Как лучше выживать в корпоративном мире, оставаясь при этом максимально полезным?
В какой-то момент в голове сложилась картина, что хорошим может считаться руководитель (как и сисадмин), который ничего не делает и все без его участия работает как часы.
Об этом же говорит знаменитая притча, когда менеджеров отправляют во внезапный отпуск, а команды работают хуже/также/лучше, в связи с чем премируют менеджера у которого команда не потеряла и не приобрела в эффективности.
В ходе работы у меня сложился следующий подход к руководству командой: выстроить процессы, делегировать все что делегируется, вырастить самостоятельную команду, себе оставить только работу с мотивацией, планами развития, эскалациями.
Плюс, разумеется, шарить экспертизу: все технические знания передать команде, научить всех тимлидов работать с мотивацией, письменно регламентировать все процессы взаимодействия чтобы у команды возникало минимум вопросов куда идти, научить тимлидов смежных команд делать тоже самое, по максимуму закрыть bus-фактор чтобы при сработавшем риске всегда было кому подхватить.
По джедайским заветам такой подход позволяет работать над важными, а не срочными задачами, что благотворно сказывается на развитии.
Но, как оказалось, в момент кризиса начальство и заказчик в первую очередь предпочтут отказаться именно от такого менеджера, чем от тех кто в мыле тушит сиюминутные пожары и критически важен для решения краткосрочных задач.
Такая ситуация заставляет задуматься, действительно стоит ли расшаривать все свои знания, став максимально заменимым, или нужно взращивать свою уникальность и оказывать пользу только по запросу?
Понятно, что при первом варианте ценность специалиста остается в его опыте получения и обработки этих знаний, который он потом может применить на новые знания, но ценится ли этот подход в корпоративном мире?
В голове еще возникал вариант, когда часть знаний шарится, а часть скрывается, но подход с полумерами мне не нравится - если я могу закрыть все критикалы, то зачем мне искусственно себя ограничивать?
P.S. Руководитель который очень любит выстраивать процессы ищет работу.
за «Шарить экспертизу»
за «Быть хранителем уникальных знаний»
Я не мыслю в рамках корпоративной культуры и ситуаций, когда поделиться знанием — значит потерять свою уникальность. Поэтому мой ответ может быть не вполне применим к ситуациям именно в корпорациях.
Но для меня делиться знаниями, лайфхаками, плюшками, процессами — значит приносить пользу миру. Я думаю, что моя полезность для мира не в уникальных знаниях, которые надо прятать, иначе меня заменят. А в том, что я могу делать полезные штуки, а за счет обучения им других — масштабировать эту пользу в мир.
Если же корпорация увольняет человека за «слишком хорошо выстроенные процессы», она больше теряет, чем приобретает — в отличие от человека. А «настроил процессы в компании Х так, что там всё работает как часы без внешней супервизии» — козырнейшая строчка в резюме. :)
Если не шарить экспертизу, то придется вечно разгребать одни и те же задачи самому, не щупая ничего новенького.
Корпорация, в которой работают только хранители уникальных знаний обречена на вечную и тяжкую борьбу за выживание.
Но тут стоит заметить, что это актуально, когда этот рост возможен. То есть:
Вот тут, конечно, было бы интересно узнать всю историю целиком... Но в ее истинности я особо и не сомневаюсь.
Очень сложно предсказать какой подход как повлияет на трудоустройство и карьеру. Компании разные, культура разная.
Я например, заметив сознательное увеличение басфактора постараюсь избавиться от такого человека до кризиса. Для меня это "недобросовестность" и прям сразу жесткий красный флаг.
Но я конечно могу и не заметить ...
Что важно в этой истории, при добросовестном поведении ты вероятно покинешь "плохое" место, где не ценят эту добросовестность или сделаешь карьеру в "хорошем". Плюс в любом случае заработаешь хорошую репутацию.
В обратном сценарии наоборот, останешься в "плохом" или вылетишь из "хорошего" и получишь плохую или "никакую" репутацию.
Я уверен, что на горизонте 3-5 лет эта стратегия выгодна. Ну и совесть не будет отгрызать мыслетопливо :-) Тоже немаловажно.
Одной из первостепенных задач как Тим лида я вижу в подготовке коллег, чтобы они были круче чем я.
А чтобы было чем делиться, я стараюсь постоянно разбираться со сложными вопросами, и учиться новым вещам сам.
Я думаю в жизни существует равновесие. Если ты много «отдаешь», то для уравновешивания к тебе будет много «приходить».
Один пример не из корпоративного мира который только случился со мной. В Декабре прошлого года моя старая знакомая переехала в США. Я решил ее поднатаскать с точки зрения поиска работы. У нас было 2-3 встречи по часу каждое. Я помог с ее резюме (использовали Jobscan.Co чтобы сделать больший match по ключевым словам), со страницей в LinkedIn и мы брейнштормили над ее стратегией поиска.
После чего, мы не были на связи более 6 месяцев.
1.5 месяца назад на LinkedIn появилась новость что она вышла Product Manager-Ом в Амазон на L6 уровень. Я был безумно рад за неё!
Пару недель назад, она мне написала, и спрашивает, хочешь я тебе дам реферал? Ты скорее всего будешь получать в два раза больше чем сейчас плюс Крутая команда. У нас с ней было 2 звонка. Я полностью пересобрал резюме. У меня вчера был первый запрос от Амазоновского рекрутера в AWS команду. Пока результата нет, но подход «отдавай» не ожидая ничего взамен, и тебе вернется уравновешивающий ответ тем или иным образом, работает для меня.
Мораль - делай добро, и бросай его в воду, и тебе будет счастье 😊👹