Об опасности голосовых сообщений за рулем

 Публичный пост
16 февраля 2025  802

В этой заметке есть несколько тезисов. Если будете писать в комментариях “я не согласен”, то укажите с каким именно. Если “со всеми”, то перечислите их явно.
А то я тут замечать стал, что многие люди спорят с тем, что сами себе додумали…

Почему я вообще уделяю такое внимание использованию смартфона, когда занимаюсь исследованиями в области психологии продуктивного умственного труда?
Тут логика такая, на мой взгляд, если человек не способен 30-40-50 минут воздержаться от использования смартфона, то у него есть явные проблемы с управлением собственным вниманием и сбиты настройки внутреннего детектора важности/срочности. А это означает проблемы с самоорганизацией.

Некоторое время назад я запускал баттл про голосовые сообщения, одним из аргументов за использование голосовых сообщений было то, что:

За рулем удобнее и безопаснее

Я в принципе очень плохо отношусь к людям, кто использует смартфон за рулем. Не важно во время движения или на светофоре.

Голосовые сообщения тоже недолюбливаю. И в этой заметке хотел бы еще разок поставить вопрос об их безопасности.

С одной стороны, если вы печатаете сообщение во время движения, то опасность этого очевидна: вы периодически на секунду-другую вообще не смотрите на дорогу, что может привести к совершенно разным последствиям (таким, таким или таким).

Казалось бы, всего этого нет, когда вы, держа смартфон “по-купечески”, надиктовываете голосовое сообщение. Благодаря этому вы вроде как и не отвлекаетесь от дороги вовсе. Но при этом утверждать, что вы не отвлекаетесь или что надиктовывание голосового сообщения совсем никак не влияет на то, как вы управляете автомобилем - не корректно.

Давайте рассмотрим одно исследование

Вот ссылка на него.

Исследование проводили на симуляторе (потому что ни один здравомыслящий человек не пустит долбоё водителя, втыкающего в смартфон, на дороги общего пользования):

Степень отвлечение водителя измеряли при помощи методики Lane Changing Task - задача на смену полосы движения. Выглядело это так: ты едешь на своем симуляторе и как только замечаешь специальный знак, то перестраивается в ту полосу, на которой не стоит знак “Х”:

Исходя из того момента, когда вы заметили знак и характеристик маневра рассчитывали число, которое обозначало то, как хорошо вы с задачей справились. Там этот рассчет не тривиальный и зависел ещё от индивидуальных калибровок - то есть, каждому участнику давали погонять на симуляторе и смотрели как он вообще справляется с задачей, когда его ничего не отвлекает.

А потом испытуемых начали отвлекать. Пока они катались на симуляторе и меняли полосу по сигналу, им в WhatsApp приходило сообщение, содержащее 5 случайных букв и дальше дизайн эксперимента сводился к схеме 2х2:

  • Простая реакция (надо отправить назад эти 5 букв как есть) или сложная реакция (надо эти случайные буквы отправить назад в алфавитном порядке)
  • Голосовуха или текст. То есть, каким образом испытуемый отправлял назад эти буквы: печатал или надиктовывал.

Результаты получились такие:

Нам здесь интересна строка “Mdev (LCT)”, строка “NASA-TLX” - это баллы по опроснику, где оценивали субъективную нагрузку на мозг, но нам это сейчас не интересно (потому что у тех, кто пользуется смартфоном за рулём нет мозга, ха-ха-ха).

Если вы не читали статью про "учёные доказали", то M - это среднее значение, а SD - стандартное отклонение или мера разброса данных от среднего.

В общем, эти цифры показывают:

  1. Даже простая голосовуха сказывается на результатах (бейзлайн M=0.28, SD=0.05 против M=0.39, SD=0.11, это значимое отличие: p<0.0001)
  2. Простая голосовуха (M=0.39, SD=0.11) действительно влияет меньше, чем простой текст (M=0.53, SD=0.12) и уж тем более сложный. Тут так же p<0.0001.
  3. Сложная голосовуха (M=0.54, SD=0.21) не отличается даже от сложного ответа текстом (M=0.59, SD=0.14). Если посчитать t-критерий, то получим p=0.35. С простым текстом там вообще чуть ли не равенство.

Надеюсь, что пользователи голосовух к мышлению не способны, поэтому все их ответы простые и это действительно безопаснее текста.

Но есть ещё один момент… Когда вы сравниваете опасность текста и голосовух, то вы отталкиваетесь от опасности единичного события! А это не всегда корректно.

Допустим, опасность от одной простой голосовухи ниже, чем от одного сообщения текстом, но что если из-за этого убеждения вы позволяете себе пользоваться голосовухами чаще?

Что если с одной стороны шанс оказаться в неприятностях при отправке голосовухи за рулем в два раза ниже (это я для примера), чем при написании сообщения, но при этом вы ими пользуетесь в три раза чаще?… Тогда может получииться, что интегрально голосовухи опаснее!

Связанные посты
14 комментариев 👇
Максим Дорофеев Прокрастинатолог автор 16 февраля в 12:32

Я даже во времена коробочничества так не делал ;-) И ездил преимущественно без музыки.

А для моциклистов при желании найти можно кучу девайсов, чтобы залипать. Вот такие, например.

У меня мотик коннектиться с телефоном и я специально вырубал возможность принимать в мотоцикл звонки.

  Развернуть 1 комментарий

У меня есть посторонняя гипотеза. Что ты так не любишь смартфон за рулем, потому что как мотоциклист не можешь так делать больше всех от этого страдаешь :)

  Развернуть 1 комментарий

Вот гипотеза, что меня они бесят, потому что из-за них постоянно ширина междурядья плавает и меняется - это да... :-)

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, кстати было бы любопытно (но лень копать), какие аварии чаще всего случаются из-за залипания в телефон. Вангую, что влетают в жопу впередиидущему. Или сбивают пешеходов?

  Развернуть 1 комментарий

У меня в очереди есть заметка и на эту тему... Если кратко, то никто не знает. По ДТП с пострадавшими такого точно не будет

Как минимум потому, что ДТП с тяжкими последствиями - это уголовка, а в рамках уголовного процесса есть презумпция невиновности. Поэтому, если обвиняемый сказал, что был ослеплен Солнцем, значит это и рассматривается судом как основная причина наезда на пешеходов на пешеходном переходе, пока это не будет опровергнуто или будет доказано что-то ещё. От наказания это не освободит, но его суровость повлияет.

А мелкие ДТП... Да там тоже кто будет признаваться, что завтыкал...

Это редкие случаи, когда чувак был с регистратором и инспекторы сами извлекли карту памяти без согласия владельцы и там обнаружили... Но и то, не всегда это может быть доказательством.

  Развернуть 1 комментарий

В Далласе по утрам когда дети идут в школу и со школы возле каждой школы есть специальное ограничение по скорости в назначенное время. Там часто стоят полицейские.
Если водитель превысит или его заметят держащего телефон в такое время, сразу двухкратный штраф - около $500. Если рецидив, то суд.

  Развернуть 1 комментарий

А за использование телефона за рулем тоже жестко наказывают? :-)

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, да, но только на участках рядом со школами и в определенное время утром и вечером. Загорается специальный сигнал. Скорость ограничивается до 20 миль в час. Не дай Бог кто превысит или будет смотреть в телефон. Полиция очень жестко реагируют.

  Развернуть 1 комментарий

Если рецидив, то суд.

А суд что делает? Посадить могут?

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, только если сбить.

Вот деревянный перевод от Grok:
В районе Даллас-Форт-Уэрт (DFW) использование мобильного телефона в школьной зоне в запрещённые часы — обычно утром, когда ученики приходят, или вечером, когда уходят, — может привести к нескольким возможным последствиям. Эти правила существуют, чтобы обеспечить безопасность детей, не позволяя водителям отвлекаться.

Вас могут остановить и выписать штраф. Закон Техаса запрещает использование мобильного телефона в руках в активных школьных зонах, и в DFW это правило действует, когда установлены знаки школьной зоны и ограничения активны — обычно это обозначено мигающими огнями или конкретным временем, например, с 7 до 9 утра и с 14 до 16 вечера. Если вас поймают, штраф может составить до 200 долларов плюс судебные издержки, а также это добавит два балла к вашему водительскому удостоверению, что может повлиять на стоимость страховки или даже на статус вашей лицензии, если баллов накопится больше.

Если вы не отреагируете на штраф — например, пропустите дату суда, указанную в нём, — на вас могут выдать ордер на арест, и придётся платить дополнительные сборы. Однако строгость исполнения может варьироваться. Некоторые города, такие как Гарленд, исторически не устанавливали знаки, что делало запрет там неисполнимым, если только это недавно не изменилось. Другие, например Аллен, могут сначала выносить предупреждения, особенно если правило ещё ново для водителей.

