История о том, что проблема с задачей — это не всегда проблема с задачей
— А вот как взаимодействовать с задачами, которые уже упрощены в формулировке до односложного шага на 10 минут, где уже всё понятно, но смотришь на нее — и решаешь «потом»? И так может быть неделями.
Этот вопрос был задан одной из лучших студенток на курсе. Её я подозревал в склонности к прокрастинации в последнюю очередь, но всё равно было важно уточнить:
— А у тебя много таких задач или это всё же редкие исключения?
Надо в самом начале понять, мы имеем дело с системным явлением или это какое-то особое свойство конкретной задачи. Если мы имеем дело с системным явлением, то в этом случае надо искать именно системное лекарство, однако, если же мы столкнулись с каким-то исключительным событием, то менять из-за этого систему будет ошибкой. Эдвардс Деминг называл такие ошибки «ошибками первого рода» и считал чуть ли не самым большим источником проблем в бизнесе.
— Это скорее исключения. Я бы даже сказала, что сейчас такая задача только одна.
— И что же это за задача?
— Вот цитирую, как она записана: «Позвонить по номеру 123-45-67 и вызвать сантехника, сказать, что на трубе коррозия и проржавел кран.»
Да, казалось бы, что может быть проще: номер телефона указан, просто берешь телефон, набираешь номер, дожидаешься ответа и говоришь заранее известную фразу… Вроде бы и правда – всё просто. Однако, если умный человек не может долгое время выполнить простую понятную задачу, то это – не простая понятная задача. И сложность скрыта не в самом действии, а где-то рядом. Как правило, тут возникают эмоции, чувства и вообще мы вплотную подходим к психотерапии.
— Действительно, более чем адекватная формулировка. Хотя сейчас в эпоху мессенджеров многим людям может быть некомфортно говорить голосом…
— Я понимаю, о чём ты говоришь. У меня подруга такая – долгое время не могла записаться к стоматологу просто потому, что для нее разговор по телефону с незнакомым человеком – это стресс. Но это не мой случай. Я по работе много говорю голосом и мне часто удобнее именно позвонить, чем писать.
Понятно, скорее всего проблема чуточку глубже. Пробуем сделать заход со стороны "тараканов" - установок (часто иррациональных), мешающих нам жить...
— А ты можешь вспомнить свой недавний эпизод, когда пыталась выполнить эту задачу? Обычно перед тем, как в голове пронесется мысль «потом», там мелькает еще одна мысль. И эмоция… И часто эта эмоция, точнее то, что за ней скрывается, и подсказывает нам решение.
— Ну вот вчера я опять посмотрела на эту задачу и в голове такое: «ну не-е-ет».
— Ага! А что это было за «ну не-е-ет»?
— Хм… А что «ну не-е-ет...» может быть разным? Это же какая-то универсальная форма сопротивления
— Сопротивление крану, который починили и трубе, которая больше не капает?
— Ну не-е-ет… 😊
— Вот! Такое же «ну не-е-ет» было при взгляде на задачу?
— Сейчас скорее шуточно-позитивное «ну не-е-ет», я же понимаю, что ты тут подкалываешь. А то «ну не-е-ет» оно было отрицательное. Скорее какая-то форма отвращения.
Основной посыл когнитивно-поведенческой терапии заключается в том, что возникающая у нас эмоция в ответ на какое-то событие обусловлена не только и не столько этим событием, сколько нашим убеждением. И если мы не можем прямо повлиять на само событие, то убеждение откорректировать возможно. Хотя тоже не всегда просто.
Убеждение, которое определяет эмоцию, может оказаться ключом к решению.
— Интересно, а почему при мыслях о том, что надо позвонить в диспетчерскую, возникает именно какая-то форма отвращения, а не наоборот – предвкушения от того, что жилище скоро станет уютным и без риска залить соседей?
— Хороший вопрос…
Было видно, как в голове пошёл мыслительный процесс. Возможно, этим вопросом мы зацепили ту область, над которой сознательно раньше не размышляли:
— Просто я как подумаю, что ко мне в квартиру придет незнакомый человек, мне как-то становится не по себе.
— Будет топать своими грязными башмаками по чистому полу?
— Нет, я просто их как-то… боюсь…
— Потому что …
— Потому что мне кажется, что он может причинить мне вред.
О, как… То есть, в картине мира человека существует причинно-следственная связь:
Не ожидал, что корни прокрастинируемой задачи зайдут так далеко. Конечно же, выяснять, какие обстоятельства в прошлом заставили бояться незнакомых людей – это явно не моя задача. Тут уже начинается психотерапия и идти по границе с ней нужно крайне осторожно.
— А есть ли у тебя знакомые, кто не боится посторонних людей?
— Конечно! И знаешь, я вот сейчас подумала, не позвать ли их к себе в гости?...
— Устроить вечеринку в честь замены трубы отопления?
— Ну да, типа того. Если нас будет трое, то мне уже и не страшно.
— То есть, все же изначально формулировка задачи представляла собой не совсем первый шаг, да?
— Да. «Позвонить» так и останется, только люди другие. Сначала надо убедиться, что подруги меня поддержат.
Мы так с психологом раскручивали мою прокрастинацию дизайнерского обучения. И корни там оказались такие, какие ни в одном зубе не сыщешь. Проработали и перфекционизм, и внутреннего критика, и страх отверждения. Задача была — посмотреть и пройти 1 урок по иллюстратору. Одна маленькая задача, которая была окружена огромным пластом эмоцией и установок. Как и здесь — глобальное недоверие к незнакомым людям дома, которое по сути своей достаточно адекватное. Просто не очень соизмеримое с тем, что будет в реальности. Задача никогда не отсечена от нашего эмоционального и психологического бекграунда. Жду не дождусь книгу, Максим.
Ооооо да, "просто сделай" 😁 Стрелять хочу от такой формулировки! Если я не могу сделать задачу, значит что-то не просто, даже если со всех сторон кажется, что просто.
Ох хо хо. Супер актуальная тема. Это буквально "я и список задач". У меня вот никак не получается двигаться по циклу: инбокс - разбор инбокса - делание - актуализация. Точнее, пару лет назад мне казалось, что это проблема, т.к. обычно я спустя неделю/две/три забивал на процесс.
Постепенно я пришел к пониманию, что этот цикл: инструмент, который я использую когда посчитаю нужным. "Нужность" возникает примерно раз в квартал.
Тут небольшой лайхак против таких ситуаций помогает (из того же КПТ). Относится к таким задачам, как к гипотезам.
На сколько мне кажется, это будет ужасно и неприемлемо (приход сантехника)? На 9 из 10. Мне будет страшно на 8 из 10, невыносимо, и всё это плохо кончится.
А что окажется в реальности? Позвонить, вызвать и проверить. Действительно ли так ужасно было? Ужас, может быть, окажется на 4 из 10, а страх на 2 из 10. Когда копится опыт таких проверок, то становится легче перешагнуть это иррациональное сопротивление.