Давайте для ознакомления с контекстом я вставлю сюда кусочек первой части:
Приходим к такому выводу. Желать делать средне – не очень хорошая цель. А средний результат вполне себе нормален.
Мало кто это понимает, и ещё меньше признают это. Потому проблемы – серьёзные проблемы по типу «блин, а зачем жить?» - появляются, когда мы ожидаем чего-то из ряда вон выходящего. Или, хуже, когда мы чувствуем, что должны быть сильно лучше/хуже остальных и за счёт этого выделяться, в то время как это не очень вероятно или/и целесообразно.
ТИРАНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЭКСЕПЦИОНАЛИЗМА
Вся проблема с завышенными ожиданиями заключается вот в чём - они влияют на нас в большей степени, чем в любой другой период истории. И причина этому – устройство сегодняшних технологий и экономические привилегии.
У нас больше всего возможностей для доступа к информации, чем когда-либо. Интернет, ютуб, гугол, фейсбучник и 500 каналов по телеку — это прикольно.
Но наше внимание сильно ограничено. Никак не получится обработать тот огромный поток информации, который проходит через инет в любой отдельно взятый момент времени.
Поэтому те инфосгустки, что сильнее всего выделяются – единственные, которые могут захватить наш взор. Примерно 99999-тая доля процента.
Каждый день медиапространство заполняют чем-то экстраордираным. Лучшими из лучших. Худшими из худших. Самыми удивительными достижениями. Самыми смешными шутками. Самыми бесящими новостями. Самыми страшными угрозами. И это не прекращается.
Наша жизнь переполнена инфой, исходящей с краёв графика-колокола, ибо в это привлекает больше всего глаз. А за глазами течёт и бабло. Вот так-то. Но всё настоящее находится где-то посередине.
Как говорил Эрик Гоффер, игра под названием история обычно играется самыми лучшими и самыми худшими, пока все посередине наблюдают.
Слева направо – то, что нам показывают в медиа, то, чем является большинство дел в реальности, и… то, что нам показывают в медиа.
Я верю, что затопление среды крайностями положило начало мнению, что быть «особенным» теперь норма. И так как среди нас редко попадается кто-то особенный, мы все чувствуем себя неполноценно и всегда хотим стать «особенными». Так что нужна компенсация:
Вариант 1: начать инфоцыганствовать, продавая курсы на тему "как быстрее всего разбогатеть".
Вариант 2: отправится в мировое турне ради спасения голодающих африканских детей
Вариант 3: постараться окончить школу с наибольшим количеством наград
Вариант 4: ввалиться в вышеупомянутую школу с огнестрелом наперевес.
В сегодняшней культуре есть такая вот разновидность психологического угнетения – ощущение, что нам всегда нужно доказывать, что мы особенные, уникальные, и всё в этом роде, несмотря ни на что. И только для того, чтобы этот небольшой момент эксепционализма унесло потоком других человеческих прикольностей, которые происходят в данный момент.
Для примера, вот вам пятиминутное видео, состоящее только из людей, делающих что-то поистине захватывающее.
Самый поразительный факт тут, что каждый человек, получивший там 5 секунд экранного времени, скорее всего потратил годы на совершенствование своего мастерства, и часы, чтобы поймать тот самый момент.
Но эти годы тренировок нам никогда не покажут. Равно как и часы неудачных съёмок. Нам просто показывают лучшие моменты – возможно, во всей их жизни.
И мы их смотрим, а через пару минут забываем. Потому наше внимание сосредоточено на следующей штуке. И ещё более следующей.
С-С-С-С-С-С-СТОП, А ЕСЛИ Я НЕ БУДУ КАКИМ-НИБУДЬ КЛАССНЫМ И ОСОБЕННЫМ, ТО, В ЧЁМ ВООБЩЕ СМЫСЛ?
В нашей культуре это уже закреплено – нам всем суждено сделать что-то классное и уникальное. Про это говорят знаменитости. Про это говорят бизнесмены. И про это говорят политики. Каждый из нас может быть особенным. Мы все заслуживаем особенности.
Что само по себе противоречиво – если все особенные, то никто не особенный. Много кто этого не понимает, поэтому пропускает всё значение вышесказанного мимо ушей.
Прилагательное «Среднестатистический» теперь является новым клеймом неудачника. Худшее, что может случиться – быть средним, оказаться в средней части графика-колокола.
И проблема тут в том, что абсолютное большинство почти всегда там и находится, и примерно во всём, что мы делаем. Да, ты можешь быть гольфистом мирового класса. Но по приходу домой надо будет забить на жизнь детей, постараться напиться дешёвым пивом быстрее 90% населения, и начать писаться в постели. А уж если быть Тайгером Вудсом, то вообще кошмар. (Если не изменяет память, то в США он известен как один из лучших гольфистов-профессионалов.)
Многие люди боятся осознавать то, что они обычные, потому что думают, что тогда у них ничего никогда не получится, никогда не станут совершенствоваться, и вообще их жизнь значения не имеет.
Мне кажется, так думать опасно. Когда человек начинает вбивать в голову, что жизнь чего-то стоит только если в ней есть что-то необычное, он по факту заставляет себя думать, что 95% всех людей – отстойные. И в этическом плане это… не очень хорошо.
Но есть категория людей, которая к этому подходит практично. Типа… «если я признаю свою обычность, то я никогда не сделаю ничего особенного, у меня не будет мотивации к самосовешенствованию и я не буду иметь значения… но что, если я один из тех немногих..?».
И это тоже неправильно. Те немногие добились успеха в своих деяниях не потому, что они считали себя особенными. Дела обстоят ровно наоборот. Они становятся такими классными, потому что помешаны на улучшении себя. И эта помешанность исходит из того, что они считают, что на деле… не такие уж и классные. Что они средние, но могут стать гораздо лучше.
В этом и заключается ирония амбициозности. Если внезапно захочется стать умнее и достичь успеха в чём-то, рано или поздно начинаешь чувствовать себя неудачником. Если главная цель – стать самым популярным и любимым, то всегда будет витать чувство одиночества. Когда желаешь уважения и власти, то со временем появится ощущение, что ничего сделать не получится.
А всё ваше «каждый заслуживает быть особенным» - не более, чем жалкая попытка повысить самооценку, чтоб пару минут почувствовать себя хорошо. Но в эмоциональном плане это эквивалент бигмака – много калорий, поначалу радостно, но толку нет, только жир.
Секрет эмоционального здоровья, равно как и физического – овощи, то есть, признавать обыденную правду. Сначала салатик под названием «по большей части ты не сильно лучше или хуже остальных», потом брокколи в виде «95% всей жизни такая же, как и у всех». Поначалу будет противно. Очень противно, и есть это не будет желания.
Но вот когда начнётся переваривание, тогда ощущения станут гораздо лучше. Тяжелую ношу в виде синдрома «хочубытьособеннымилучшеостальныхита», которая нагружала наш мозг, как рукой снимет. Весь стресс, связанный со «становлением частью скучной серой массы» исчезнет. Ты уже будешь знать, что ты, как и большинство, самые обычные люди, и это ни разу не плохо. И, по иронии, если перестать желать обязательно чего-то добиться, то как раз можно освободить разум, чтобы по-настоящему к этому продвинуться, без опоры на чужое мнение и завышенных ожиданий.
И чем дальше, тем больше начнут нравиться базовые для жизни вещи – простая дружба, создание чего-либо, помощь нуждающимся, хорошо проведённое с любимым человеком время или просто чтение хорошей книги.
Звучит скучно. Но, может быть, это оттого, что такие вещи имеют самое большое значение.
Мысль про среднестатистического наблюдателя прям интересная. Ещё сдаётся, что не чуждый раздумьям "наблюдатель" наблюдает себя относительно небольшой популяции человеков, стиль жизни которых его почему-то в этот момент триггерит. И сильно масштабирует это видение. А если фокус сдвинуть на "соседнюю популяцию" - то вот ты уже и особенный. То есть вроде как надо понимать_осознавать_не поддаваться манипуляции, закрадывающейся тебе в голову: а на фоне кого хочешь выделиться? важно это тебе? почему ты думаешь, что это важно?