Есть небольшое послабление: если вы остановились — например, на светофоре — или используете беспроводные технологии, такие как Bluetooth, то всё в порядке. Но если вы держите телефон в руках, чтобы говорить, писать сообщения или листать что-то, пока едете через активную зону, это то, что приведёт к проблемам. В худшем случае, если из-за отвлечения вы попадёте в аварию, штрафы могут вырасти, а страховые и юридические неприятности добавятся.

Местные полицейские в DFW обычно следят за этим в часы пик у школ, так что лучше просто убрать телефон, пока вы не покинете зону. Это сохранит детей в безопасности, а ваш кошелёк — в порядке.

  Развернуть 1 комментарий

а также это добавит два балла к вашему водительскому удостоверению

Точно! Там же есть эта система с баллами, да? То есть, злостным нарушителям могут и аннулировать права? И живи в южном штате без автомобиля... А это какая-то жесть, если вообще возможно.

  Развернуть 1 комментарий
Григорий Третьяков CTO/Руководитель разработки 4 марта в 10:34

Было бы интересно посмотреть на результаты такого исследования для разных возрастных категорий, а не только студентов, которые без телефона жить не могут.

У меня после этой заметки и статьи об исследовании появились вопросы, на которые пока не нашёл ответа:

  1. Как влияет на внимание на дороге общение голосом с одним из пассажиров?
  2. Насколько сильно снижает внимание разговор по телефону через громкую связь, когда обе руки на руле?

На самом деле, меня интересуют ответы на другие вопросы, но я не знаю как эти ответы получить.

  1. На сколько падает моя концентрация за рулём, если я поддерживаю разговор с пассажиром?
  2. На сколько падает моя концентрация, если я слушаю аудиокнигу?
  3. На сколько падает моя концентрация, если я говорю по телефону? Именно я, а не какой-то другой человек, потому что у меня есть свои водительские привычки. Например, если я предвижу сложный участок через 100-300 метров, то я говорю собеседнику, чтобы подождал, пока я его не проеду, а сам в это время буду молчать. А если я просто вижу что-то сложное здесь и сейчас, то просто замолкаю, а потом извиняюсь.

Было здорово учесть в таком эксперименте именно мои данные: телефон лежит там, где я его взять в принципе не могу, да ещё и проводом прикреплён, звоню я через кнопку на руле, обе руки всегда на руле (разве что нос почесать), мне 40 лет, водительский стаж на разных машинах, раз в полгода перепрохожу билеты на знание ПДД. Может быть таким старикам, как я, нужно ездить молча и смотреть только на дорогу, несмотря на все предосторожности.

Провести бы над собой такой эксперимент, и вот тогда бы я сделал какой-то важный вывод именно для меня, можно ли мне разговаривать с женой, пока мы едем, или лучше помолчать.

  Развернуть 1 комментарий

для разных возрастных категорий, а не только студентов, которые без телефона жить не могут.

Ох... Это прям боль всей современной экспериментальной психологии :-) Огромная часть всей экспериментальной базы - это опыты над студентами американских ВУЗов.

Есть опросы, говорящие о том, что молодежь чаще пользуется телефоном за рулем, чем люди старшего возраста. Видел публикацию исследователей из Южной Кореи и там у них девушки пользовались смартфоном за рулем чаще, чем мужчины.

Но тут же речь о влиянии использования на вождение. Таких работ не встречал.

  1. Как влияет на внимание на дороге общение голосом с одним из пассажиров?
  2. Насколько сильно снижает внимание разговор по телефону через громкую связь, когда обе руки на руле?

Есть исследования. Там сравнивали телефон в руках и телефон без рук. Без рук отвлекает меньше.

Пассажира с телефоном тоже сравнивали. Тут забавно, выяснилось, что при разговоре с пассажиром он сам чует, когда ситуация становится напряжной и начинает снижать нагрузку на водителя. С телефоном не так

  Развернуть 1 комментарий

Провести бы над собой такой эксперимент, и вот тогда бы я сделал какой-то важный вывод именно для меня, можно ли мне разговаривать с женой, пока мы едем, или лучше помолчать.

Именно поэтому у меня в "Пути джедая" есть глава о том, что исследования ученых во многом бесполезны для выводов о себе лично...

Чтобы делать выводы о себе лично, нужно и исследовать себя лично. А это уже другая форма научных исследований ;-)

  Развернуть 1 комментарий

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб