Где целевая аудитория учителя?

 Публичный пост
7 сентября 2025  45

Я много раз слышала, что Максим Дорофеев не любит выступать на конференциях, потому что считает, что учиться нужно на практике, а не слушая лекции. И думала, это действительно разумная мысль, потому что человек обучается, когда сам что-то делает, а не когда слушает. То есть когда слушает он, конечно, тоже узнает о возможностях нового поведения, но если это не перевести сразу в практику, то останется только теория в голове, а этого не достаточно, чтобы появился практический навык. Пока человек не попробует — он не начнет этим пользоваться.

Но на днях я в очередной раз прочитала в канале Дорофеева, что он не любит такой «болтливый» формат, то подумала, что это не очень-то логично на самом деле. Есть какое-то противоречие: если человек учит людей вести себя по-новому, то его целевая аудитория находится там, где люди ведут себя по-старому. И поэтому идти на подкасты или какие-то шоу на рутубе — это адекватная модель продвижения своего обучающего курса. То есть если человек хочет привлечь учеников, и научить их практически действовать иначе, он должен взять тех, кто еще это не умеет делать: не умеет планировать свой день, не умеет переходить от цели к плану, к действию. Соответственно, он должен идти туда, где люди сидят и просто смотрят. Это логично.

И вот что любопытно: чаще всего целевая аудитория там, где люди уже что-то такое делают (имеют спрос, потребность). То есть если ты продаёшь печеньки — твоя целевая аудитория там, где люди уже едят печеньки или где они, к примеру, пьют кофе, потому что к кофе они могут захотеть печеньку. Чтобы продать печеньку — ты не меняешь их поведение, поэтому тебе нужны люди, которые делают что-то коррелирующее. А если мы хотим учить людей, то в принципе, подходят люди, которые делают то же самое, например, у других учителей учатся и даже практикуются, но изучают какие-то другие методы и так далее. А в случае, когда твоё обучение — это то, что меняет людей, нужно идти к тем, кто ещё не изменился. То есть с одной стороны, идти к людям, которые чему-то учатся, и продавать им новое обучение, наверное, проще. Но с другой стороны, опять же, если ты идешь к людям, которые просто хронически учатся, то ты не продашь им изменение жизни. То есть как будто бы ты не научишь их тому, чему ты на самом деле хочешь научить.

А мне всегда было интересно, как распространяется информация. Когда я работала программистом, и решала задачи узко специализированные, мне всегда было любопытно, в какой момент информация распространяется от одного человека к другому. Вот в отдел продаж приходит заказчик: «Хотим мобильное приложение для нашего новостного портала». Отдел продаж идёт к дизайнерам, менеджерам, руководству — выяснять, стоит ли работать с этой компанией. Потом добирается до архитекторов — какое приложение мы можем предложить? И вот мне, когда я была архитектором, было всегда интересно узнать ту часть, которая прошла до меня, то есть что они успели обсудить, какие аспекты рассмотреть, что подумать. Мне хотелось автоматизировать этот поток, чтобы информация проходила сквозь отделы легко и быстро. Чтобы, получив «добро» от руководства, мы внутри команды могли сразу начать мозговой штурм, анализ, творческий поиск — не в спешке перед сдачей коммерческого предложения, а заранее. Чтобы каждый сотрудник мог не торопясь изучить портал, прожить с идеями несколько дней и предложить свои варианты.

Мозг ведь не работает по принципу «вынь да положь». Творческие задачи требуют расслабленного режима. А как только ты торопишься, у тебя вся расслабленность исчезает, и творчество отодвигается в дальний ящик. Почему, собственно, так мало творческих и быстрых людей? Потому что большинство людей в стрессе не способны к синтезу, да и к анализу — с большим трудом. В основном в стрессе мы действуем по ранее изученным шаблонам. И поэтому для творчества нужно замедлить процесс, а для этого нужно ускорить распространение информации, то есть человек должен получить информацию задолго до того, как он её практически применит, переосмыслит и на её основе создаст что-то новое.

И поэтому мне кажется, что на самом деле делать подкасты, обучающие новому поведению, рассказывать о возможностях такого нового поведения — это очень конструктивно. Можно много-много-много говорить и кому-то это поможет. А если добавить к этому еще пятиминутные музыкальные паузы, как делают в подкастах для медитации, то можно горы свернуть, и прямо сразу научить некоторым мыслительным практикам. А кто не сможет без группы и учителя делать задания — пойдут на курс. И тогда люди, которые хотят именно этого, придут уже для занятий, и они будут больше готовы к тому, что нужно делать, и, возможно, они уже будут более эффективны в том, чтобы сочетать работу, личную жизнь и обучение. И это обучение будет не для галочки и оценок, а именно перестройка себя, как какой-то творческий, неторопливый процесс.

Что думаете? Есть польза в подкастах?

Аватар Ульяна Хмелева
Ульяна Хмелева @ulechka
Аналитик/ПисательХабр
📍Новосибирск, Россия

t.me/@ulechk_a
vk.com/ulechka.hmeleva
t.me/ulechka_channel
Tel: +7-999-465-3827

Топчу Землю с 86. В основном по земле Новосибирска.

6 комментариев 👇

обучающие новому поведению, рассказывать о возможностях такого нового поведения

Я бы предположил, что "обучающие" - нет, а "рассказывать о возможностях" - да. То есть рекламировать новое поведение, рассказывать о его преимуществах. Чтобы слушатели заинтересовались и пришли в нормальное обучение.

  Развернуть 1 комментарий

@gladerru, спасибо за уточнение!
С одной стороны, я согласна, что обучением правильно называть именно изменение поведения, получение нового практического навыка. Я бы даже, в принципе, предпочла использовать слово «знание» именно как практический навык, а какое-то другое слово использовать для того, что сейчас принято называть «теоретическим знанием».

Но в то же время я хочу оспорить идею, что слушание или чтение не меняет поведение, потому что я считаю, что даже чтение художественной литературы меняет поведение человека. Это происходит, конечно, не моментально, но это происходит.

Я впервые заметила, что книга меняет моё поведение, когда в магазине бытовой техники обратила внимание на ценники, скидки и т.д. и вспомнила, как это описывается в книгах «Психология влияния» и «Парадоксы выбора». Я их читала вместе, поэтому сейчас уже точно не скажу, в какой из них было больше про приемы для повышения продаж: разместить рядом три товара, один очень дорогой, другой дешевый, третий нормальный, который кажется наиболее адекватным выбором, и подобные. И я помню, что осознание того, что магазин действительно пытается на меня воздействовать, привело к тому, что я отказалась от покупки в моменте и задумалась над тем, какими качествами должен обладать прибор, который я хочу купить. А дальше я уже творчески подошла к выбору. И мне кажется, мое поведение изменилось благодаря чтению.

А вторая книга, которая повлияла на меня без учителей и упражнений через влияние на уровне убеждений — это «Лёгкий способ бросить курить». Любой, кто бросал курить с помощью этой книжки, может подтвердить, что ты читаешь книжку и меняешь свое поведение. Так тоже бывает.

  Развернуть 1 комментарий

Тогда интересно углубиться :)

А почему чтение меняет поведение? Что и из-за чего происходит? Какая тут цепочка? И при каком случае мы будем считать, что поведение изменилось?

  Развернуть 1 комментарий

@cowabunga, появилось ощущение, что я немного на допросе. Может, у вас свои варианты ответа есть?

По-моему, поведение меняется, потому что когда я что-то узнала, я стала по-другому относить-ся. А если я по-другому воспринимаю ситуацию, то у меня возникают новые эмоции, и я их проявляю через новое поведение.

  Развернуть 1 комментарий

@ulechka, мы тут часто душним :) никакой цели допрашивать не было

Мой вариант ответа противоречивый. Думаю, что книга ничему не учит. Но это не принижение, а как факт. Обдумываю такую идею.

  Развернуть 1 комментарий

@cowabunga, ладно, душните :)
Есть известный феномен — синдром вертера, который проявляет социально-заметное изменение поведения читателей. Мне кажется, что повествовательные тексты (истории) обучают даже лучше, чем учебники математики, т.к. в них нет разрыва между теорией и применением теории, а есть связки ситуация-внутреннее состояние-последовательность действий.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб