Представьте, что вы бы хотели пройти какое-то обучение. И у вас есть на выбор: книга или видеокурс.
Предположим, что и там и там:
- Изложен практически одинаковый материал,
- Есть указания по выполнению упражнений и проверке их результатов
- Один и тот же автор, методика и все такое
Что вы предпочтете и почему?
за «Книга»
за «Видеокурс»
Книга удобнее, потому что
Текст проще законспектировать, переформулировать, перевести в MindMap, вернуться к предыдущей закладке.
А примеры, инструкции удобно смотреть на видео и повторять. В этом случае автор тебя ведёт тебя по заданию, как учитель на уроке. И может в нужном месте вставить важный комментарий, и показать свой вариант оформления / движения.
Нет варианта "гибрид", он лучший! Видеокурс с текстовыми дополнениями и тезисами, книга с доп. интерактивом :)
Но в целом, лично мне легче почитать, чем посмотреть и читаю я более системно, отдельно тратя время на книгу, с видео больше вероятность, что буду смотреть кусками и между делом, а на середине отвлекусь и брошу, даже если все нравится :)
Минусы:
Если какую-то мысль читаешь внимательно и она чем-то откликается, то есть шанс, что ты становишься, задашь вопрос "а почему?" (и внутренне проговоришь её). Потом поищешь ответ. Сравнишь с ожиданием. И т.д.
Мне кажется тут больше шансов для понимания, так как привычнее останавливаться при чтении, когда что-то тебя удивило. Видео нужно ещё остановить, тут такой привычки обычно нет. Скорее будешь слушать дальше, остановив свои мысли и оставив их фоном в памяти.
Хотя это можно решить специальным упражнением в видео (остановить и попросить проговорить и подумать), но тут автор курса решает когда это сделать, а не ученик.
Информация в книге значительно плотнее. За 1 час видео можно получить значительно меньшее количество информации, чем за 1 час чтения.
Перематывать видео в поисках "где же про это было?" очень неудобно. Поиск ответа на вопрос в книге может занять 1 минуту, в видео - 5-10 минут.
В видео воспритие идет на слух, в книге - глазами, что мне, как визуалу, значительно эффективнее.
Видео имеет преимущество, когда требуется что-то показывать в динамике: физические упражнения, приемы изготовления какой-либо вещи и т.п. Вот тогда "лучше 1 раз увидеть, чем 10 раз прочитать".
В книге проще выделить важные моменты и затем вернутся
Лично моя особенность, что по видео учится мне сложнее
В конце концов это так сказать разные продукты, лишь слегка пересекающиеся
Смотрел курс на udemy.com, он там в свободном доступе (правда он урезан).
Что удобно в видео-курсе по джедайским техникам:
Приятно иметь вещь, а не цифру в компьютере.
Серьезно, сама думала почему от видео отвлечься проще (вообще должно быть больше погружения - больше чувств задействовано, менее монотонно, есть иллюзия диалога). Но факт - видеоформат усваивается хуже. Мне кажется, это годы тренировок книжного обучения. Так что для других поколений может быть не так однозначно. Для меня лично - книга лучше
Мне кажется, что у видеокурса больше процент что его посмотрят, а книгу - купят и положат на полку.
Видео можно слушать и переслушивать- я многие твои видосики смотрела в прогулке или лёжа на диване.
Но именно их я могу поставить «в круг» рандомно и … Ютюб работает, голова вытаскивает необходимое именно сейчас.
Больше всего люблю записи какого-то курса оффлайн, где прямо без вырезок: сейчас запишите… и люди пишут, а ты ходишь и на вопросы отвечаешь.
Ещё вариант: книга с куар-кодам или к курсу печатный материал для скачивания (кстати доставка будет мгновенная и ничего тебе не стоит) в этом случае видеокурс ещё и дешевле может оказаться.
Ты хорош на видео :) только прическу не очень короткую делай
Я хорошо усваиваю информацию если получаю ее разными способами. Книга, аудиокнига, видео. Я предполагаю, что читая, слушая или смотря задействуются разные участки мозга и это позволяет лучше усвоить материал и самое главное начать его использовать.
Книгу читаешь в нужном темпе, больше осознанности в процессе чтения, в любой момент можешь остановиться, подумать, перечитать ещё раз... и, как уже многие написали, сделать пометки и закладки в книге для повторного использования.
Минус любого видео (как и 100500 других) - оно создаёт ощущение "знакомости", воспринимается как "отдых" или "потребление контента", личной безучастности и отстраненности.
Как следствие - Лёгкость восприятия видео редко заставляет задуматься в процессе просмотра или как-то спроецировать это на себя (пока не досмотришь до конца)...
Видео-поток идёт одним большим кусоком и просто "не хватает времени" задуматься, а после уже будет другое видео... другие "срочные и важные" дела.
Таким образом,
при чтении Книги - ты сам контролируешь скорость и темп потребления информации, осознанность прочитанного намного выше, чем при просмотре видео (или даже прослушивания аудио-книги), где скорость выдачи / потребления за тебя уже решили.
К сожалению, многие редко читают книги (хоть какие-нибудь), нужен "видеоряд" и умственный "фаст-фуд" - где всё разжёванно, быстро, жирно, аппетитно... потребил и забыл.
К сожалению, в современном мире, многие уже не любят (а некоторые уже и разучились) читать, так же как и писать грамотно.
Дети, например, уже чаще "Голосовухи" пишут друг-другу, а не SMS.
