Отношение к роскоши

 Публичный пост
11 ноября 2025  201


— Слушай, вот ты такой рассказываешь нам про буддизм, про осознанность, но у самого мотик по цене двухкомнатной квартиры в Подольске…
— И что?
— Ну не кажется тебе, что тут есть какое-то противоречие?
— Противоречие между чем и чем?
— Ну вот типа буддизм и роскошь. Они разве не противоречат?
— Ну во-первых, я не называл себя буддистом, я просто считаю, что Будда оставил нам наследие бесконечной ценности и многие из нас смогли бы улучшить свою жизнь и жизнь тех, с кем рядом они живут, если бы посвятили какое-то количество своих усилий его изучению и практике.
— Ну а это разве не значит «быть буддистом»?
— Мудрые говорят, что быть буддистом – это как минимум освободиться от самоопределений. От желания навешивать на все, в том числе и на самого себя, ярлыки с названиями. Это мешает увидеть суть и природу вещи или явления.
— Так… Это сложно. А что тогда во-вторых?
— А во-вторых, Будда никогда не был против богатств. Мало того, его учение дошло до наших дней во многом благодаря помощи и поддержке ряда богатых и состоятельных людей. Аскеза – это крайность, а Будда учил срединному пути или пути без крайностей.
— Интересно про срединный путь. Как я понимаю, «золотое крыло» - это как раз и есть крайность, есть ли хоть один серийный мотоцикл дороже?
— А, в-третьих, всё еще зависит от мотивов твоего поступка. От того, что было у тебя в голове, когда ты покупал себе этот мотоцикл.
— Так, тут интересно. Можешь этот момент пояснить?
— Конечно. Можно покупать дорогую вещь с эгоистичными мотивами, чтобы потом носить её напоказ, будто заявляя всем вокруг: «Смотрите, нищеброды, какую дорогую и роскошную вещь я могу себе позволить! Это знак моего превосходства, расступитесь и восхищайтесь мной!». Это тщеславие. Не благое намерение.
— Ха! Интересно, а как можно покупать роскошную вещь с благим намерением.
— Посмотри на эту технику. Просто подумай: оппозитно расположенные 6 цилиндров, как у классических Порше, но только на мотоцикле. Роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями. Консольный задний маятник, электронно-управляемая подвеска, контроль тяги, система АБС, даже подушка безопасности! Что это если не шедевр современной инженерии? Межсервисный интервал в 12 тысяч километров, что это, если не текущая вершина науки о материалах? А аэродинамика? В дождь на скорости выше 60 км/ч ты остаешься сухим. Ты понимаешь, что этот мотоцикл является плодом труда талантливых инженеров, которые основывали свои расчеты на современных достижениях физики, химии, математики, материаловедения… Сколько областей человеческого познания должны были сойтись в одну точку, чтобы создание этого мотоцикла стало возможным?! Я рассматриваю покупку этого мотоцикла, как знак признательности и благодарности всем этим умным и увлеченным своей работой людям. Пожелание добра и достатка их семьям. Понимаешь? Процветания! То есть, чтобы они тоже могли позволить приобретать дорогие вещи, которые являются плодом труда других талантливых инженеров и исследователей…
— И маркетологов?...
— Ну про этих ребят я пока ничего сказать не могу. Наверное, я не всё еще хорошо понял, об этой жизни, но мой текущий уровень понимания говорит мне, что они скорее упыри, пытающие создать иллюзорную ценность и оправдать завышенную стоимость. Но, скорее всего, это оттого, что я ещё не до конца познал полную картину. В природе даже самые отвратительные на первый взгляд создания, оказываются необходимыми для существования чего-то прекрасного. Может быть, и с маркетологами так же, но я пока этого не увидел.
— Наверное, поэтому у тебя самый дорогой мотоцикл и контрастирующий с этим самый дешевый смартфон?
— Почти…


Самое время подумать

Вспомните свои недавние дорогие покупки. С какими мыслями вы их покупали?
А есть ли какие-то дорогие вещи, о которых вы мечтаете? Какие мотивы лежат в фундаменте вашей мечты?

Введение и оглавление

А так же другие разделы

Связанные посты
5 комментариев 👇

Про дорогие покупки. Абонемент фитнес клуб на порядок дороже предыдущего. Выигрыш: 30 минут времени, минус 3 пересадки, меньшая загруженность в то время, когда я в него попадаю. Более комфортное плавание.

  Развернуть 1 комментарий

@LongAmely2025, Но пост же немного не об этом... Не про дополнительные затраты ради экономии времени. И даже не про дополнительный комфорт...

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, ну, по сути я ответила на вопрос в конце поста. Личное понятие роскоши зависит от системы координат и уровня собственных предыдущих ограничений. В моем случае я использовала рациональные объяснения. Хотя ребята создали классное, удобное пространство. В посте, я вижу, в том числе рациональные объяснения: "В дождь на скорости выше 60 км/ч ты остаешься сухим. ". Что касается акцента на благодарности, она может касаться, не только предметов роскоши. Помню была такая практика, выбрать вещь, с которой контактируешь в настоящий момент, вспомнить, кто поучаствовал в ее создании и мысленно поблагодарить их. Если практиковать достаточно часто, то уже в повседневной жизни начинаешь чаще замечать хорошие вещи и благодарить. Если не практиковать, то постепенно идет откат назад. На мой взгляд, комфорт и личная ценность приобретения все же имеют значение. Вы же не купили картину, например, как знак признательности и благодарности художнику, а приобрели то, что важно и ценно лично для вас.

  Развернуть 1 комментарий

@LongAmely2025, ага! Теперь понял, теперь об этом :-)

Помню была такая практика, выбрать вещь, с которой контактируешь в настоящий момент, вспомнить, кто поучаствовал в ее создании и мысленно поблагодарить их.

Хорошая практика.
Она меня натолкнула на идею упражнения (правда, для детей) - взять какой-то обыденный предмет и исследовать, сколько людей из скольких разных профессий поучаствовали в создании этого.

Как в книге про The toster Project, когда автор захотел собрать тостер сам из исходных материалов. Исходных - в смысле нефти, железной руды... Вот на столько исходных.

Вы же не купили картину, например, как знак признательности и благодарности художнику

Минимум две таких у меня есть :-)

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, да, это очень похожая, практика. Работала примерно так. Утро, холод, неприятно, и все нехорошие. Где я? В трамвае. И благодарность всем, кто поучаствовал в его создании. Кто построил, кто проложил рельсы, кто поставил, кто составил маршрут, кто ведет, из чего слелан, и так далее, вплоть до того, кто изобрел электричество. Из важного нужно выбрать предмет, с которым сейчас в контакте. Тренируется умение замечать, переключать внимание, концентрироваться. Что из этого получилось. В какой-то момент я столкнулась с хамством в аэропорту. И уже вне практики ко мне пришла мысль, что я достаточно много летаю, и хорошее, воспринимаю, как должное. В итоге не стала писать плохих отзывов, написала хороший отзыв про другой аэропорт. Это далось нелегко, пришлось сознательно переключиться с первой реакции возмущения. В целом стала видеть больше хорошего. Потом были стресс и переработки, практику я забросила, был откат назад, но не до нуля. Спасибо, что напомнили про благое намерение)
Что касается роскоши в моей системе координат, вижу, что рациональная превалирует. Сложно иногда признаться, что вещь (или событие) совершенно потрясающая и просто нравится, и те, кто ее создал поистину классные ребята. Выход вижу в осознанной практике: не просто пояснить, как полезно, но и признать вклад создателей, проговорив хотя бы про себя. Потом что-то встанет в автомат. Жить в концепции благодарности было прикольно. Я вижу, что в отношении каких-то событий из сферы искусства благодарность у меня автоматическая, но интересно расширить границы, в том числе в отношении роскоши.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб