УУ. Запросы к ИИ, которые помогают лучше учиться

 Публичный пост
5 июня 2025  150

Дисклеймер:
"УУ" означает "Учись Учиться" - под этим шифром хочу писать сюда заметки по теме обучения. Буду делиться мыслями о том как учиться эффективнее, а еще техниками, лайфхаками и инструментами, которые использую сам.

Я уже где-то с месяц использую особые промпты, чтобы ИИ объяснял мне новые темы понятнее. Я использую шаблон templater в Obsidian, поэтому приведу его тут как есть, чтобы вы смогли его сразу проверить в своём Obsidian, а дальше немного объясню почему промпт именно такой.

Шаблоны templater

Шаблон 1 ("Ментальная модель"):

Ответь как профессор Computer Science. 
Отвечай только на мои вопросы. Пиши коротко, но максимально ёмко. Не подводи промежуточные итоги.
Также предложи ментальную модель для общего концептуального понимания <% tp.file.cursor(0) %>. 
Что главное мне нужно понимать про связь <% tp.file.cursor(0) %> с другими технологиями и подходами чтобы использовать это в процессе разработки ПО или управления командой? 
Перечисли пять ключевых тем, которые я должен понимать, чтобы понять <% tp.file.cursor(0) %>.
Также ответь на вопросы:
- Какие жесткие правила нужно запомнить, чтобы лучше понимать и правильно использовать  <% tp.file.cursor(0) %>?
- С чем в Computer Science можно сравнить <% tp.file.cursor(0) %> , чтобы лучше понять  <% tp.file.cursor(0) %>? 
- Чем именно я должен заниматься или на какой должности я должен работать, чтобы для меня было практически необходимо понимать <% tp.file.cursor(0) %>? 
- С чем я могу сравнить <% tp.file.cursor(0) %>, чтобы лучше понимать его в целом?

Шаблон 2 ("Развитие")

Ответь как профессор Computer Science. 
Отвечай только на мои вопросы. Пиши коротко, но максимально ёмко, используя специальные термины. Не подводи промежуточные итоги. В самом конце дай заключение.
Также предложи ментальную модель для общего концептуального понимания <% tp.file.cursor(0) %>. 
Что главное мне нужно понимать про <% tp.file.cursor(0) %> чтобы использовать это в своей работе? 
В своём овтете сделай упор на ответ на данные вопросы:
- Что предшествовало <% tp.file.cursor(0) %>? 
- Какую назревшую проблему решило появление <% tp.file.cursor(0) %>?
- За счет чего <% tp.file.cursor(0) %> решило эту пробелму?
- Изменялся ли <% tp.file.cursor(0) %> со временем? Если да, то как современный <% tp.file.cursor(0) %> отличается от того, который появился изначально?
- Какие этапы развития прошел <% tp.file.cursor(0) %> к настоящему моменту?
- Какие новые проблемы породило <% tp.file.cursor(0) %>? Как эти проблемы сейчас решаются?
- За что больше всего критикуют  <% tp.file.cursor(0) %>?
- Какие есть альтернативы  <% tp.file.cursor(0) %>?
- Что, как ожидается, придет на смену <% tp.file.cursor(0) %>?

Как это работает:

<% tp.file.cursor(0) %> - это место, куда одновременно везде впишется то название технологии или концепции, по которой я хочу получить ответ от ИИ.

Например, для термина StatelessHTTP второй шаблон "Развитие" будет выглядеть так:

Ответь как профессор Computer Science.
Отвечай только на мои вопросы. Пиши коротко, но максимально ёмко, используя специальные термины. Не подводи промежуточные итоги. В самом конце дай заключение.
Также предложи ментальную модель для общего концептуального понимания StatelessHttp.
Что главное мне нужно понимать про StatelessHttp чтобы использовать это в своей работе?
В своём овтете сделай упор на ответ на данные вопросы:

  • Что предшествовало StatelessHttp?
  • Какую назревшую проблему решило появление StatelessHttp?
  • За счет чего StatelessHttp решило эту пробелму?
  • Изменялся ли StatelessHttp со временем? Если да, то как современный StatelessHttp отличается от того, который появился изначально?
  • Какие этапы развития прошел StatelessHttp к настоящему моменту?
  • Какие новые проблемы породило StatelessHttp? Как эти проблемы сейчас решаются?
  • За что больше всего критикуют StatelessHttp?
  • Какие есть альтернативы StatelessHttp?
  • Что, как ожидается, придет на смену StatelessHttp?

Дальше я просто целиков вставляю в чат ИИ и читаю его ответ. Всё.

