Изначально этот пост был опубликован в моем ЖЖ в октябре 2011 года.
Тогда я еще сам работал по найму (руководил отделом разработки в "Лаборатории Касперского", сейчас уже просто Kaspersky). Лично сталкивался со всеми корпоративными заморочками в виде огромного количества совещаний и тонны переписок.
На тот момент я следовал GTD Дэвида Аллена (куда позже добавил человечности, своего взгляда на обучение людей и это превратилось в "Джедайские техники").
Это был пост 30-ти летнего замучанного руководителя. Оригинал тут (там в комментах интересное тоже есть).
Практики многие могут показаться жесткими, но меня за это не уволили.
Я сам ушел через 2 года после этого поста и начал заниматься тем, чем занимаюсь...
_________________________
Критикал-Патч для моего GTD
В свое время джедайская техника пустого инбокса спасла мой мозг от разрыва и позволила чуть ли не удвоить мою продуктивность. Однако время идет, все меняется, карьерный рост привел к плавному возрастанию нагрузки и вот в какой-то момент система, работавшая без сбоев без малого три года, начала давать трещину: размер тасклиста начал пухнуть (был пробит психологический уровень в 30 незавершенных задач), на разгреб входящих стало тратится слишком много времени, в страхе упустить что-то важное стал меньше реджектить собраний, контрольная карта показала устойчивый спад числа завершенных задач, некоторые задачи тупо попадали на пол, позже напоминая о себе в обличии факапов...
Придумать быстрый патч для спасения мозга помогли знания основ бережливого производства и andrey_stepenko (возможно, сам того не осознав :) )
Что я взял из Lean
Думаю, многие из вас знакомы с системой канбан - основой системы поставок точно вовремя. Суть системы заключается в том, что на следующий производственный этап изделие попадает ровно в тот момент, когда этот этап готов его принять. Не позже и не раньше. В данном случае "следующий этап" - это мой мозг, перед которым стоит список задач в качестве буфера (или, как говорят по бережливому, ящик хейдзунка), "предыдущий этап" - это обобщенная папка "входящие". Соответственно, каков смысл в разборе "входящих", если хейдзунка и так заполнен по самые помидоры? Простой вывод:
Если в списке задач список незавершенных дел превышает некоторое пороговое значение, то я тупо не читаю почту. Вот не читаю ее и все!
Тут могут возразить: "А вдруг там есть что-то срочное?". Если реально срочное - позвонят, если не очень срочное - подождут. Как правило, писем, требующих незамедлительной реакции, очень мало (грубая оценка: 1 из 300). Ради одного срочного читать все три сотни - нунах.
Что я взял из теории ограничений через Андрея Степенко
Как-то беседовали мы с Андреем про отдел, перегруженный задачами. Андрей поведал, что классическое правило поведения компании на рынке, где ограничением является компания, а не рынок - это задирать цены. Да, мысль проста, если я могу изготовить 30 штук чегобытонибыло в неделю (и не штукой больше), а заказов у меня систематически накапливается на 60 штук в неделю, то мой отдел продажников должен задирать цены до тех пор, пока число заказов не снизится до 30 штук в неделю (хоть в 10 раз задирай цену, но подстройся под ограничение). Действительно, зачем принимать заказы на то, что мы все равно не сможем поставить? С коммерческой компанией все понятно, она может менять цену и регулировать спрос, а что делать с почтой (в обобщенном смысле слова)? В явном виде я не могу задирать цену за обработку письма, регулируя тем самым спрос, соответственно, нужно придумать какой-то иной способ ограничения входящих. Изначально мне казалось, что разумно разгребать почту снизу вверх в порядке ее поступления, останавливаясь при заполнении буфера. Но тут я узрел несправедливость. Почему коммерческая компания, став ограничением, может получать от этого выгоду, а я нет? Спасибо Андрею, он помог - теперь, пополняя свой список задач, я начинаю выбирать то, что интересно мне самому (на самом деле, выбираю то, что в моей картине мира больше соответствует целям компании, что при правильной жизненно-джедайской позиции должно совпадать). И ниибет, кто первый пришел.
Этот патч пока является временным. Мне кажется, что я смогу выпустить сервис-пак, способный оптимизировать мое ГТД, но пока этого сервис-пака нет пусть идут нахуй этот патч спасает меня от разрыва мозга.
UPDATE: Слышал мнение, что за такое поведение могут и уволить, если вдруг на пол упадет что-то важное. Согласен. Могут. Но в такой ситуации, если уж на то пошло, этого не избежать. Так пусть уж уволят в трезвом уме и твердой памяти, чем через пол-года задротом-неврастеником.
UPDATE2: До руководства свою позицию довел. Работаем над сервис-паком вместе.
Прикольный артефакт - капсула времени из времен зарождения ДТ)
Можно периодически кормить босса задачами-ублажителями (из модели Кано), чтобы подгонять отставшую овцу репутации. Когда настанет вопрос увольнения - шансы что уволят будут ниже)
Про задирание цены для входящих задач: некоторые берут высокую эмоциональную плату за обращение. Но как по мне, это контрпродуктивно.
Странно, почему задачи на почту поступают. Мне почему-то всегда задачи назначали только на созвонах и встречах, спрашивали, сколько времени я буду их делать, и утверждали эту нагрузку. А если потом кто-то писал и что-то просил/предлагал, то я ему предлагала назначить встречу и уточнить требования к моей работе.