Поворот
Фото Насти Оллилайнен
— Опять тебя на встречку вынесло – прозвучал в шлеме голос Владимира – обрати внимание, в каждом левом повороте ты цепляешь встречную полосу, понимаешь почему?
— Слишком быстро вхожу в поворот? – слегка оправдывающимся тоном предположил Антон.
— Да какой быстро? Мы плетёмся, даже автомобилям иногда мешаем. Быстро – это когда Макс на своей голде подножками асфальт скребёт, вот это быстро. У тебя другая ошибка, из-за которой ты едешь и медленно, и одновременно опасно.
— Мне казалось, что опасно – это когда быстро, и чем медленнее, тем безопаснее.
— Тут важно понять, быстро по сравнению с чем – добавил Игорь. – Володя имеет в виду, что ты едешь медленно по сравнению с нами, но быстро по сравнению с безопасной скоростью на своей траектории.
— Гарик, не подсказывай, пусть Антон сам догадается.
— Но я же еду по правилам, — не сдавался Антон. — Перед левым поворотом — крайнее левое положение…
— Ээээ, погоди, ты тут не путай. Правила дорожного движения говорят о повороте, а поворот – это изменение направления движения по отношению к дороге, по которой мы двигаемся. Мы здесь относительно дороги никуда не поворачиваем, мы петляем вместе с дорогой и даже полосу движения не меняем. Разве что ты зачем-то на встречку едешь.
— Так в этом и ошибка, что я занимаю крайне левое положение перед левым… Как его назвать, если не поворотом? – предположил Антон.
— Мы же с вами отдельно траектории разбирали, помнишь?
—Я же за рулем пока новичок, на меня в процессе обучения столько всего навалилось, что я уже не помню, что именно я помню.
Антон был действительно новичком. До 30-ти лет он сам не водил никакое транспортное средство, а теперь решил сразу открыть категорию и на автомобиль, и на мотоцикл.
— Ладно, не переживай, сейчас мы все разберем – успокоил Владимир.
Игорю стало любопытно проверить одну вещь:
— Антон, а какие-то мысли в голове насчет траектории у тебя были? Ты же каждый поворот проходишь с одной и той же ошибкой, то есть, это что-то системное. А если системное, то может быть даже осознанное, а если осознанное, то у тебя может быть какое-то обоснование этому. Замечал свои мысли?
— Слушай, ну я просто хочу быстрее закончить поворот.
— И поэтому ты … - Игорь специально оставил в конце фразы паузу, как будто приглашая Антона заполнить её своим ответом.
— Стараюсь как можно раньше начать поворот, это же логично.
— А почему ты думаешь, что это логично? Почему ты считаешь, что чем раньше войдешь в поворот, тем раньше ты из него выйдешь?
— Ну слушай, это же вообще универсальное правило: «раньше сядешь – раньше выйдешь».
— Как интересно. А откуда у тебя эта фраза?
— Может быть Антон рано сел, - пошутил Владимир.
Антон замешался:
— Я не помню. Но её еще учительница в школе у нас говорила. Может, из какого-то фильма? Не знаю…
Игорь продолжил:
— Обосновывать поступки в своей жизни цитатами из художественных фильмов, пожалуй, не самый мудрый подход. Можно еще поговорками или частушками…
Антон попытался как-то выкрутиться:
— Да ладно, это же действительно универсальный подход. Например, на работе, когда мне дают срочную задачу, я стараюсь как можно быстрее с ней ознакомиться и как можно раньше к ней приступить.
— А вдруг и это неправильно? – хитро предположил Игорь – вдруг и в работе такой подход приводит к ошибкам и медленной скорости?
— Ну уж нет, в команде все довольны скоростью моей работы.
— Иногда скорость приемлема, но вот затраты на ее обеспечение оказываются избыточны …
Владимир, почувствовав, что ещё немного и разговор проскочит на рабочие темы и решил откорректировать направление беседы:
— Не углубляйтесь далеко в метафоры, а то устроите мне тут производственное собрание.
— Хорошо-хорошо - согласился Игорь – вернемся к поворотам. Мы выяснили, что обоснования у текущего поведения нет.
— То есть «раньше начнешь – раньше закончишь» — это не обоснование? – уточнил Антон.
— Нет, это тавтология – ответил Игорь – сам посуди, какая получается фраза: «Для того, чтобы раньше выйти из поворота я раньше его начинаю, потому что, чем раньше начнешь поворот, тем раньше его закончишь». Как тебе такое?
— Ну как-то не очень…
Игорь привел ещё пример:
— Для того, чтобы наши клиенты были довольны, надо быстро выполнять их задачи, потому что быстрое выполнение задач делает клиентов довольными.
— У меня руководитель так постоянно говорит. Ну почти. Что-то типа: «Для того, чтобы удерживать существующих клиентов нам нужно быстро выполнять их запросы, потому что скорость реакции обеспечивает лояльность». И как-то раньше это меня не смущало.
— А сейчас смущает?
— Сейчас да. Я говорю утверждение и в качестве обоснование говорю его еще раз. Только некоторые понятия меняю на синонимы. Это тоже тавтология?
— Да, это она. Иногда ещё тавтология может прятаться за идиоматическими оборотами, как это у тебя было в самом начале: для того, чтобы быстрее завершить поворот, нужно раньше его начать, потому что чем раньше сядешь, тем раньше выйдешь.
— А каким бы было правильное обоснование?
— Чтобы обоснование не было тавтологичным, в нем как минимум должно утверждаться что-то ещё кроме того, что уже звучало. И здесь этим чем-то еще будут такие понятия как радиус поворота, центробежная сила и все такое. Помнишь физику из школы?
— Ну так, условно. Центробежная сила она зависит прямо пропорциональна квадрату скорости и обратно пропорциональна радиусу, так?
— Всё верно помнишь!
— И нам надо сделать ее меньше? Потому что – эта та сила, которая как бы выбрасывает нас с траектории.
Владимир решил вмешаться в наш разговор:
— А еще это та сила, которую мы компенсируем наклоном мотоцикла и чем она больше, тем больший должен быть наклон, а угол наклона мотоцикла пропорционален опасности, поэтому мы его экономим, стараясь проехать в наклоне, как можно меньше.
— Так, начинаю понимать.
— А еще обрати внимание на область видимости – продолжил Владимир. Сейчас удобно, мы в лесочек заехали и повороты закрыты. Вот при каком положении в полосе ты дальше видишь поворот?
— Да, согласен, если я в правой части полосы, то я дальше вижу левый поворот, если в левой части полосы, то дальше вижу правый поворот.
— То есть, ты дальше видишь и, следовательно, раньше замечаешь опасность. Плюс радиус твоего поворота становится больше, и ты можешь ехать быстрее при том же угле наклона или меньше наклонять мотоцикл при той же скорости. Вставай за мной, я покажу.
Извилистые дороги северного Кавказа давали массу поводов потренировать все аспекты поворота. Владимир обогнал ребят и повел Антона по своей траектории:
— Взгляд в поворот, ведем-ведем взгляд… куда начал поворачивать? Рано еще!
— Прости, привычка.
— Давай еще раз. Взгляд, посадка… И вот здесь мы рулим, а теперь ускоряемся и мотик сам распрямляется. Давай еще раз…
Через десяток поворотов Антон начал понимать:
— Ах вот оно что! Я же все не так делал. То есть, получается, что для быстрого и безопасного поворота начинать поворот надо позже! Вообще не интуитивно.
Антон задумался. Казалось, что даже что-то начал бормотать вслух. И потом продолжил:
— Но получается, что логику с быстрым выполнением рабочих задач нельзя переносить на логику прохождения поворотов?
— Кто сказал? – спросил Владимир.
— Ну в повороте позже начал – быстрее вышел, а в работе-то не так, там чем раньше начнешь, тем раньше …
— Кто сказал? – спросил Игорь.
— Не, ну иначе же вообще бред получается. В реальной работе разве можно выполнять задачи быстрее, задерживая их старт? Ну не может такого быть?
— Кто сказал? – уже хором и с улыбкой во весь визор спросили Игорь с Владимиром.
— На заправке Гарик тебе скажет книгу, где это подробнее разбирается.
— То есть, окажется, что я и работаю не так? Как такое может быть?
— Может-может, но это потом, а пока езжай за мной и тренируй траектории.
Самое время подумать
А вы следите за тавталогичными обоснованиями? Когда произносите их сами или слышите от других?
А у вас есть примеры того, как более ранний старт задачи или проекта приводил к задержке его завершения? Чем может быть вызван данный эффект?
Как вы думаете, ссылками на какие книги и статьи поделился Игорь?
Возможно, ссылками на статьи и книги по TOC Голдратта?
Эффект может быть вызван, например, наличием "ограничения" далее по цепочке, причем в том числе и у конечного получателя результата задачи/проекта.
В книге "Правила потока для управления проектами по Голдратту" разбиралась ситуация с большим числом одновременных проектов.
Если правильно помню, то идея была в том, что если часть проектов отложить, то оставшиеся проекты могут завершиться сильно раньше и можно будет вернуться к отложенным и завершить их в срок, или даже раньше.
Возможно, там ещё были обоснования, но я только запомнил, что такое может происходить, если узким местом является переключение между проектами.