Объяснение

Почему два шаблона?

Оба шаблона похожи и пересекаются, но есть важные отличия:

"Ментальная модель" - это фотография текущего положения дел. Она нужна для понимания текущего места вопроса в общей целостной картине и связи его с другими темами в той же и смежной областях. В общем, это про настоящее.

"Развитие" - это кино. Это про историю и тренды. Про то почему явление стало таким каким мы его видим сейчас и что будет с ним дальше.

Плюс к тому из-за того, что два шаблона пересекаются, можно поймать ИИ на противоречии, вранье и галюцинациях. Мне пока этого делать не случалось, но всегда надо помнить, что ИИ верить нельзя - он может обмануть. Надо всегда проверять общую логику его ответов и сверять её с собственными знаниями.

Зачем "ментальная модель"?

Чем дальше, тем крепче я уверен, что любую, даже самую абстрактную концепцию надо начинать изучать с простой бытовой аналогии. Пусть эта аналогия неточна, даже ошибочна в деталях - не страшно. Понимание сути приходит как раз там, где мы проясняем почему и где наша бытовая аналогия неточна.

Поэтому ментальная модель - сравнение явления с коробкой, почтовым голубем, планетой, общением между людьми, ячменным зерном и т.д. и т.п. - это обязательное условие будущего понимания.

Зачем "развитие"?

Я уверен, вслед за Гегелем, что невозможно понять явление, если не проследить его в процессе развития - то есть рассмотреть как "вот этот милый карапуз вырос вот в это...."

А развитие, как мы знаем из Гегеля, всегда идет из-за внутреннего противоречия - то есть вся сложность текущего состояния явления это просто набор решений проблем, которые возникали. То есть это разрешенные противоречия. Это, иначе говоря, ответы на те вопросы, которые ставила жизнь. Чтобы "остаться в живых", чтобы сохраниться явлению пришлось измениться, усложниться.

Если мы будем знать вопросы, которые жизнь ставила, то нам станут куда понятнее и ответы, которые на эти вопросы давались.

Для чего подходит такой промпт?

Для всего. Эти вопросы универсальны для любой темы.

Я изучаю ИТ, поэтому прошу отвечать мне как профессор Computer Science. Но если бы я изучал кулинарию, то попросил бы отвечать как шеф-повар или пищевой технолог (так же они называются?).

Дизайн, нейробиология, садоводство, программирование - не важно. У любой области знаний есть текущее состояние, есть история и люди, которые в этой области разибираются.

Итого

Чтобы лучше понимать тему, технологию или явление, которое вы хотите изучить надо знать:

  1. Текущее состояние и положение в общем контексте (фотография)
  2. Историю развития и возникавшие проблемы (кино)

Такой подход, на мой взгляд, очень помогает не просто "знать", а именно "понимать".

Надеюсь, что этот пост будет полезен.

Спасибо за внимание и всего хорошего.

Аватар Ильин Александр
Ильин Александр @skitale
Философ-любительСбер
📍Москва, Россия

ТГ: @skitale
Личный канал: https://t.me/dumymaterialista

Живу в Москве, 39 лет.
Работаю в ИТ
Интересуюсь психологией, философией познания.

Образование: 1. Инженер-технолог 2. Лингвист (3). Психолог-психодраматист

Хобби: с 2013 года играю в любительском театре.

5 комментариев 👇

Интересно, а где-то раскрывается тема верификации ответов ИИ?...

  Развернуть 1 комментарий
  Развернуть 1 комментарий

Не, это немного о другом. Я под верификацией ответ ИИ понимаю какой-то способ понять, не галюцинирует ли он? Не херню ли говорит?

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, я спрашивал у нескольких разных ИИ и сравнивал ответы.

  Развернуть 1 комментарий

И да, "Computer Science" тоже надо вынести в шаблон и "процессе разработки ПО или управления командой"

А то я тут похулиганил и просто заменил плейсхолдер, оставив всё как есть. Получилось, конечно же, любопытно:

Отвечаю как профессор Computer Science, кратко и ёмко:

Ментальная модель для "Диарея" (как системной проблемы):
Представьте неконтролируемый, избыточный поток данных/работы/ошибок, перегружающий систему (организм/инфраструктуру/команду) и выводящий ее из равновесия. Ключ - распознавание, сдерживание, устранение причины и восстановление ресурсов.

Ну и в принципе прикольное там по тексту.

И, кстати, всё равно весьма любопытное упражнение получается. Не лишенное педагогического смысла: взглянуть на одно явление в одной области глазами специалиста в другой...

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб