 лет, и если учителя не будут разжевывать задачу, и мы не успеем его научить дробить задачи, то разжевывать их придется нам.
Теперь про энтерпрайз, я думаю не у меня одного были примеры того, как даже для самой тупой задачи, проговоренной устно, с закреплением("понятно, что дальше делаем вот это?" - "да"), люди умудрялись найти способ как начать делать не то. Что говорить про задачи, которые спускаются в виде тикета, очень часто формулировки в них, очень далеки от шаблона обезьяноподобной задачи. Надо поправить один модуль, а вместо этого начинается самодеятельность, которую ни с кем не согласовали, и затраты на внедрение фичи возрастают кратно. Т.е. если человек не может поставить себе цепочку задач, сделать наработку - спросить - сделать наработку - спросить/показать промежуточный результат, то это проблема, надо вводить для него более жесткий промежуточный контроль, или опять же делегировать это контроль на кого-то. И тут вопрос, где он этому не научился и почему? Не от того ли, что привык, к тому что задачи должны быть продиктованы в понятной ему формулировке, но формулировку эту самостоятельно он выводить не научен.

  Развернуть 1 комментарий

Нойте сколько хотите, но наши дети растут в цифровой век (если, конечно, щас не долбанёт так, что окажемся в каменном). Так вот: надо учить детей использовать новый инструментарий по-умному.

Увы, школьные учителя за нас этому учить не будут, они сами новыми штуками пользоваться не умеют.

Родителям же никто не мешает научить своих детей вести свой таск-лист, где домашка и личные хобби будут в одном месте, так? Ну и чем это тогда отличается от взрослой ситуации, когда начальник вешает на работника таску в Jira?

А научить ребёнка ответственности за отслеживание и выполнение домашки? Многие родители почему-то считают своим долгом контролировать каждый день выполнение каждого упражнения. Личная история, конечно, не истина последней инстанции, но моя мама поинтересовалась всю ли я домашку сделала раза 2... т.е. 2 раза за все 11 классов. И училась я при этом большую часть времени на отлично. Дети так могут.

Что касается продалбываний со стороны учителей - это уже родительская ответственность, коллективная. Мы ответственны за создание адекватных (и по возможности комфортных) условий для наших детей. Если учитель требует что-то срочно сделать в 10 часов вечера - это не адекватно, тут надо или договариваться о переносе задания на следующую неделю, или скринить ДЗ в определённое время (например в 6 вечера) и требовать отмены всего, что было добавлено позже. На н-ный раз это станет закреплённой практикой. Делать это должны родители, которые не хотят в полночь лепить сатану из шишек, проклиная "Клавдию Петровну".

ИМХО, рассуждения в духе "Жить <нужное подставить> - это становиться биороботом" я слышала ещё в нулевых, когда ни о каких электронных дневниках в школах никто и не слыхивал. Думаю, это скорее связано с переходом из индустриальной экономики (где человек - это винтик, биоробот) к информационной (где человек - это ценность и источник общественного блага). Отношение к жизни и к людям меняется и мы пытаемся этим изменениям соответствовать, подстраиваться под них. При этом не всегда наши способы адекватны т.к. мы не знаем как надо жить в новых условиях и тыкаемся вслепую.

  Развернуть 1 комментарий

@amyskova, похожее хотел написать, но вы определили :-)
«Что касается продалбываний со стороны учителей - это уже родительская ответственность, коллективная.»

Мой сын еще в школу не ходит, и большенство описанных проблем на своем теле не пережил, но как прочитал про «срочные сообщения училок», то мигом в голове прогудел вопрос: почему родители позволяют происходить такой ерунде?

Да, это наша ответственность. Согласен с вами, коллега.

  Развернуть 1 комментарий

@Pravidnik,

почему родители позволяют происходить такой ерунде?

Думаю, причин - масса. Некоторые из родителей вообще это за проблему не считают, некоторые не считают, что это возможно решить... Чат в мессенджере - это весьма специфическая среда общения, вообще не способствующая рефлексии :)

  Развернуть 1 комментарий

У меня большой негатив на электронный дневник, в первую очередь - потому что телефонов и компов у детей еще не было, а дневник смотреть надо было. И начинается беготня и бесконечное "мам, а чего задали". А в школе важно учиться именно этому - самому записывать задания, проверять что сделал на завтра, а что нет, да и просто портфель собирать по расписанию в дневнике легче (не пропустишь никакую папку с проектом или поделку). Спасибо учителям, которые настояли на бумажных тоже. По поводу п.2 - не задумывалась в таком контексте, но соглашусь. Задача записанная и сформулированная тобой лично воспринимается лучше во всех смыслах. Опять же память - когда ты что-то написал, что ты это точно запомнишь (по крайней мере у моего семейства так). Против фоток с доски ничего не имею, у нас работало в 1-2 классе как проверка "а все ли записал в дневник", а сейчас этим пользуются только болеющие. Опять же - на доске традиционно больше инфы, чем в электронном дневнике (что показывает отношение учителей к ЭД).

  Развернуть 1 комментарий

@ikharina,

Против фоток с доски ничего не имею, у нас работало в 1-2 классе как проверка "а все ли записал в дневник"

Да-да, фотки с доски - это отлично. Во-первых - это возможность тебе проверить полноту ведения дневника. Ну а во-вторых... какая-никакая, но гарантия, что домашку зададут все же на уроке, а не ночью...

  Развернуть 1 комментарий

Фиг бы с ними, с домашками. Но это что – ушла эпоха людей, которые считают дни недели в уме, представляя дневник? Кошмар какой)

  Развернуть 1 комментарий

@dacats, даже не просто, представляя дневник... А тех, кто знает, что суббота - это внизу справа, а четверг, справа, но вверху :)

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, у меня в голове так и устроена неделя, а воскресенье как бы в уме

  Развернуть 1 комментарий
Максим Силиян, Специалист по качеству ПО 14 мая в 08:56

Про домашку в школах мне пока рано, моим 2 и 5, но то, что чаты это зло, это точно.
Ну то есть чат комьюнити для флуда или для обмена опытом на темы высокоорганизованных и не очень материй это норм. Но когда менеджер по планированию на полном серьëзе считает, что чат это место для орг объявлений это классный путь к авралам и пустой работе, в общем чате , среди сотни других сообщений, не увидел отмену задачи, ушел копать карьер, который уже никому не нужен , не увидел сигнал о выкате релиза, поздно начал тестить, сидишь до ночи, а потом, "а что вы в чат не смотрите ?! Все же написано"

  Развернуть 1 комментарий
Настя Унрау, Фея чатиков, куратор по личной эффективности. Команда Клуба 13 мая в 10:35

Никогда не думала про дневники с точки зрения личной эффективности, но это ведь действительно список задач))) Если воспринимать его в этом контексте. то можно и лайфхаки все те же применять, что и для списка задач. По распределению мыслетоплива например, выделять уроки-зеленые задачки)) Спасибо за идеи!

  Развернуть 1 комментарий

@Gvineras13, важнейший момент - дневник радикально ограничивает возможное количество заданий. Формальный максимум - 8 строк на 1 день :)

  Развернуть 1 комментарий

@skalex, да! В дневнике by design зашита механика впихуимизации :)

  Развернуть 1 комментарий
Натали Васильева, Руководитель проекта 13 мая в 11:53

Бумажный дневник не только детей дисциплинирует. Учителям тоже приходится давать домашку, страшно сказать, прямо на уроке! С электронным и правда легко три раза переписать задание, дать несовпадающее с тем, о чем сказали вслух на уроке, а потом с невинным видом предъявлять претензии детям, что они его не увидели.

Все еще усугубляется тем, что система электронного дневника непрерывно сбоит, и если у учителей это повод не выкладывать вовремя ДЗ, то у детей это не работает, только нервотрепка по ловле домашки, снятию скринов с ней и обмене в чатиках информацией, что же задано. Это очень прокачивает навыки коммуникации с одноклассниками и их родителями. Но к нормальному учебному процессу отношения не имеет.

Приходится отдельно учить ребенка планировать задачи. Имитировать дневник в блокнотах, планеровщиках и т.п.

  Развернуть 1 комментарий

Сын третий класс заканчивает, бумажный дневник есть со второго класса, вроде. Постоянно огребал за то, что не записал домашку, в электронный дневник смотреть не даём, да там и не всегда актуальная инфа.
В чатах тоже не сидит, у него кнопочный телефон с фонариком.

И, кстати, наш учитель дневники регулярно собирает и требует, чтобы родители подписи ставили каждую неделю.

