Учиться в онлайне
или
Учиться в оффлайне
 Публичный пост    31 августа 2022  1300

Речь идет об обучении взрослых

Для многих наших потенциальных клиентов , наверняка, это будет довольно полезная дискуссия. Если что, то я и моя команда занимаемся корпоративным обучением - не стесняйтесь обращаться ко мне за деталями (программами, ценами, датами).

А тут еще и очередная волна коронавируса и опять перспективы удаленки...

Признаюсь, что изначально я очень скептически относился к обучению онлайн. Только оффлайн и вживую. Но после всемирного карантина я опробовал онлайн формат и понял, что часто (не всегда) недостатки онлайна можно нейтрализовать, а вот преимущества онлайна часто в оффлайне использовать не получается.

В общем, давайте запускать дискуссию. Я пойду и сам аргументов в пользу той или иной стороны наброшу.

Мои аргументы будут опираться на важный тезис: мы считаем, что цель обучения - это не получение знаний, а умение действовать со знанием дела!
Именно для этого у нас много упражнений и работы в малых группах.

Ну и еще раз

Речь идет об обучении взрослых

С детьми все иначе...

14 аргументов и 33 плюсика
за «Учиться в онлайне»
9 аргументов и 14 плюсиков
за «Учиться в оффлайне»
за «Учиться в онлайне»
можно ещё и асинхронно

У меня вот свежий опыт прохождения асинхронного онлайн языкового курса. Сам смотришь видос, сам делаешь тесты, а сочинения и наговорённые на камеру ответы посылаешь преподу. Препод раз в несколько дней даёт фидбек, просит что-то переписать с исправлениями. Того же препода можно спросить, если что-то непонятно, он отвечает в чате в течение суток. Вообще супер удобно, сам решаешь, когда учиться, сколько проходить за раз, но при этом есть дедлайны каждую неделю, не расслабишься.

При этом с одной стороны, многим задать вопрос в чат проще, чем живому преподу на глазах у всех, а с другой поскольку надо подождать ответа, то если припёрло вот прям щас, пойдёшь в словарь или справочник и напряжёшь мозг, а не сразу кинешься спрашивать. Короче, польза со всех сторон)))

Да, асинхронное обучение - это тоже интересно и в онлайне оно организуется прям естественным образом

  Развернуть 1 комментарий
за «Учиться в оффлайне»
В оффлайне можно отобрать смартфоны

В онлайне люди проще отвлекаются, так как находятся в одном клике от почты и чатиков, где все такое срочное-срочное, аж жить не могу, дайте немедленно проверить :)

В оффлайне можно попросить выключить / сдать телефоны. Или хотя бы видно, когда человек пользуется смартфоном... В онлайне за этом не уследишь. Особенно в культурах, где не принято включать камеры...

Конечно, нельзя в онлайн один в один переносить оффлайн формат лекционного бубнилова. Мы вставляем много упражнений и групповой работы, но некоторые участники считают что цель обучения - это получение знаний. Надо что-то узнать и тогда наступит счастье. А получать знание можно и проверяя параллельно почту с чатами, я же вас слышу... "Упражнения - это все потом, я вот все-все-все сейчас послушаю, все пойму и потом все сделаю, а пока быстренько чаты проверю".

Так что да, к обучению в онлайне должны быть готовы и ученики... И на поверку не в каждой компании они к такому готовы.

за «Учиться в онлайне»
Меньше пропускающих занятия

Опять же, если говорить о формате 8 уроков раз или два в неделю, то примерно у трети группы, с хотя бы одним занятием случаются накладки (отпуск, болезнь, командировка). В онлайне это проще.

Конечно, онлайн не спасает от пересечения с рабочими встречами, но и оффлайн, собственно, тоже...

Вот в части этого тезиса мне кажется есть предубеждение по поводу того, что офлайн тренинг все серьезно, надо выделить время и типа "человек недоступен". В онлайне этого ощущения важности и серьезности нет. Камеру выключил, замьютился, и хоть по второму зуму, хоть по телефону делай че хош...

  Развернуть 1 комментарий
за «Учиться в оффлайне»
Безопасное пространство для участников

не всегда, но часто участники к онлайну подключаются с рабочих мест или вообще в дороге. И пространство не всегда располагает к комфортной обстановке для общения, выполнения заданий и прочего. Вопрос решаемый, но ответственность на участниках подобрать комфортное пространство. В офлайне тренеры и организаторы решают этот вопрос за участников, собирая их с специально подготовленном месте, в идеале вне офиса, чтобы не было соблазна "сбегать на встречку"

за «Учиться в онлайне»
Проще подбор участников, больше разнообразия

Если речь идет про формат обучения вообще, то можно собрать группу не только из одной компании. Два человека оттуда, трое отсюда, еще трое каждый сам по себе, кто-то вообще не работает, но пришел по рекомендации друга так как тема интересна.

При этом в одной встрече люди могут быть из разных городов, а если бы встреча была оффлайн, то ради одного/двоих/троих мероприятие проводить скорее всего не будут. Из этого вытекает - больше всяких разных людей, разнообразнее опыт и обратная реакция. Больше перспектив создать новые коммуникации (в своей компании я и так могу с людьми связаться что-то обсудить, а вот с людьми из другой компании нет, разве что только по знакомым).

за «Учиться в онлайне»
Без онлайн невозможно реализовать концепцию Blended Learning

Blended Learning, или cмешанное обучение – это образовательная концепция, в рамках которой студент/школьник получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем. Такой подход дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Смешанное образование позволяет совмещать традиционные методики и актуальные технологии.

Весь материал который может быть изучен без учителя должен быть переведен в онлайн.

Flip Teaching
A flipped classroom is an instructional strategy and a type of blended learning that reverses the traditional learning environment by delivering instructional content, often online, outside of the classroom. 
 
It moves activities, including those that may have traditionally been considered homework, into the classroom. In a flipped classroom, students watch online lectures, collaborate in online discussions, or carry out research at home while engaging in concepts in the classroom with the guidance of a mentor.

Как бы глупо идти в обход всеми признанных практик в обучении и переизобретать велосипед.

за «Учиться в онлайне»
Выполнение упражнений: Совместное редактирование онлайн документов круче, чем корявый почерк на стикерах в оффлайне

Раньше я делал оффлайн упражнения с флипчартами / стикерами, но корявый почерк подавляющего числа участников сводил на нет почти всю пользу. А с тем же Google Docs этой проблемы нет :)

Эта проблема бывает и в офлайне: когда кто-то из США без русской раскладки пытается печатать корявым транслитом Х_Х спасибо что хоть не транслит арабской вязью XD. Но такое, конечно, редкость.

  Развернуть 1 комментарий

@amyskova, ni razu takogo ne bilo esli chesno :)

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, na zanudnie voprosi v klub prixodil takoy =)

  Развернуть 1 комментарий

@amyskova, а, точно, было один раз :) Но он хотя бы говорил не транслитом :)

  Развернуть 1 комментарий
за «Учиться в онлайне»
Удобство работы в малых группах

Когда ты разбиваешь группу в 20+ человек на 4-5 малых групп и даешь задание, то в аудитории начинается галдеж. А в Zoom люди разошлись в комнаты и не мешают друг другу.

за «Учиться в онлайне»
Удобство формата малых уроков

Для изменения поведения (а все наше обучение именно об этом, а не про "получить знания") важно двигаться постепенно и небольшими шагами.

Например, для "джедайских техник" мы используем формат 8 уроков по 2 часа раз в неделю. Если проводить в таком формате обучение в городе, где у нас нет тренера, то это не налетаешься...

Я когда-то для некоторых своих хороших клиентов такое проводил в Петербурге... По два раза в неделю катался. Но там ценник был как чугунный мост (хотя в сапсане бОльшую часть второй книги сделал..., но это уже другая история...).

Также эта растянутость во времени дает больше вариативности при применении обратного (вывернутого) класса, когда теорию и возможно часть упражнений участники делают ассинхронно.

  Развернуть 1 комментарий
за «Учиться в онлайне»
Больше управляемости в ходе обучения

Если мы общаемся в зум, то у ведущего всегда есть опция замьютить "галдеж", не прибегая к фасилитаторским спец. техникам, которые тоже могут быть при определенных условиях неэффективными.

Можно давать высказаться всем, а не только самым громким, и не обязательно голосом, а через чат.
Также можно удобно структурировать и собирать вопросы.

за «Учиться в онлайне»
Потому что люди и так в большинстве случаев в онлайне

Важный момент в том, что взрослые тоже разные.

Если взрослый хочет учиться - онлайн лучше именно для Джедайских техник. Потому что большую часть времени умные люди сейчас проводят в онлайне ну или как минимум перед инструментами. И в этих инструментах их учить удобнее и им самим учиться удобнее.

Если же человек сам учиться не хочет - тогда «офлайн» выдёргиваете может быть удобнее.

ну да, в оффлайне проще отбирать смартфоны, заставлять учиться, "работать с возражениями" и применять прочие проявления насилия :)

  Развернуть 1 комментарий
за «Учиться в оффлайне»
Окситоцин в группе людей позволяет создать доверие между тренером и учащимся

Не скажу за всю Одессу: ИМХО По крайне мере, мой мозг, не считает картинки людей в Zoom за настоящих людей, в сравнении с оффлайн общением. Чувствуется слишком большая искусственность, а если есть задержки в соединении или плохой микрофон, то появляется даже раздражение на человека, а не на техническую сторону. Ведь "Как" сказать иногда важнее чем "Что" сказать.

Наверное невербального общения мне нехватаєт.
Также, может мне онлайна слишком много в последние время попалось. Или просто мне нехватает окситоцина 🤔.

Всем добра 😇

Да, кстати... При проблемах со связью мы можем переносить негатив на человека. Интересная и разумная мысль.

  Развернуть 1 комментарий
за «Учиться в онлайне»
Можно сделать запись знаятия

В случае различных форс-мажоров можно сделать запись занятия и разобрать ее позже. Конечно это не то, что непосредственно участвовать, но лучше чем ничего.

Если занятие в онлайне проводится хорошо (а не лекция в режиме говорящей головы), то запись не сделать.
Под хорошим проведением занятия я имею ввиду частую работу в малых группах.

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, зависит от размеров группы, выбранных подходов к практике и самой темы. Например, тот же тренинг может быть рассчитан на 5-10 человек. Группа и без того маленькая, делить ее некуда. Практика тут чуть ли не с индивидуальным подходом может получиться. Да и сама практика может быть при такой группе в формате брейншторма/коллаута/квиза. При любом раскладе тут много чего в случае пропуска вылезает как домашнее задание, но наличие записи лучше чем ничего.

В целом сам бывал в таких ситуациях, когда просто не мог уделить внимания тренингу. И запись очень помогала. Правда в том случае деления на группы не было.

С делением на группы есть у меня один кейс, когда запись помогла, и практику можно было самостоятельно сделать, но мне кажется, это прям уникальный случай какой-то.

  Развернуть 1 комментарий
за «Учиться в оффлайне»
Тренеру тяжело поддерживать контакт со слушателями

Не так давно был на обучении, где видео было включено только у меня и тренера. Остальное все было черными-квадратиками. Это просто жесть. А бывает, что еще и вопросы не задают. Непонятно - если там за ними кто-нибудь или нет, какая у них реакция. Все таки тренинг - это инетрактивность, работа с аудиторией и, соответственно, работа аудитории.

Это да. А тренер не просил ставить ключики, включать камеры, отвечать на вопросы?... Он точно был тренером, а не диктором? 🤔

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, тренер попросил, слушатели проигнорили) Это же не обязаловка. Особенно, если сочетают прослушивание с завтраком или лежанием на диване.
Вопросы там задавали, но по началу очень тяжело раскачивались.

  Развернуть 1 комментарий
за «Учиться в онлайне»
Легче договориться с обезьяной

Для взрослых учеба - это не основной вид деятельности, и сил/времени/мыслетоплива часто уходит по остаточному принципу, хотя ситуации разные бывают. Минимум действий, чтобы учиться онлайн, и столько всего, чтобы доехать/накраситься/одеться/спланировать, чтобы учиться оффлайн.

за «Учиться в онлайне»
Не ограничены территорией

Если бы все джедайские (и не только) движи были бы в оффлайне, то это была бы какая-то дискриминация по месту жительства. В Москве все было бы. А я из Н-ска, и мне более чем нормально, что все в онлайне

Только по времени не удобно может быть. Но это уже из-за того, что земля круглая и вертится вокруг не той оси... Вертелась бы поперек, в МСК и НСК время было бы одинаковым. Но тогда бы из Питера ребятам хуже было...

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, это да, но есть кому еще сложнее: Дальний Восток или совсем Запад, меня пока устраивает. Перестанет устраивать - что-нибудь придумаем)

  Развернуть 1 комментарий
за «Учиться в онлайне»
Потому что можно выбрать лучших учителей

зачем ограничивать себя учителями, которые близки к вам географически, когда в онлайне можно учиться у личших инструкторов в мире?

за «Учиться в оффлайне»
Более простой и понятный нетворк

Не нужны спец. техники, чтобы люди имели возможность пообщаться в перерыве на отвлеченные или неотвлеченные темы.

А в онлайне есть спецтехники, чтобы люди общались на отвлеченные темы? :)

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, Дима Лазарев на тренинге, например, экспериментировал с асинхронным нетворком через кружочки в телеге и мотивировал общаться книгами :)

  Развернуть 1 комментарий
за «Учиться в оффлайне»
Совмещение с другими активностями

Если компания заказывает мероприятие оффлайн, и оплачивает командировку для участников, то после мероприятия можно погулять по другому городу, посетить какие-то интересные места. Позитивные впечатления будут дополнительно подпитывать эффект обучения на мероприятии.

за «Учиться в оффлайне»
Очень сложно заменить живой контакт. Невербалика и вот это все.

По собственному опыту знаю, при общении онлайн, в том числе если тема обучение, как только что то !показалось! не очень интересным надо пока там не интересно глянуть в соц сеточки, почту и рабочий чат. И дальше оттуда, из ушедшего в фон источника вещания должно донестись что то "очень интересное" чтобы вернуть фокус внимания.

При оффлайне, телефоны конечно отбирают прям редко, но отвлекаться в телефон как то все таки не комильфо и это конечно происходит, но на порядок реже.

В онлайне первым делом предстоит битва за включенные камеры, с угрозами выгнать с обучения. Что задаст сразу некоторый фон антипатии. А если ее не вести то контакта не будет совсем.

Аудио + видео конечно доставляют существенное количество невербалики но явно не всю. Хрен знает какой там процент и как его мерять но у меня ощущение что потери весьма существенны.

Я вполне верю в онлайн самообучение на некотором материале. Марафон прям зашел. Но организуя обучение группы когда мне важен результат, буду биться за то чтобы сделать оффлайн формат.

Антон, а что в твоём понимании результат обучения группы? Как ты понимаешь , что достиг его?

  Развернуть 1 комментарий

@nerealvm, люди после обучения действуют по новому. Дальше нужно смотреть конкретику по каждой теме.

  Развернуть 1 комментарий

Отвлечения во время онлайне - самый большой риск, но он снижается большим количеством упражнений. Хотя и не до нуля. И, наверное, даже не до уровня оффлайн группы с отобранными смартфонами.

Кстати, когда мне будет важен результат обучения, я буду биться за онлайн 😁

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, "И, наверное, даже не до уровня оффлайн группы с отобранными смартфонами" это понятно, если удастся догнать офлайн группу с не отобранными телефонами будет уже успешный успех.

"буду биться за онлайн" Нипонятна ... аргумент приведенный тут имхо очень поверхностный ...

  Развернуть 1 комментарий

"буду биться за онлайн" Нипонятна ... аргумент приведенный тут имхо очень поверхностный ...

Если посмотреть вообще на баттл целиком, то видно, что однозначно нельзя сказать, что лучше онлайн или оффлайн. А раз так, то я склоняюсь к тому, что мне проще и удобнее ;)

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, Про "что мне проще и удобнее" тут никаких вопросов, но как это связано с "когда мне будет важен результат обучения" непонятно.
Я понимаю что для компании офлайн в среднем окажется дороже и буду убеждать компанию заплатить. Например за твои неудобства ;-)

  Развернуть 1 комментарий

но как это связано с "когда мне будет важен результат обучения"

А это очень просто :) Если не знаешь, как лучше, то делай как тебе удобнее :)

Если бы большинство аргументов были бы за какой-то определенный формат, то да. Я бы использовал этот формат, так как во главе угла у меня все же результативность обучения. Если любой вариант плох (или хорош) по-своему, то я выбираю как проще :)

Но я, конечно же, не говорю четкое "нет" оффлайн обучению, а просто подкручиваю ценник, чтобы (как ты правильно сказал) компенсировать свое неудобство.

Ну и еще есть случаи, когда онлайн просто тяжело. Например откровенно не-ИТшная компания. Иногда ко мне приходят и такие, да...

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, Ну да, это все логично.
Но если чутка позанудствовать то это все странно упаковывать в формулировку "когда мне будет важен результат обучения, я буду биться за онлайн" :-)

  Развернуть 1 комментарий

@Hedin, ну да... Если уж до конца быть строгим в логическом построении, то "мне важен результат" отнюдь не достаточно для "я буду биться за онлайн" :)
принимается :)

  Развернуть 1 комментарий

Вот не понимаю позиции "включи видео или уходи с вебинара". У человека разные обстоятельства могут быть вплоть до технических проблем. У меня, например, недавно драйвера отвалились, пришлось оживлять.

Без включенных камер тренеру тяжело работать - это да, но не невозможно.

  Развернуть 1 комментарий

@njallnir, Вот об том и речь. А если не биться то тренер вещает черным квадратикам и не происходит ничего.

  Развернуть 1 комментарий

@Hedin, вещает - это больше про лекцию или про теорию, которая в этом случае не должна длиться долго. Вебинар же большей частью интерактивен. Различные вопросы, социометрия, запрос обратной связи, непосредственно практика. Да даже в теорию можно интерактив добавить.

  Развернуть 1 комментарий

@njallnir, обстоятельства могут быть разные. Вопрос в вероятностях. В большинстве случаев человек просто не хочет, чтобы все видели, как он проверяет чаты.

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, откуда информация про большинство случаев? Есть какие-то исследования/статьи на эту тему?

Просто тут могу только по личному опыту судить, и вот камера никогда мне не мешала чат проверять или почту. Это особо и не видно. Гораздо больше мешало проверять чат его выключение перед вебинаром.

А вот с отключением камеры у меня на первое место как причина вылезает отсутствие майки/рубашки на мне в сочетании с 28+ в квартире.

  Развернуть 1 комментарий

@njallnir, вообще исследований не видел, это так - наблюдение по результатам опросов у меня на тренингах. Так что это не точно.

Но если бы отсутствие майки было бы основным фактором, тогда включение камер носило бы сезонный характер. А этого не наблюдается. Скорее включена камера или нет зависит от конкретной компании.

  Развернуть 1 комментарий

@njallnir, "Это особо и не видно." особо не видно но наметаный глаз тренера наверное увидит. И в любом случае считывается с невербалики.

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, или потому что не накрашенная и нос красный от соплей))

  Развернуть 1 комментарий

@Maria_Vin_NSK, во-первых в думе есть кнопка "улучшить мой внешний вид". Во-вторых, в камере все равно этих деталей не видно. В-третьих... И чего плохого в том, что не накрашенная или нос красный?...

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, да, мне уже норм, но некоторым важно. Еще у меня инет не всегда устойчивый, поэтому лучше камеру вырубить.

  Развернуть 1 комментарий

@Maria_Vin_NSK, да про ненакрашенных это прям любимая отмазка. :-)

  Развернуть 1 комментарий
за «Учиться в оффлайне»
Больше вовлеченность в занятия

По мне, если видишь других участников вовлеченность повышается. В онлайне не та обстановка, всё делается сидя. А в оффлайне задействованы разные мышцы, помотать головой, подойти подсмотреть что-либо у другого)

В онлайне есть же камеры.
С другой стороны, в оффлайне ты всех видишь целиком. А ещё участников потрогать и понюхать можно 😁

  Развернуть 1 комментарий

@cartmendum, камеры в одной точке, а в оффлайне приходится головой, а порой и туловищем вертеть )
А еще могут ведь и при отвлечении отключать камеру.

  Развернуть 1 комментарий
за «Учиться в онлайне»
В школе мы учимся общаться

А знания получаем и закрепляем дома. Когда сядем спокойно за свой стол и сделаем домашнюю работу.

мы считаем, что цель обучения - это не получение знаний, а умение действовать со знанием дела!

😏

Нам не знания закреплять надо, а учиться действовать. Для этого обратная связь важна.
Хотя, ее можно и в онлайне и даже асинхронно получать. Часто ни чуть не хуже, чем в оффлайне.

  Развернуть 1 комментарий
за «Учиться в оффлайне»
Для определенных людей

К ним относится моя дочка. Ей желательно максимально живое взаимодействие, тогда и быстрее учится, и сам процесс какой-то приятный. Я с такими людьми работала, но им и в онлайне было норм, главное, чтобы через взаимодействие. В оффлайне они оживают и расцветают (преимущественно женщины, кстати, по моим наблюдениям), опять же повод платье купить и/или выгулять)) Доча, кстати, мудро поступает, когда ей не хочется идти в музыкалку или скучно, то надевает красивую юбку, и ей как-то нормально переться на сольфеджио))

😎

Автор поста открыл его для большого интернета, но комментирование и движухи доступны только участникам Клуба

Что вообще здесь происходит?


Войти  или  Вступить в Клуб