Для привлечения большей аудитории и повышения популярности Джедайских Техник, возможно ("но это не точно"),
нужен какой-то умственный "фаст-фуд" эдакая "лайт-версия" из отдельных (не очень длинных) "видео-уроков" (1 сюжет, 1 анекдот, 1 мысль какой-то такой "винегрет")
где уже всё разжёванно "до атомов" и чтобы "всёПанятнаБыла"
и чтоб весело и прикольно...
Множество презентаций на различных площадках, Анекдоты и шутки от Максима Дорофеева - это супер!
"Чу, я слышу пушек гром..." я сначала увидел...
а потом во 2-ой книге прочитал в начале.
Это как с музыкой. Услышать проще, чем читать. Для общего представления видеоформат удобнее.
Плюс есть невербальная часть: интонация, мимика, смешные вставки, которые могут сделать курс живее и понятнее.
В целом, для меня лучше работает комбо: сначала послушать, потом почитать.
Если речь идёт, например, о технике физических упражнений, то тут лучше один раз увидеть и параллельно услышать комментарий в конкретный момент видео, чем 5 раз прочитать.
Или если это рецепт блюда. Примеров может быть множество.
Иногда визуал быстро снимает вопросы, связанные с разной интерпретацией терминологии.
Если я хочу что-то усвоить для дела - книга
Проще выбирать нужную информацию и пропускать ненужную, проще держать фокус и оставлять заметки.
Книгу проще воспринимать в отрыве от эмоций.
Но если я хочу просто почувствовать себя молодцом, а знания мне не нужны, я посмотрю видео на х3)
Я попыталась вспомнить хоть один видеокурс, который мне зашёл и был полезен.... и чё-то, кажется, таких в моей жизни не было.
Но вот прошлым летом я прошла курс, где были видосы с вещающим мужиком, перемежаемые вопросами и тестами и материалами для чтения. И этот вормат мне зашёл, потому что могла не смотреть на мужика. Он просто вещал. Ничего не показывал в видео, все материалы были прикреплены ниже.
Ещё я недавно прослушала несколько аудиокурсов Александра Фридмана, и мне тоже очень зашло, но потом было бы здорово ещё и методичку получить, чтобы в ней можно было искать поиском. Опять же, я его просто слушала, занимаясь какими-то безмозглыми делами или во время прогулки, а потом я бы поотвечала на тестик или законспектировала главные мысли в базу знаний - из письменного текста.
Смотреть на говорящую голову в экране вообще незачем, а особенно если не дай бог у него две камеры и иногда он смотрит мимо тебя!
Для понимания чего либо, я строю майнд карту. Построение майнд карты по видео, очень затратное дело. 1 минута видео = 5 минут на построение. И только после построения майнд карты можно приступать к анализу.
Построение майнд карты по книге идет в разы быстрее.
Посмотрите небольшое видео "Три столпа обучения" на youTube-канале Максима Дорофеева
Чтение книг, мне кажется, даёт больше возможности для развития сразу 2х столпов - не только что-то узнать (потребить Информацию) но и осознать (усвоить).
Видео - в основном даёт только 1 шаг, и что-то осознать или усвоить уже приходится потом, и не факт что это вообще случится.
"Знать" не равно "делать" - после просмотра видео (любого) до "делать" - не хватает, как мне кажется, 2-го важного шага - усвоения (осознания) полученной информации.
Видимо поэтому после просмотра видео - до "делания" дело не доходит (почти никогда).
Хороший курс - это курс многоразовый, к которому можно обращаться несколько раз, и находить что-то новое.
Снять видео, которое пересматривать интересно - задача непростая, даже у Тарантино не всегда получается.
С текстом, проще искать, перечитывать главы, абзацы, предложения. Так, например, некоторые куски книг я помню наизусть, и в голове "перечитываю" их сотню - тысячу раз. И 10-е прочтение отличается от 79 и 592.
За любым текстом (в видео или книге) стоят идеи, которые обьеденяются в концепции.
В книге помимо идей много примеров, объяснений и прочее. На мой взгляд с перебором.
Видео всегда (по моим наблбдениям) более концентрировано.
И ту же информацию, можно получить эффективнее.
Книга - это информирование.
Курс - предполагает информирование + работу с ней. Выше вероятность перевода в знания.
По моим ощущениям, книга дешевле в производстве, соответственно будет стоить меньше, чем видеокурс.
Для меня идеальный вариант это видео + текст слово в слово по видео ниже (не субтитры, это важно).
Есть опыт чтения книги "думай как математик", а потом прохождение курса по книге из видосов + текст (в кадре сама автор). Второй вариант по восприятию сильно отличается, как будто бы больше понимания материала оседает. Курс проходил дважды, а книгу второй раз не захотелось читать.
В книге возможны разные прочтения. Это про "косил косой косой косой". Интонации, акценты, паузы и эмоции автора, дают более ясное слушание и осознавание.
В видеокурсе информация будет плотнее, просмотрю и прослушаю с какими то илюстрациями презентациями схемами я материал быстрее (по сумарным трудозатратам) чем прочитаю.
Я визуал по ведущей модальности (НЛП) мне намного легче сфокусироваться на насыщенном видео материале чем на тексте.
Но далеко не факт, что это приведет к знанию, скорее к насмотренности. Видеокурс без выполнения заданий по ходу или после просмотра дает только "это я слышал". Но и это не самый плохой вариант, т.к. вернуться и пересмотреть никто не мешает.