Речь идет об обучении взрослых
Для многих наших потенциальных клиентов , наверняка, это будет довольно полезная дискуссия. Если что, то я и моя команда занимаемся корпоративным обучением - не стесняйтесь обращаться ко мне за деталями (программами, ценами, датами).
А тут еще и очередная волна коронавируса и опять перспективы удаленки...
Признаюсь, что изначально я очень скептически относился к обучению онлайн. Только оффлайн и вживую. Но после всемирного карантина я опробовал онлайн формат и понял, что часто (не всегда) недостатки онлайна можно нейтрализовать, а вот преимущества онлайна часто в оффлайне использовать не получается.
В общем, давайте запускать дискуссию. Я пойду и сам аргументов в пользу той или иной стороны наброшу.
Мои аргументы будут опираться на важный тезис: мы считаем, что цель обучения - это не получение знаний, а умение действовать со знанием дела!
Именно для этого у нас много упражнений и работы в малых группах.
Ну и еще раз
Речь идет об обучении взрослых
С детьми все иначе...
за «Учиться в онлайне»
за «Учиться в оффлайне»
У меня вот свежий опыт прохождения асинхронного онлайн языкового курса. Сам смотришь видос, сам делаешь тесты, а сочинения и наговорённые на камеру ответы посылаешь преподу. Препод раз в несколько дней даёт фидбек, просит что-то переписать с исправлениями. Того же препода можно спросить, если что-то непонятно, он отвечает в чате в течение суток. Вообще супер удобно, сам решаешь, когда учиться, сколько проходить за раз, но при этом есть дедлайны каждую неделю, не расслабишься.
При этом с одной стороны, многим задать вопрос в чат проще, чем живому преподу на глазах у всех, а с другой поскольку надо подождать ответа, то если припёрло вот прям щас, пойдёшь в словарь или справочник и напряжёшь мозг, а не сразу кинешься спрашивать. Короче, польза со всех сторон)))
В онлайне люди проще отвлекаются, так как находятся в одном клике от почты и чатиков, где все такое срочное-срочное, аж жить не могу, дайте немедленно проверить :)
В оффлайне можно попросить выключить / сдать телефоны. Или хотя бы видно, когда человек пользуется смартфоном... В онлайне за этом не уследишь. Особенно в культурах, где не принято включать камеры...
Конечно, нельзя в онлайн один в один переносить оффлайн формат лекционного бубнилова. Мы вставляем много упражнений и групповой работы, но некоторые участники считают что цель обучения - это получение знаний. Надо что-то узнать и тогда наступит счастье. А получать знание можно и проверяя параллельно почту с чатами, я же вас слышу... "Упражнения - это все потом, я вот все-все-все сейчас послушаю, все пойму и потом все сделаю, а пока быстренько чаты проверю".
Так что да, к обучению в онлайне должны быть готовы и ученики... И на поверку не в каждой компании они к такому готовы.
Опять же, если говорить о формате 8 уроков раз или два в неделю, то примерно у трети группы, с хотя бы одним занятием случаются накладки (отпуск, болезнь, командировка). В онлайне это проще.
Конечно, онлайн не спасает от пересечения с рабочими встречами, но и оффлайн, собственно, тоже...
не всегда, но часто участники к онлайну подключаются с рабочих мест или вообще в дороге. И пространство не всегда располагает к комфортной обстановке для общения, выполнения заданий и прочего. Вопрос решаемый, но ответственность на участниках подобрать комфортное пространство. В офлайне тренеры и организаторы решают этот вопрос за участников, собирая их с специально подготовленном месте, в идеале вне офиса, чтобы не было соблазна "сбегать на встречку"
Если речь идет про формат обучения вообще, то можно собрать группу не только из одной компании. Два человека оттуда, трое отсюда, еще трое каждый сам по себе, кто-то вообще не работает, но пришел по рекомендации друга так как тема интересна.
При этом в одной встрече люди могут быть из разных городов, а если бы встреча была оффлайн, то ради одного/двоих/троих мероприятие проводить скорее всего не будут. Из этого вытекает - больше всяких разных людей, разнообразнее опыт и обратная реакция. Больше перспектив создать новые коммуникации (в своей компании я и так могу с людьми связаться что-то обсудить, а вот с людьми из другой компании нет, разве что только по знакомым).
Blended Learning, или cмешанное обучение – это образовательная концепция, в рамках которой студент/школьник получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии.
Весь материал который может быть изучен без учителя должен быть переведен в онлайн.
Flip Teaching
A flipped classroom is an instructional strategy and a type of blended learning that reverses the traditional learning environment by delivering instructional content, often online, outside of the classroom.
It moves activities, including those that may have traditionally been considered homework, into the classroom. In a flipped classroom, students watch online lectures, collaborate in online discussions, or carry out research at home while engaging in concepts in the classroom with the guidance of a mentor.
Как бы глупо идти в обход всеми признанных практик в обучении и переизобретать велосипед.
Раньше я делал оффлайн упражнения с флипчартами / стикерами, но корявый почерк подавляющего числа участников сводил на нет почти всю пользу. А с тем же Google Docs этой проблемы нет :)
Когда ты разбиваешь группу в 20+ человек на 4-5 малых групп и даешь задание, то в аудитории начинается галдеж. А в Zoom люди разошлись в комнаты и не мешают друг другу.
Для изменения поведения (а все наше обучение именно об этом, а не про "получить знания") важно двигаться постепенно и небольшими шагами.
Например, для "джедайских техник" мы используем формат 8 уроков по 2 часа раз в неделю. Если проводить в таком формате обучение в городе, где у нас нет тренера, то это не налетаешься...
Я когда-то для некоторых своих хороших клиентов такое проводил в Петербурге... По два раза в неделю катался. Но там ценник был как чугунный мост (хотя в сапсане бОльшую часть второй книги сделал..., но это уже другая история...).
Если мы общаемся в зум, то у ведущего всегда есть опция замьютить "галдеж", не прибегая к фасилитаторским спец. техникам, которые тоже могут быть при определенных условиях неэффективными.
Можно давать высказаться всем, а не только самым громким, и не обязательно голосом, а через чат.
Также можно удобно структурировать и собирать вопросы.
Важный момент в том, что взрослые тоже разные.
Если взрослый хочет учиться - онлайн лучше именно для Джедайских техник. Потому что большую часть времени умные люди сейчас проводят в онлайне ну или как минимум перед инструментами. И в этих инструментах их учить удобнее и им самим учиться удобнее.
Если же человек сам учиться не хочет - тогда «офлайн» выдёргиваете может быть удобнее.
Не скажу за всю Одессу: ИМХО По крайне мере, мой мозг, не считает картинки людей в Zoom за настоящих людей, в сравнении с оффлайн общением. Чувствуется слишком большая искусственность, а если есть задержки в соединении или плохой микрофон, то появляется даже раздражение на человека, а не на техническую сторону. Ведь "Как" сказать иногда важнее чем "Что" сказать.
Наверное невербального общения мне нехватаєт.
Также, может мне онлайна слишком много в последние время попалось. Или просто мне нехватает окситоцина 🤔.
Всем добра 😇
В случае различных форс-мажоров можно сделать запись занятия и разобрать ее позже. Конечно это не то, что непосредственно участвовать, но лучше чем ничего.
Не так давно был на обучении, где видео было включено только у меня и тренера. Остальное все было черными-квадратиками. Это просто жесть. А бывает, что еще и вопросы не задают. Непонятно - если там за ними кто-нибудь или нет, какая у них реакция. Все таки тренинг - это инетрактивность, работа с аудиторией и, соответственно, работа аудитории.
Для взрослых учеба - это не основной вид деятельности, и сил/времени/мыслетоплива часто уходит по остаточному принципу, хотя ситуации разные бывают. Минимум действий, чтобы учиться онлайн, и столько всего, чтобы доехать/накраситься/одеться/спланировать, чтобы учиться оффлайн.
Если бы все джедайские (и не только) движи были бы в оффлайне, то это была бы какая-то дискриминация по месту жительства. В Москве все было бы. А я из Н-ска, и мне более чем нормально, что все в онлайне
зачем ограничивать себя учителями, которые близки к вам географически, когда в онлайне можно учиться у личших инструкторов в мире?
Не нужны спец. техники, чтобы люди имели возможность пообщаться в перерыве на отвлеченные или неотвлеченные темы.
Если компания заказывает мероприятие оффлайн, и оплачивает командировку для участников, то после мероприятия можно погулять по другому городу, посетить какие-то интересные места. Позитивные впечатления будут дополнительно подпитывать эффект обучения на мероприятии.
По собственному опыту знаю, при общении онлайн, в том числе если тема обучение, как только что то !показалось! не очень интересным надо пока там не интересно глянуть в соц сеточки, почту и рабочий чат. И дальше оттуда, из ушедшего в фон источника вещания должно донестись что то "очень интересное" чтобы вернуть фокус внимания.
При оффлайне, телефоны конечно отбирают прям редко, но отвлекаться в телефон как то все таки не комильфо и это конечно происходит, но на порядок реже.
В онлайне первым делом предстоит битва за включенные камеры, с угрозами выгнать с обучения. Что задаст сразу некоторый фон антипатии. А если ее не вести то контакта не будет совсем.
Аудио + видео конечно доставляют существенное количество невербалики но явно не всю. Хрен знает какой там процент и как его мерять но у меня ощущение что потери весьма существенны.
Я вполне верю в онлайн самообучение на некотором материале. Марафон прям зашел. Но организуя обучение группы когда мне важен результат, буду биться за то чтобы сделать оффлайн формат.
По мне, если видишь других участников вовлеченность повышается. В онлайне не та обстановка, всё делается сидя. А в оффлайне задействованы разные мышцы, помотать головой, подойти подсмотреть что-либо у другого)
А знания получаем и закрепляем дома. Когда сядем спокойно за свой стол и сделаем домашнюю работу.
К ним относится моя дочка. Ей желательно максимально живое взаимодействие, тогда и быстрее учится, и сам процесс какой-то приятный. Я с такими людьми работала, но им и в онлайне было норм, главное, чтобы через взаимодействие. В оффлайне они оживают и расцветают (преимущественно женщины, кстати, по моим наблюдениям), опять же повод платье купить и/или выгулять)) Доча, кстати, мудро поступает, когда ей не хочется идти в музыкалку или скучно, то надевает красивую юбку, и ей как-то нормально переться на сольфеджио))