Так что не всё так плохо :)

  Развернуть 1 комментарий
Юлия Жукова, преподаватель, писатель 22 мая в 19:26

Примерно в тему: меня бесят лекторы и всякие выступанты, которые говорят "не надо ничего записывать, я вам всем потом пришлю презентацию". Иди ты лесом, нахрена мне твоя презентация, которая будет захламлять мне жёсткий диск или облако в почте, и которую я никогда в жизни не открою! Я запишу те мысли, которые были важны мне, а не те, которые были важны тебе, и запишу их туда, где потом приду на них посмотреть.

  Развернуть 1 комментарий

@Kikimorra, согласен в части «записывания самостоятельно», при этом не понимаю, почему слова какого-то человека про это могут бесить — ну сказал и сказал :-)

  Развернуть 1 комментарий
Александр Скачков, Руководитель финансовой службы 13 мая в 09:58

У моего первоклассника пока обычный бумажный дневник, который он сам заполняет (если не ошибаюсь, переписывают со школьной доски).

С "нытьем" полностью согласен, пока ничего хорошего по любые электронные школьные сервисы сказать не могу. Вопрос - кому и зачем это нужно?..

  Развернуть 1 комментарий
Антон, Начальник сектора 13 мая в 10:04

и смешно и страшно

начинать нужно с малого, и начинать с бумаги на мой взгляд очень даже хорошо, а по мере взросления, развития и потребностей можно начинать пользоваться и более сложными инструментами, в том числе и электронными. В старших классах это может и в плюс, но и то это тоже спорно

  Развернуть 1 комментарий

Интересно в Финляндии есть бумажные дневники? Эта страна вроде как сейчас одна из лучших в плане образовании .
Я однозначно за наличие бумажного дневника. И листать удобно, есть тело у документа в реальности( физические следы бурной школьной деятельности) и детям потом можно показать, в конце концов.

  Развернуть 1 комментарий

@barakova, свой дневник можно показывать только ребёнку, который уже в университет поступил. Вообще детские психологи советуют сравнивать ребёнка с ним же вчерашним, если хотите вырастить адекватную личность, и ни в коем случае не с "а вот я в твоём возрасте...". С вами он сам себя сравнит.

У финнов, если не ошибаюсь, вообще дневников нет (у детей, у родителей есть электронная система для информирования), как и оценок до определённого класса. У них задача образования не "поставить производству N единиц условно-пригодных рабочих" как у нас, а "развить ребёнка до его личного максимума и подготовить ко взрослой жизни". Впрочем, "финское чудо" во многом было обусловлено хорошим финансированием и общим социально-культурным фоном, без них работать не будет. Вот статью нашла адекватную: https://fit4brain.com/9907

  Развернуть 1 комментарий

Как человек, которому ввели систему "электронный дневник" в 7 классе, скажу, что бумажные дневники по мимо того, что позволяют самостоятельно вести этот аналог списка задачь, решают множество проблем, например, было у нас такое, что из-за каких-то требований сверху сказали, что задание по одному из предметов на четверг будет записываться на понедельник, из-за чего была полнейшая неразбериха, так как преподаватель записывала всё не туда, куда изначально обозначила, а туда, куда придётся и что с этим делать было непонятно, каждый выполнял то, что хотел или вообще ничего. Другой момент в том, что я, зачастую, использовала дополнительные, оставшиеся пустыми строчки на конкретный день под информацию или задачи, которые к этому дню относилась, например, информация, что внеурочка перенесётся, или задача купить чистую тетрадь для практических работ по химии, а с появлением электронных дневников это всё теряется и если всплывает, то только в каких-то школьных чатах, обычно, поздно вечером, среди огромной кучи других, совершенно ненужных сообщений.

  Развернуть 1 комментарий
Александр, Инженер по инструменту 4 июня в 17:00

У любого продукта есть выгодоприобретатель, иначе продукт отмирает.

Бумажный дневник нужен был для детей, чтобы не забывали, смотрели свою успеваемость и пр. Во вторую очередь, родителям, и лишь в третью — учителям.

Электронный же дневник нужен учителям, потом уже родителям и в последнюю очередь — детям.

Вот как это видеться мне и поправьте, если ошибаюсь. Жаль, что образование перестает быть для детей.

  Развернуть 1 комментарий

@Pravidnik, как сестра учителя могу сказать, что учителям и без электронного дневника хватает забот... Они тоже первые несколько лет удивлялись и кому это нужно, и почему это не работает так, как надо учителям. Сейчас просто привыкли, адаптировались.

У дочери (4 класс) бумажный дневник, они всю домашку туда записывают, в электронный смотрят только во время дистанта.
И если не записали дрмашку, то звонят одноклассникам, как в старые добрые времена.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб