Об использовании смартфона за рулем (обзор исследования)

 Публичный пост
28 июля 2025  494

Об использовании смартфона за рулем

Почему я вообще уделяю такое внимание использованию смартфона, когда занимаюсь исследованиями в области психологии продуктивного умственного труда?
Тут логика такая, на мой взгляд, если человек не способен 30-40-50 минут воздержаться от использования смартфона, то у него есть явные проблемы с управлением собственным вниманием и сбиты настройки внутреннего детектора важности/срочности. А это означает проблемы с самоорганизацией.

На данный момент я не встречал какой-нибудь статистики вида: “Сидящие в смартфонах водители за год убивают Х людей”.

Как минимум потому что точной статистики причин ДТП не ведется и по многим причинам её точной-то и не получится. Как минимум потому, что ДТП с тяжкими последствиями - это уголовка, а в рамках уголовного процесса есть презумпция невиновности. Поэтому, если обвиняемый сказал, что был ослеплен Солнцем, значит это и рассматривается судом как основная причина наезда на пешеходов на пешеходном переходе, пока это не будет опровергнуто или будет доказано что-то ещё. От наказания это не освободит, но его суровость повлияет.

Поэтому я сегодня расскажу об одной экспериментальной работе, в которой оценивали влияние использование смартфона за рулем, на характеристики процесса вождения автомобиля.

Исследователи использовали симулятор:

Умные люди понимают, что долбоеб водитель со смартфоном в руке опасен для общества. Даже если “ну никого же на дороге”, “я же быстренько” и вообще “я сто раз так делал”. Поэтому симулятор.

Сначала испытуемым давали потренироваться на симуляторе в режиме свободной езды и тех, кого симулятор укачивал (да-да, такое вроде тоже было) исключали из эксперимента.

Затем испытуемые проезжали один и тот же маршрут два раза:

  1. Первый раз был контрольным
  2. Во второй раз человека отвлекали смартфоном (надо было ответить на звонок, на сообщение в WhatsApp и заглянуть в Инстаграм)

В процессе измеряли водительские ошибки. Среднее число ошибок в условиях с отвлечением и без отвлечений указаны в таблице:

  • Lateral Distance - это про боковой интервал до бордюра
  • Сrossing over a hard shoulder line - выехать на обочину
  • Сrossing over a solid line - пересечение сплошной линии разметки
  • Speed limit 20 Km/h - превышение скорости больше, чем на 20 км/ч
  • Accident out of the road - куда-то врезался

Увеличение среднего числа каждой из наблюдаемых ошибок оказалось статистически значимым.

Самое заметное (и мотоциклисты это подтвердят), что происходит, когда чувак за рулем втыкает в телефон - это он начинает куда-то смещаться вбок, сужая или наоборот - расширяя междурядье.
С мотоцикла ох, как это хорошо видно: все люди, как люди, тут кто-то пла-а-а-а-вно смещается к краю полосы… Проезжаешь мимио и точно - сидит и сообщение строчит кому-то. Сразу видно, что у него срочно, важно и промедления с ответом быть не может!

Потом, если они опасно сокращают боковой интервал с другим автомобилем, то им бибикают, они пугаются, резко дергают руль и… Ну конечно же в большинстве случаев ничего страшного не происходит. Именно по этой причине люди и позволяют себе дальше втыкать в свою прелесть… Потому что там срочно, я же быстро и вы всё равно не понимаете…

4 комментария 👇
Anton Vorobiev Руководитель программ обучения 9 сентября в 11:58

Тут было бы интересно посмотреть на статистику под следующим углом:
Сценарий 1. Проезд без телефона (базовый).
Сценарий 2. Проезд с использованием телефона на ходу
Сценарий 3. Проезд с остановками для ответа на телефон.
И сравнить не только количество ошибок между сценариями 1 и 2, но и отклонение в скорости прохождения маршрута между 2 и 3, чтобы понять что выигрывает водитель при использовании телефона за рулем вместо ответа на остановке.

  Развернуть 1 комментарий

Идея для производителей телефонов / мобильных ОС. Сделать режим "за рулём", подобно режиму "в самолёте". В этом режиме на экране отображаются только навигационные приложения, и сетевой траффик пропускается только для них. И уведомления от всех других тоже блокируются.

  Развернуть 1 комментарий

@anshdo, или для производителей навигаторов. Включил навигатор - вырубил все остальное.
Ну телефон по громкой связи в машину можно пускать.

Или для производителей автомобилей. Подключение Android Auto / Carplay только по проводу и только по тому, который в бардачке или в багажнике.

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum,

или для производителей навигаторов. Включил навигатор - вырубил все остальное.


Вот тут я немношка против. Я навигатор и в пеших прогулках использую :-)

Ну телефон по громкой связи в машину можно пускать.


Можно, если вызов принимается физической кнопкой на руле. Если для ответа надо в сенсорный экран тыкать, то это уже небезопасно, КМК.

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб